Доходы населения и заработная плата: дифференцирование, коллективно договорное регулирование на примере ОАО "Ванадий"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение формирования и распределения доходов и заработной платы, а так же анализ политики доходов в Российской Федерации на примере коллективного договора конкретного предприятия.
Исходя из этой цели, был поставлен ряд задач:
• Изучение понятия доходов, видов доходов, заработной платы в частности;
• Установление сущности механизма распределения и дифференциации доходов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие доходов населения, их виды………………………………….5
1.2. Заработная плата как важнейшая часть доходов, взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей………………………………………………12
Глава 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ…...…………………………….18
2.1. Механизм распределения и дифференциации доходов……………...18
2.2. Показатели дифференциации доходов………………………………..25
Глава 3. КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВАНАДИЙ»………………...29
3.1. Характеристика предприятия и коллективно-договорного регулирования доходов и заработной платы работников ОАО «Ванадий» ….29
3.2. Анализ недостатков системы коллективно-договорного регулирования доходов и заработной платы работников ОАО «Ванадий»…..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….44
Приложение А…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

URLUCKY.doc

— 4.97 Мб (Скачать)

Глава 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ.

2.1 Механизм распределения  и дифференциации  доходов.

          В распределении  доходов, как и в любом другом производственном отношении, можно  выделить материально-вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). Исходя из этого, к историческим формам распределения можно отнести:

  • Распределение натурального (вещественного) продукта (например, распределение урожая между крепостными крестьянами землевладельцем)
  • И распределение непосредственно стоимости от реализации произведённого продукта (иными словами, распределение дохода от него).

          В условиях товарного  производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений можно выделить следующие уровни:

  • Распределение   орудий   производства  -  предмет   анализа  рынков капитала;
  • Распределение членов общества по родам производства – предмет анализа рынка труда;
  • Распределение продукта - предметов потребления между участниками производства - предмет анализа распределения доходов в обществе.

          В экономической  теории сложились два подхода  к распределению доходов:

  1. Функциональный, в соответствии, с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение – в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринимательский доход. Такое распределение является проблемой микроэкономики.
  2. Персональный - персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т.е. распределение доходов среди домохозяйств. Такое же распределение, соответственно, является предметом макроэкономики.

          Роль распределения  в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями:

  1. Дифференцирующая – определение отношения   (количества),   «в котором продукты достаются индивидам»;
  2. Мотивационная или стимулирующая,  в зависимости  от способа распределения - активное обратное влияние распределения на производство и обмен   через   систему   мотивации   хозяина   или   систему   стимулирования наемного работника;
  3. Воспроизводственная (компенсационная) – обеспечение воспроизводства  всех   факторов   производства  -  земли,   труда,   капитала, предпринимательства   через   компенсацию   затрат   каждого   фактора   (их вмененных издержек);
  4. Опосредующая – опосредование взаимосвязи производства и обмена с одной стороны, и потребления с другой.
  5. (Перечисленные выше функции являются общеэкономическими)
  6. Социально-экономическая функция распределения – реализационная (реализация экономического господства класса собственников в обществах глубокой классовой дифференциации, или гуманистическая – в постиндустриальном обществе, обеспечивающая высокий уровень социальной справедливости через механизм перераспределения доходов).

          Исходя из вышесказанного, можно предположить то, что распределение и обмен взаимосвязаны и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов сводится не только к фазе распределения, но также большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры – экономической деятельности.

          Распределение доходов  и накопление их в обществе при  помощи «Рыночного механизма»  объективно оказывается настроенным на удовлетворение потребностей в первую очередь именно «элиты». Поскольку в них преобладает деградационно-паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества — большинства населения — при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу. Кроме того “элите” свойственно целенаправленно “опускать” остальное общество в целях укрепления своего “элитарного” положения в обществе, для чего она сама культивирует в простонародье приверженность деградационно-паразитическому спектру потребностей (табак, алкоголь и другие наркотики, использование которых в качестве средства управления выражается в простой формуле: “пьющим народом проще управлять”), что ещё в большей степени подавляет возможности удовлетворения демографически обусловленного спектра потребностей большинства и общества в целом.

          Рыночный механизм в качестве регулятора распределения  продукции в сфере производства и вне её в политэкономии характеризуется  так называемым “законом стоимости”, согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения “трудозатрат” во многих видах деятельности “закон стоимости” оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению “трудозатратами”. Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так называемый “закон стоимости” регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей.

          Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни  общества. Но реальная свобода частного разнородного предпринимательства в условиях действия основного экономического закона капитализма — “больше прибыли” — ставит всех перед вопросом о характере и качестве этой регуляции.

          Механизм распределения  доходов состоит из трех блоков.

  • Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.
  • Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.
  • Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

          Особенности распределения  в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой  “эффективности”. Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно-следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников, а также вследствие своей монопсонической структуры функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге, да и то среди высококвалифицированных работников. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих трансакционных издержек и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства, а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения. Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию  хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена. В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются  отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда, основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая  заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае институциональные изменения, которые оно индуцирует, направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда. Анализируя влияние распределения доходов на институциональные изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием институциональных структур. Это свидетельствует о сложности данных социально-экономических взаимодействий. Если придерживаться эндогенной концепции институциональных изменений, то распределение доходов неизбежно индуцирует трансформацию институциональной структуры экономики. Наоборот, согласно экзогенной концепции, внедрение институциональных инноваций детерминирует изменения пропорций в распределении и перераспределении доходов в обществе. Выявить реализацию приведенных двух алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Показатели дифференциации  доходов.

          Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного  дохода населения в целом, отдельных  регионов и групп домохозяйств (проживающих  в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет и т.д.) В статистике бюджетов  домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на одного члена домохозяйства. Среди работающих за основу берётся среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников). Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:

  • По децильным группам - выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;
  • По квинтильным группам - пять групп, в каждой группе по 5% населения;
  • По покупательской способности населения - по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.

          По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский  расход и его структура; средний  размер потребления на душу населения  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способности денежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данного товара).

          На основании распределения  населения по размеру доходов  рассчитываются следующие статистические характеристики:

  1. Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.
  2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.
  3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

          К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный  коэффициент дифференциации; коэффициент  фондов; кривая Лоренца и коэффициент  Джини; коэффициент контрастов. При их расчёте используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент  Лоренца и коэффициент Джини). Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето - Лоренца - Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский статистик и социолог В.Парето (1848-1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная законом Парето. Американский статистик и экономист О.Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название ''кривая Лоренца''. [9, Лекция 20]

          Кривая Лоренца  представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в  случае равномерного распределения  дохода попарные доли населения и  доходов должны совпадать и располагаться  на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше её вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация. Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов:

 

где  Wi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;

       xi - доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей        численности населения;

      n- число социальных групп. [8]

          Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L = 0 в случае полного равенства в распределении доходов; L = 1- при полном неравенстве.

          Об относительном  неравенстве в распределении  доходов может свидетельствовать доля площади отклонения  от равномерного распределения  (абсолютного равенства, т.е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).

          Коэффициент концентрации доходов Джини показывает распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами и определяется по формуле:          

где - доля i-й группы в общем объеме совокупности;

       -  доля i-й группы в общем объеме признака;

       - накопленная доля i-й группы в общем объеме признака;

          Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение G  к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства. [10, лекция 44] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВАНАДИЙ»

3.1. Характеристика предприятия  и коллективно-договорного регулирования доходов и заработной платы работников ОАО «Ванадий»

Информация о работе Доходы населения и заработная плата: дифференцирование, коллективно договорное регулирование на примере ОАО "Ванадий"