Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.
Дипломатическая служба - это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц РФ за рубежом.
1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
2. Курс «Дипломатия» в системе подготовки современного специалиста-международника
3. Система государственной службы РФ: общая характеристика
4. Дипломатическая служба в системе гос.службы РФ
5. Профессиональные навыки и личные качества современного дипломата.
6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.
10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.
12. Дипломатия в условиях глобализации.
13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
15. Понятие и источники дипломатического права.
16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений РФ.
19. МИД РФ – структура и функции.
19. МИД РФ – структура и функции.
20. Министры иностранных дел РФ 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
Основное место работы, должность
Основные этапы биографии
21.Современная дипломатия США. Госдепартамент США.
22. МИД Франции:
23. Foreign Office – структура, функции…..
24. Федеральное Министерство иностранных дел ФРГ: структура и полномочия
25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
30. Дипломатические ранги vs должности в центральном аппарате МИД и зарубежных представительствах РФ
31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах РФ при международных организациях.
32. История становления консульских представительств.
33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
36. Информационно-аналитическая функция.
37. Экономическая и культурная дипломатия МИД РФ
38. Департамент информации и печати, пресс-центр МИД: функции и полномочия
39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
41. Типология, структура и функции переговоров
42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
46. Сущность и значение дипломатического протокола.
47. Задачи ДГП МИД РФ.
48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
Для китайского стиля характерна достаточно жесткая линия поведения, когда позиция фактически отстаивается на протяжении всего хода переговоров, а готовность к уступкам проявляется лишь тогда, когда переговоры заходят в тупик. Ошибки партнеров умело используются в своих интересах. Договоренности китайская сторона стремится выполнять.
Из европейских переговорных стилей выделим французский, английский, немецки.
На формировании французского переговорного стиля сказалось то, что Франция в большей степени, чем другие страны, оказала влияние на становление и развитие дипломатического протокола и этикета, а французский язык вплоть до XVIII в, был официальным языком межгосударственного общения. В качестве официального языка на переговорах предпочитают французский, причем их раздражают речевые ошибки собеседников. Переговоры ведутся, жестко, альтернативных вариантов решения проблемы не имеют. К торгу прибегают редко. В принятии решений зависят от центра. К переговорам готовятся тщательно, исходя из "общих принципов" и уделяя основное внимание логическому обоснованию, убедительной аргументации своей позиции. Нельзя не отметить такие черты французского переговорщика, как вежливость, любезность, коммуникабельность, чувство юмора.
Английские переговорщики к переговорам тщательно не готовятся. Они исходят из того, что наилучшее решение может быть найдено в ходе самих переговоров. Английский переговорный стиль характеризуется неторопливостью в принятии решений, тактикой выжидания, гибкостью, способностью к компромиссам. Англичане отличаются компетентностью, профессионализмом. Переговоры ведут честно и того же ждут от партнеров. Англичане приветливы, дружелюбны, готовы оказать помощь, но в то же время очень сдержаны, замкнуты и необщительны по отношению к незнакомым людям. На переговорах они умеют держать паузу, слушать, молчание у них далеко не всегда означает согласие. Признаком дурного тона считают многословие, эмоциональность. Прагматизм, следование букве и духу закона — характерные черты английского переговорного стиля.
Немецкий переговорщик очень пунктуален, бережлив, расчетлив. Переговорам предшествует тщательная подготовка. Переговоры немцы ведут сухо, иногда даже грубо, вопросы обсуждают с педантичной последовательностью, скрупулезно рассматривают все детали. От других участников переговоров они ожидают ясности, четкости, деловитости, конкретности, пунктуальности. Тщательно соблюдают условия договоренности.
У африканских народов ведение переговоров на востоке и на западе имеет свою специфику. Представители стран на востоке Африки предпочитают вести переговоры "до победного конца", так как в конечном итоге участники диалога обязательно придут к единому мнению. Для представителя западно-африканских стран такое поведение не характерно.
Очень большим разнообразием отличается арабский стиль ведения переговоров, на формирование которого большое влияние оказал ислам. Важнейшие качества, составляющие своеобразный "кодекс чести араба" — щедрость, гостеприимство, отвага, честность, терпение, верность, преданность. С вопросами и просьбами обращаться к женщине считается неприличным. Арабы любят и умеют торговаться. Их речь сопровождается жестикуляцией.
Один из участников кэмп-дэвидских переговоров американский исследователь У.Кванд выделил три характерные черты, присущие египетскому народу и оказавшие существенное влияние на переговорный стиль: 1) развитое чувство национального самосознания; 2) сильное правление — необходимое условие процветания государства; 3) жестко регламентированные правила поведения. Поэтому египтяне весьма болезненно воспринимают вопросы, связанные с национальной независимостью и всем тем, что в какой-либо мере может показаться им вмешательством во внутренние дела страны. Большое значение придается уровню, на котором ведутся переговоры. Египтяне, как и все арабы, предпочитают торг.
Но, пожалуй, наиболее изощрены в торге ливанцы, которые не считают зазорным обмануть, обвести партнера вокруг пальца. Однако, если у них возникает хотя бы намек на недобросовестность партнера, то торг обрывается. Достижению успеха на переговорах способствуют атмосфера доброжелательности, соблюдение и уважение местных традиций.
Таким образом, национальные переговорные стили отличаются разнообразием и имеют особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к переговорам. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что абсолютно каждому участнику переговоров той или иной страны присущ описанный стиль поведения, но он характерен для делегации в целом.
44. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.
Существует специальная система документационного обеспечения дипломатической службы – делопроизводство (в нем много разделов: -внутр переписка, -с МИДами и дипломатическими представительствами,…).
Составление дипломатических документов – инструмент дипломатии и одно из важнейших направлений работы МИДов. ФЗ «О стандартизации» (реестр основных требований к официальным документам). Контроль за соблюдением установившейся практики переписки, как правило, возлагается на протокольную службу (ДГП МИД РФ).
Нарушение традиционных норм и правил дипломатической переписки со стороны иностранных государств м.б. воспринято как попытка нанести ущерб достоинству страны.
Составление и оформление дипломатических документов: герб, код документа (для тех, что есть в гос реестре), реквизиты (отражают принадлежность ведомству), организация, департамент, адрес, памятки («лично в руки» и т.д.), место составления, дата, грифы («сов.секретно/особой важности», «сов.секретно», «секретно», «для служебного пользования»), отметки контроля, наличие приложений. Также надо упомянуть про формуляр-схемы, бланки, учет гербовых бланков.
Требования:
Достоверность. Не допускается неточность, искажение фактов. Это делает документ уязвимым, так как под сомнение будет поставлено его содержание. Последующие поправки и уточнения уже не могут помочь.
Целенаправленность. Большое значение имеет правильный выбор вида документа – он должен соответствовать данному конкретному случаю. На вербальную ноту принято отвечать вербальной нотой, а на личное письмо – личным письмом.
Аргументированность.
Своевременность. Дипломатический документ требует ответа. Его отсутствие будет воспринято как ответ определенного негативного характера.
Доступность. Документ с наибольшей полнотой и в кратчайшие сроки д.б. понятен соответствующему лицу.
Язык дипломатических документов прост, лаконичен, редко используются сравнения и эпитеты. Слова д.б. абсолютно аутентичными вкладываемому в них понятию (без двусмысленностей).
Дипломатический документ должен иметь безупречный внешний вид. Печать внизу документа, при скреплении нот гербовой печатью герб должен занимать вертикальное положение и т.д.
Любой документ начинается с обращения (точный титул и фамилия лица, которому адресуется данный документ). То и другое должно соответствовать записям в официальных документах, исходящих из учреждений, в которых работают эти лица.
МИД ведет дипломатическую переписку на языке своей страны. Однако к официальному тексту м.б. приложен перевод на иностранный язык для того, чтобы как можно быстрее довести до адресата содержание документа и предотвратить возможные неточности при переводе документа адресатом.
Посольства могут вести переписку с МИДом на языке своей страны. Но нередко они ведут переписку на языке страны пребывания или прилагают к оригиналам переводы документов на этот язык.
Дипломатические документы, как правило, должны вручаться лично адресату или направляться с курьером и сдаваться специальному уполномоченному лицу под расписку.
Как бы ни были важны форма и атрибуты вежливости в дипломатическом документе, приоритет все же следует отдавать содержанию, ясности изложения, логичности мысли, доказательности фактов, учету особенностей адресата и возможной реакции с его стороны.
45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
В дипломатической практике наиболее традиционными являются следующие виды дипломатической переписки:
личная нота направляется по вопросам принципиального значения или содержит информацию о каком-либо крупном событии. Носит более эксклюзивный характер, оформляется по полной программе. Нота составляется в первом лице от имени подписывающего ноту и начинается с обращения. Заканчивается нота комплиментом (формула вежливости), в котором автор «свидетельствует свое уважение». Характер комплимента должен учитывать принцип взаимности, особенно в случае направления ответной ноты.
В последние годы получил распространение такой вид дипломатической переписки как личное послание главы государства или правительства. Хотя с формальной точки зрения такое послание м.б. отнесено к категории «личных нот», ввиду высокого положения отправителя и получателя, а также большого значения таких документов их принято выделять в самостоятельный вид дипломатической переписки.
вербальная нота. МИДы и посольства ведут дипломатическую переписку в основном путем направления вербальных нот. Вербальные ноты используются для рассмотрения и решения широкого круга вопросов. В них излагаются политические, экономические, научно-технические и другие проблемы как двустороннего, так и многостороннего характера.
Нотами также запрашиваются визы, сообщается об автодорожных происшествиях с участием сотрудников посольств, доводится до посольств информация представительского характера (об организации поездок дипломатического корпуса по стране, о приглашении дипломатов на мероприятия по случаю национального праздника страны, об экскурсиях на промышленные предприятия и в научные учреждения) и т.д.
Вербальные ноты начинаются и заканчиваются комплиментом. Текст вербальных нот составляется в третьем лице. Как личные, так и вербальные ноты печатаются на гербовой бумаге высшего качества. В идеале нота скрепляется мастичной гербовой печатью МИДа или посольства. Вручаются лично или с курьером.
Практически не существует различия между вербальными нотами с подписью (визой) и теми, которые имеют лишь печать посольства, и в настоящее время все реже встречаются вербальные ноты, подписанные или завизированные главой дипломатического представительства.
В дипломатической переписке имеются документы, которые не требуют дополнительного оформления. К ним относятся памятные записки, меморандумы:
памятная записка обычно направляется или по просьбе лица, с которым состоялась беседа, или как напоминание о том или ином вопросе. М.б. приложением к личной/коллективной ноте. Вручается лично с целью усилить значение или подчеркнуть важность сделанного во время беседы устного заявления или просьбы, облегчить дальнейшее продвижение дела, предупредить возможность неправильного толкования или понимания беседы или устного заявления. Текст памятной записки составляется в безличной форме. Памятные записки печатаются на простой бумаге; адрес и печать не ставятся; проставляются лишь место и дата отправления. Над текстом записки печатается надпись: «Памятная записка».
Меморандум представляет собой документ, составленный в форме письма, в котором рассматривается фактическая сторона того или иного вопроса, излагается аргументация в защиту своей позиции, содержится полемика с доводами другой стороны и т.д. М.б. либо приложением к личной или вербальной ноте, либо самостоятельным документом, передаваемым лично или пересылаемым с курьером. Меморандум как приложение к личной ноте печатается на нотной бумаге без герба; номер, печать, место и дата отправления не ставятся. Меморандум, вручаемый лично, печатается на нотном бланке с указанием места и даты отправления; обращение и комплимент, печать и номер не ставятся.
циркулярная нота (нескольким адресатам)
коллективная нота. В единственном экземпляре от имени нескольких лиц. В дипломатической практике встречается все реже. Государства строят свои отношения на двусторонней основе как равноправные, суверенные члены мирового сообщества. Коллективная же нота – либо от всего дипломатического корпуса, либо от группы посольств – может рассматриваться как демарш, попытка оказать давление.
личное письмо (частное письмо полуофициального характера) посылается знакомым официальным лицам в случаях, когда требуется какое-либо содействие в решении вопросов, являющихся предметом официальной переписки или переговоров, с целью подчеркнуть заинтересованность автора в данном деле или ускорить решение какого-либо вопроса путем использования влияния лица, которому направляется письмо.
правительственная телеграмма (личное видение, перспектива отношений). Как правило, телеграммы требуют ответа.
46. Сущность и значение дипломатического протокола.
Согласно Дипломатическому словарю, «протокол дипломатический» – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении. Хотя изначально под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов, позже это слово стало употребляться применительно к дипломатии. Расширялось его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И на сегодня невозможно найти какую-либо внешнеполитическую акцию (дипломатические приемы, переписка), которая реализовалась бы без использования дипломатического протокола. По сути, он выступает как политический инструмент внешней политики и дипломатии государства.
Нормы дипломатического протокола – это не изобретение какой-то одной страны или группы дипломатов, а итог многовекового общения государств. Нормальное общение между государствами было бы немыслимо, если бы все они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений, и в первую очередь таких, как уважение суверенитета, равенство, невмешательство во внутренние дела друг друга. Инструментом, с помощью которого государства на практике могли бы реализовать эти принципы (например, продемонстрировать без ущерба своему престижу уважение другому государству как равному партнеру), является дипломатический протокол.