Еоретические положения А. Маршалла об эластичности спроса. Возможность его применения в современном микроэкономическом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория А. Маршалла является синтезом достижений классической экономической науки и теорий маржинализма.
С точки зрения преемственности идей «классиков», А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции»

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…...3
1. Маржинализм. Неоклассическая школа.…………………………………4
2. Альфред Маршалл – основатель неоклассической школы
политической экономии……………….........…………………………...…...5
2.1. Особенности методологии.………………………………………..…........6
2.2.Основные теории и концепции………..………..………..….……....…......6
3. Концепция эластичности спроса……….…………………….......................8
4. Возможность применения концепция эластичности спроса
в современном микроэкономическом анализе………..……….….….…...9
4.1.Перекрестная эластичность спроса……………………….….………...…10
4.2. Эластичность спроса по доходу……………………………..………..….11
Заключение……………………………………………………………….……..13
Список литературы……………..………...………………………………..…16

Работа содержит 1 файл

История экономических учений.docx

— 45.74 Кб (Скачать)

Представления продавцов  об эластичности спроса на продаваемые ими товары могут оказаться своеобразными, что скажется и на их ценовой стратегии. Некоторые из них полагают, что покупателей больше привлекают цены, выраженные нечетными числами. Другие считают, что объем спроса при ценах, выраженных круглыми цифрами, меньше, чем при любой другой цене в пределах определенного интервала. Существуют и другие представления о характере функций спроса и его эластичности, которые служат психологической основой для других стратегий ценообразования.

 

4.1.Перекрестная  эластичность спроса.

 

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное  изменение объема спроса на один товар  при изменении цены другого. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность  замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент  перекрестной эластичности этих товаров  по цене будет высок, и наоборот.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос  на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости  товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен  будет проявляться влияние эффекта  дохода, что приведет к изменению  спроса на оба товара. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В  этом случае эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.

Более надежную оценку отношений  взаимозамещения взаимодополнения товаров можно получить, если при  расчетах перекрестной эластичности исключить  влияние эффекта дохода.

Некоторые экономисты используют перекрестную эластичность для определения  отраслевой принадлежности различных  производств. Они считают, что, чем  выше коэффициент перекрестной эластичности двух товаров, тем с большим основанием их производство может быть отнесено к одной отрасли. Однако такая  точка зрения не является общепринятой.

 

4.2. Эластичность спроса по доходу.

 

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение  спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

Среди нормальных товаров  можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов, называют товарами второй необходимости. Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

Заключение.

 

В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования. Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы» в экономической литературе нередко характеризуют как некую «маржинальную революцию».

Второй этап «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим  образом:

- неоклассики (второй этап «маржинальной революции») обосновали необходимость одновременного изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя, их друг другу;

- маржиналисты второй волны, благодаря замене каузального подхода функциональным, исключили из «поля зрения» экономической науки, существовавшую почти 200 лет, дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объединили» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена;

- на втором этапе «маржинальной революции» наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов, как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т. е. отдельных хозяйствующих субъектов.

Становление в экономической науке  функционального метода, то есть единства методов анализа и синтеза, в значительной мере связано с творчеством А. Маршалла.

Изучая труды предшественников, Маршалл перекладывал их на язык диаграмм, что в дальнейшем привело его  к графическому методу анализа, закрепившемуся в современной экономикой науке  именно благодаря его усилиям.

К главным достижениям  Альфреда Маршалла, которые он сделал в области исследования спроса, можно  отнести работы, которые связаны  с эластичностью спроса. До него никто не связывал этот термин с  теорией предельной полезности. Он первый, кто связал между собой  уменьшающуюся предельную полезность и закон спроса.

Он выявил разную степень  эластичности спроса товаров в зависимости  от структуры потребления, уровня доходов  и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам  первой необходимости, но почему-то не признал подобное относительно предметов  роскоши. Что идея об эластичности спроса стала относиться к категориям экономического анализа, – это целиком и полностью заслуга Альфреда Маршалла.

По Маршаллу, существует особая зависимость влияния спроса и предложения на уровень рыночной цены от анализируемого периода времени. Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость.

Огромные  познания и многогранные личные качества Маршалла в высшей степени соответствовали поставленной им перед собой задаче. В Маршалле вечно сражались за первенство математик, получавший удовольствие от изобретения новых средств анализа, историк, ощущающий бесконечный поток социальных изменений, моралист и реформатор, проповедь которого шла вразрез с устремлениями его современников, эмпирический исследователь, требующий фактов, прежде чем применять теорию к проблеме современности, и мудрый практик, обсуждающий практические процесы на уровне здравого смысла.

 

Список литературы.

  1. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой. Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2002. -784с
  2. Горяинова Л.В. История экономических учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2004. – 87с.
  3. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Эксмо, 2007. – 832с.
  4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 832с.
  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 320с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная работа скачена  с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 30035

 


Информация о работе Еоретические положения А. Маршалла об эластичности спроса. Возможность его применения в современном микроэкономическом анализе