Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа
Задачи курсовой работы: определение сущности, структуры и роли в обществе финансов; раскрытие структуры и особенностей формирования государственного бюджета России; определение особенностей управления государственным долгом России; анализ понятия мультипликатора государственных расходов с учетом совокупного спроса; изучение налогов, как экономической базы и инструмента финансовой политики государства; анализ налогового мультипликатора; изучение механизма реализации фискальной политики в переходной экономике России; раскрытие особенностей современной российской налоговой политики.
Введение 3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста 4
1.1 Финансы: сущность, структура, роль в обществе. 4
1.2 Государственный бюджет России: структура, особенности формирования 9
1.3. Особенности управления государственным долгом России 14
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2.Финансовая политика 20
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства 20
2.2 Налоговый мультипликатор 24
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России 27
2.4 Особенности современной российской налоговой политики 28
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34
Данную систему дополним государственными расходами, которые оказывают воздействие, подобное предпринимательским расходам и инвестициям. В результате произойдет перемещение точки макроэкономического равновесия по линии 45°. Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса и производство ВНП. В результате закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов на эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между прямыми C+I+G и C+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги.
Следовательно, государственные расходы оказывают такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Прямая C+I+G показывает величину совокупных расходов, соответствующих тому или иному уровню ВНП. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства ВНП.
Теперь отметим, к чему приведет сокращение государственных расходов. Такое уменьшение приведет к тому, что точка макроэкономического равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного роста ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т. д. потребительских расходов, а также приведет к множительному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:
Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает «первичное» возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.
Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.19
В этой главе я рассмотрела такое понятие как финансы и попытались определить их роль в обеспечении экономического роста. Было определено, что финансы - это динамично-развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер, они являются неотъемлемой частью денежных отношений, экономическим инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудием контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.
Государственный бюджет определяет налоговый климат страны, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. возникает такое явление, как бюджетный дефицит. Было выявлено, что управление государственным долгом играет существенную роль в обеспечении экономического роста.
Фискальная политика – это прежде всего налогообложение и государственные расходы. При более детальном изучении политики государственных расходов, было выявлено, что мультипликатор государственных расходов показывает воздействие государственных расходов на изменение объема совокупного спроса.
Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.
Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.
Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов непосредственно следуют из их экономического содержания:
По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.
По использованию налоги
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Представим эту классификацию налогов схематически на примере Российской Федерации.21
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета.
Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени: 1) Нейтральность налоговой системы, заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков;2)Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему; 3)Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам; 4)В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации. Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности:
DH — доход населения после уплаты налогов;
ПН — платежеспособность населения.
Можно
исчислять уровень налогового бремени
по доле налогов в валовом внутреннем
продукте:
где — коэффициент или уровень налогового бремени;
Н — сумма налогов; ВВП — валовой внутренний продукт .
Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других. Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.
Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера»:
График 2.1.2. «Кривая
Лаффера»
На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс — поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R. обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V . При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.