Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение формирования и распределения доходов и заработной платы, а так же анализ политики доходов в Российской Федерации на примере коллективного договора конкретного предприятия.
Исходя из этой цели, был поставлен ряд задач:
• Изучение понятия доходов, видов доходов, заработной платы в частности;
• Установление сущности механизма распределения и дифференциации доходов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие доходов населения, их виды………………………………….5
1.2. Заработная плата как важнейшая часть доходов, взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей………………………………………………12
Глава 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ…...…………………………….18
2.1. Механизм распределения и дифференциации доходов……………...18
2.2. Показатели дифференциации доходов………………………………..25
Глава 3. КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВАНАДИЙ»………………...29
3.1. Характеристика предприятия и коллективно-договорного регулирования доходов и заработной платы работников ОАО «Ванадий» ….29
3.2. Анализ недостатков системы коллективно-договорного регулирования доходов и заработной платы работников ОАО «Ванадий»…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….44
Приложение А…………………………………………………
В распределении доходов, как и в любом другом производственном отношении, можно выделить материально-вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). Исходя из этого, к историческим формам распределения можно отнести:
В условиях товарного производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений можно выделить следующие уровни:
В экономической теории сложились два подхода к распределению доходов:
Роль распределения
в экономической системе
Исходя из вышесказанного, можно предположить то, что распределение и обмен взаимосвязаны и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов сводится не только к фазе распределения, но также большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры – экономической деятельности.
Распределение доходов и накопление их в обществе при помощи «Рыночного механизма» объективно оказывается настроенным на удовлетворение потребностей в первую очередь именно «элиты». Поскольку в них преобладает деградационно-паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества — большинства населения — при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу. Кроме того “элите” свойственно целенаправленно “опускать” остальное общество в целях укрепления своего “элитарного” положения в обществе, для чего она сама культивирует в простонародье приверженность деградационно-паразитическому спектру потребностей (табак, алкоголь и другие наркотики, использование которых в качестве средства управления выражается в простой формуле: “пьющим народом проще управлять”), что ещё в большей степени подавляет возможности удовлетворения демографически обусловленного спектра потребностей большинства и общества в целом.
Рыночный механизм
в качестве регулятора распределения
продукции в сфере производства
и вне её в политэкономии
Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного предпринимательства в условиях действия основного экономического закона капитализма — “больше прибыли” — ставит всех перед вопросом о характере и качестве этой регуляции.
Механизм
Особенности распределения
в переходной экономике определяет
третий блок распределительных механизмов
в силу его высокой “эффективности”.
Это обусловлено существенными институциональными
изменениями. Но прежде чем переходить
к институциональному анализу, необходимо
выявить причинно-следственную обусловленность
неэффективности сложившегося в переходной
экономике механизма распределения доходов.
Основной причиной этого, по нашему мнению,
является отсутствие конкурентных, а в
некоторых случаях, например, для земли
- рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений
по мобильности работников, а также вследствие
своей монопсонической структуры функционирует
лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное
ценообразование на рынке труда можно
наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге,
да и то среди высококвалифицированных
работников. Фактическое отсутствие указанных
рынков, как легальных и массовых, приводит
к росту соответствующих трансакционных
издержек и препятствуют свободному движению
ресурсов с целью повышения эффективности
их использования. Именно в нецелостности
системы рынков современной российской
экономики многие исследователи видят
основную причину значительного спада
производства, а, следовательно, и снижения
доходов основной массы населения. Однако
следует отметить, что в условиях глубокого
экономического кризиса доходы различных
факторов производства и групп в обществе
падают не в одинаковой пропорции. Эффективные
рынки будут формироваться только тогда,
когда цели экономических организаций
обеспечат достаточно высокую мотивацию
хозяйствующих субъектов для осуществления
рыночного обмена. В силу этого рынки выступают
как коллективное благо для той или иной
группы экономических субъектов. Причем,
группы могут быть как большими, так и
малыми. Традиционно выделяются два институциональных
условия, выступающих необходимой основой
формирования рынков: институт частной
собственности и свобода заключения контрактов
(вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие
выбор способа контрактации). Относительно
низкие доходы большинства наемных работников
в России определяются отсутствием
институциональной составляющей, необходимой
для развитого рынка труда. Распределение
доходов также зависит от того, кто выступает
в качестве институционального инноватора.
Например, на российском рынке труда, основным
институциональным инноватором является
государство. Это обусловлено в первую
очередь тем, что почти половина (49 %) занятых
нанимается государством, а также неорганизованностью
и отсутствием реальной конкурентной
силы у предложения труда и представляющих
его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень
оплаты в госсекторе и ограничивая
заработную плату в предпринимательском
секторе высокими налогами на фонд заработной
платы, государство тем самым стимулирует
создание, наряду с легальным, сопоставимых
по емкости теневого рынка, а также рынка
вторичной занятости. Согласно теории
Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических
агентов к предполагаемой институциональной
инновации определяется чистыми выгодами,
достающимся им от ее осуществления. Слабые
профсоюзы во многом выгодны государству,
поскольку в этом случае институциональные
изменения, которые оно индуцирует, направлены
лишь на формальное закрепление существующих
практик ценообразования на рынке труда.
Анализируя влияние распределения доходов
на институциональные изменения, довольно
трудно установить строгую причинно-следственную
связь между изменениями в пропорциях
распределения доходов и формированием
институциональных структур. Это свидетельствует
о сложности данных социально-экономических
взаимодействий. Если придерживаться
эндогенной концепции институциональных
изменений, то распределение доходов неизбежно
индуцирует трансформацию институциональной
структуры экономики. Наоборот, согласно
экзогенной концепции, внедрение институциональных
инноваций детерминирует изменения пропорций
в распределении и перераспределении
доходов в обществе. Выявить реализацию
приведенных двух алгоритмов институциональных
изменений возможно при анализе влияния
низких доходов и бедности на формирование
соответствующих институтов, а также деятельности
групп с особыми интересами, направленной
на институциональное закрепление изменений
в пропорциях распределения доходов.
Дифференциация
По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способности денежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данного товара).
На основании
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов. При их расчёте используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини). Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето - Лоренца - Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский статистик и социолог В.Парето (1848-1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная законом Парето. Американский статистик и экономист О.Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название ''кривая Лоренца''. [9, Лекция 20]
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше её вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация. Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов:
где Wi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
xi - доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;
n- число социальных групп. [8]
Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L = 0 в случае полного равенства в распределении доходов; L = 1- при полном неравенстве.
Об относительном неравенстве в распределении доходов может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т.е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
Коэффициент концентрации доходов Джини показывает распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами и определяется по формуле:
где - доля i-й группы в общем объеме совокупности;
- доля i-й группы в общем объеме признака;
- накопленная доля i-й группы в общем объеме признака;
Коэффициент G изменяется
в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение
G к 1, тем выше уровень неравенства
(концентрации) в распределении совокупного
дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень
равенства. [10, лекция 44]