Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы: определение сущности, структуры и роли в обществе финансов; раскрытие структуры и особенностей формирования государственного бюджета России; определение особенностей управления государственным долгом России; анализ понятия мультипликатора государственных расходов с учетом совокупного спроса; изучение налогов, как экономической базы и инструмента финансовой политики государства; анализ налогового мультипликатора; изучение механизма реализации фискальной политики в переходной экономике России; раскрытие особенностей современной российской налоговой политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста 4
1.1 Финансы: сущность, структура, роль в обществе. 4
1.2 Государственный бюджет России: структура, особенности формирования 9
1.3. Особенности управления государственным долгом России 14
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2.Финансовая политика 20
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства 20
2.2 Налоговый мультипликатор 24
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России 27
2.4 Особенности современной российской налоговой политики 28
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Світова економічна криза 1929.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
  • Обеспечить исполнение социальных обязательств. Адресность предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается
  • Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
  • Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
  • Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.   Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.
  • Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.
  • Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий. Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования; и др.13

1.3. Особенности управления государственным долгом России

 

 Государственный долг в современных условиях - совокупность финансовых отношений, в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические юридические лица. В сфере этих отношений государство большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. возникает такое явление, как бюджетный дефицит, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

    Различают следующие виды государственного долга:

    • Внутренний долг;
    • Внешний долг;

   Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ). ГЦБ подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные — ноты (до 5 I лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правительственные обязательства. Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреждения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. Внутренний государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом.

   Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Международный банк развития и реконструкции, Международный валютный фонд и др.). В РФ условия, размеры внешних заимствований регулируются Бюджетным кодексом, согласно которому предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.14

   Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

 Цель управления  государственным долгом – нахождение  оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. 15

В основу управления государственным долгом РФ положены следующие принципы:

  • безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без Вставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальностьсоздание такой структуры государственных наймов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
  •    Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ, контроль.

   Управление государственным долгом РФ осуществляется посредством следующих методов: 1) рефинансирование погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств; 2)конверсия изменение доходности займа; 3)консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности; 4) новация соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора; 4)унификациярешение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов; 5)отсрочка консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам; 6)дефолт отказ государства от уплаты государственного долга.16

     К настоящему времени разработана «Концепция единой системы управления государственным долгом РФ». Основными ее целями являются сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости его обслуживания, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по  более низкой стоимости.

   В части управления внешним долгом существуют свои особенности, установленные, в частности, традициями и правилами мировой финансовой практики и международного финансового права. Мировой долговой кризис обусловил необходимость создания системы мер по урегулированию внешней задолженности стран. К ним относятся варианты базовых условий реорганизации официального долга в рамках Парижского клуба для стран с низким средним уровнем дохода, методы сокращения коммерческих долгов в рамках Лондонского клуба кредиторов.

  Макроэкономические  характеристики России не достигли  тех значений, когда обычно начинают переговоры об уменьшении внешней задолженности, но при этом очевидно, что Россия имеет моральное право на уменьшение долга хотя бы потому, что, являясь членом Парижского клуба, она согласилась на большие льготы своим должникам в размере почти 80% чистого списания их долгов.

   Взаимоотношения России с основными кредиторами к настоящему времени складываются следующим образом.

  В 1996 г. Россия договорилась с Парижским клубом о реструктуризации долга бывшего СССР, после чего ее обязательства перед клубом составили 42 млрд. долл. на период до 2020 г. Основными держателями внешних долговых обязательств бывшего СССР являются: Германия - 48%, Италия - 17, США - 6%.

  Переговоры  России с Лондонским клубом начались в декабре 1991 г. и продолжались с переменным успехом в течение всего периода рыночных реформ. В 1999 г. частные банки-кредиторы, входящие в Лондонский клуб, отказались от юридического оформления дефолта как результата финансового кризиса в августе 1998 г. и предпочли согласовать некоторые схемы реструктуризации долгов. В феврале 2000 г. во Франкфурте-на-Майне была уточнена общая величина задолженности России в сумме 31,8 млрд. долл. Суверенный долг РФ был переоформлен в еврооблигации.

  Новые облигации, на которые обменивается долг перед Лондонским клубом, по статусу являются еврооблигациями РФ. Доходность новых 30-летних евробондов будет примерно равна доходности 7-го транша уже торгующихся еврооблигаций со сроком погашения в 2028 г. По оценкам Минфина России, общее облегчение долгового бремени России с учетом сокращения процентных выплат и разности рыночных дисконтов и купонных ставок составит около 50%.17

1.4. Мультипликатор государственных  расходов и совокупный  спрос

   Фискальная политика - это налогообложение и государственные расходы с целью сглаживания циклических колебаний и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях высокой занятости и низкой стабильной инфляции. Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в коротком периоде направлена на стимулирование деловой активности в целях преодоления циклического спада путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или комбинацией этих мер. В долгом периоде снижение налогов может привести стабильному повышению темпов роста экономики, упрочения ее экономического потенциала.18

   Политика государственных расходов и налогов — важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, на объем ВНП и занятость населения, а также на регулирование спроса. Фискальная политика в коротком периоде сопровождав эффектами мультипликаторов государственных   расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Рассмотрим более подробно политику государственных расходов: проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики — государственные расходы, то будем исходить из того, что налоги равны нулю.

        
 
 

                                  

На оси абсцисс  отложена величина ВНП, а на оси ординат  — совокупные расходы, которые включают суммарные расходы населения, предприятий и государства на изменение благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением предприятием и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 45°. Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке.

   В данную систему введем график потребления—прямая С. Точка A показывает состояние, когда расходы равны потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций—прямая C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ будет предъявлен спрос населения и предприятий.

Информация о работе Финансовая система государства