Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.
Дипломатическая служба - это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц РФ за рубежом.
1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
2. Курс «Дипломатия» в системе подготовки современного специалиста-международника
3. Система государственной службы РФ: общая характеристика
4. Дипломатическая служба в системе гос.службы РФ
5. Профессиональные навыки и личные качества современного дипломата.
6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.
10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.
12. Дипломатия в условиях глобализации.
13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
15. Понятие и источники дипломатического права.
16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений РФ.
19. МИД РФ – структура и функции.
19. МИД РФ – структура и функции.
20. Министры иностранных дел РФ 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
Основное место работы, должность
Основные этапы биографии
21.Современная дипломатия США. Госдепартамент США.
22. МИД Франции:
23. Foreign Office – структура, функции…..
24. Федеральное Министерство иностранных дел ФРГ: структура и полномочия
25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
30. Дипломатические ранги vs должности в центральном аппарате МИД и зарубежных представительствах РФ
31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах РФ при международных организациях.
32. История становления консульских представительств.
33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
36. Информационно-аналитическая функция.
37. Экономическая и культурная дипломатия МИД РФ
38. Департамент информации и печати, пресс-центр МИД: функции и полномочия
39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
41. Типология, структура и функции переговоров
42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
46. Сущность и значение дипломатического протокола.
47. Задачи ДГП МИД РФ.
48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
Указ Президента «О мерах по защите свободы МИ в РФ» от 5 дек 1993г. Все СМИ и структуры по сбору, анализу и распространению информации нах под защитой государства, и государство гарантирует им самостоятельность и свободу.
Концепция внешней политики
Концепция информационной безопасности.
В структуре МИД работой со СМИ занимается Департамент информации и печати (ДИП). Задачи:
Разработка и осуществление информационного обеспечения внешней политики РФ и информированию о ней отечественной и заруб общественности.
Отслеживание международных информационных проблем и обеспечение участия РФ в международных организациях и форумах по инф-ной тематике,
Участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере,
Аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в РФ и оказание им содействия в профессиональной деятельности.
Для этого проводятся пресс-конференции, брифинги, консультации и т. д.
В п. 4 Указа Президента РФ «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ» от 12 марта 1996 г. говорится, что важнейшим направлением работы ДИП является своевременное доведение до российских и зарубежных СМИ, а через них – до сведения полит кругов России и зарубежных стран, широкой мировой общественности официальной позиции России по текущим международным проблемам.
Структура ДИП:
Отдел оперативной информации. Распространяет официальную информацию по внешнеполитическим вопросам (ч/з рассылки сообщений для печати или в ходе общения с представителями СМИ). Поддерживает рабочие контакты с инф агенствами России и заруб стран. Выпускает различные инф материалы (стенограммы, справочную информацию). Поддерживает официальный сайт МИД. Представитель отдела (часто – Директор ДИП) выступает с официальными заявлениями.
Виды офиц заявлений:
Сообщение для печати — офиц документ с информацией о повседневной деят-сти МИД.
Заявление офиц представителя МИД — более высокий уровень офиц заявления для привлечение большего внимания к событию.
Заявление Министра ИД — для подчеркивания особой значимости конкретной проблемы
Заявление МИД России — высшая форма офиц заявления внегнеполит ведомства
Справочная инф-ция — материалы, подготовленные ДИП в координации с др департаментами МИД с подробной информацией о 2-сторонних отношениях.
Отдел российских СМИ. Обеспечивает прямую и обратную связь МИ со СМИ. Осн упор на моментальное реагирование на запросы СМИ. Ежедневный мониторинг рос прессы и телепередач, пресс-освещение проводимых МИДом мероприятий. Проводит брифинги — сообщение по телефону с размещением стенограмм на сайте МИД и неформальные встречи с журналистами. Выпускает теле- и радиоматериалы по внешнеполит проблематике. Сообщает о поездках Министра ИД за рубеж и готовит список журналистов, участвующих в поездке.
Отдел международных информационных проблем. Координирует вопросы сотр-ва в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, СЕ и др. Обеспечивает участие России в международных форумах по инфопроблемам. Проводит экспертные оценки проектов норм актов. Обобщает информацию о международных инф-ционных процессах. Получает внешнее содействие развитию отеч ТВ, радио и кино. Защищает интересы РФ в области международного информационного сотрудничества. Среди направлений участия РФ в международных организациях в инф-ной сфере выделяется изучение международных стандартов в области ответственности и регулирования деятельности СМИ (н пр, рекомендации журналистам предоставлять проверенную инф-ю, разработанные СЕ и ОБСЕ). Участие в ежегодных сессиях Комитета ООН по информации и на заседаниях Руководящего комитета Совета Европы по СМИ.
Официальное издание ДИП – Информационный бюллетень. Он выпускается в 16.00 по рабочим дням и далее постепенно накапливает информацию в течение дня. В него входят выступления Президента РФ, Министра ИД и др.
Официальное печатное издание МИД РФ – Дипломатический вестник (с 1992г). Освещает практически все аспекты внешнеполит деят-сти государства.
Пресс-центр МИД РФ осуществляет деят-сть по след напр-ям:
инф-ное обеспечение визитов в РФ на высшем уровне,
организация регулярных брифингов и пресс-конференций для рос и заруб СМИ по актуальным вопросам внеш политики РФ,
поддержание деловых контактов с заруб корреспондентами, аккредитованными в России. Оказание им визовой и др. поддержки. + См. Отдел по работе с иностранными корреспондентами
организация интервью, встреч, бесед с руководством МИД РФ.
Структура Пресс-центра:
Отдел по работе с иностранными корреспондентами. Содействует инкоррам в решении практических вопросов пребывания. По ст. 48 и 55 Закона «О СМИ» существует 3 категории аккредитации представителей зарубежных СМИ:
Постоянный корреспондент. Карточка выдается на 2 года с возм-стью продления
Специальный корреспондент. Прибыл в РФ по заданию редакции для освещения спец мероприятий не более чем на 3 мес.
Технический сотрудник.
Отдел информационного обеспечения гос визитов. Освещает в СМИ визиты в РФ зарубежных глав государств, правительств, Министров ИД и др.Информирует журналистов о предстоящем визите и составляет список журналистов, аккредитованных на мероприятии. Поддерживает постоянные контакты с пресс-службами Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ и др.
В пресс-центре проводятся наиболее значимые пресс-конференции, конференции и брифинги. По указу Президента с апреля 2001 г. с целью ознакомления заруб общественности с соц-эк развитием субъектов РФ в Пресс-центре ведутся регулярные презентации субъектов РФ с участием губернаторов, представителей крупного бизнеса соответствующих регионов.
39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
Как дипломатия, так и разведка появились много столетий тому назад. С возникновением постоянных посольств разведка была частью дипломатии, и в ряде случаев трудно было провести между ними грань. Но сами масштабы шпионажа и поэтому взаимоотношения между разведкой и дипломатией со временем значительно изменились. Условно говоря, цели и той, и другой государственной службы в некоторой степени одинаковы – это защита интересов своей страны путем сбора информации в зарубежных странах о действиях и планах их правительств. Но способы добывания информации и влияние действий этих структур на развитие событий кардинально отличаются друг от друга. Задача разведки – охватить такие стороны жизни государства, которые недоступны открытому наблюдению, то есть дипломатии.
В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года записано, что дипломаты получают информацию законными средствами, и только законными(!), а разведка прибегает и к другим средствам далеким от соблюдения законности. Конечно, есть тайная информация в дипломатии. Она обычно тщательно проверяется с помощью других легальных источников. Сведения разведки с трудом проверяются или вообще не подлежат проверке, потому что она сама опасна и может привести к разоблачению разведчиков и разглашению ее источников. Следует провал. (Пример: английские спецслужбы пропустили приготовления Германии к войне с СССР и т.д.).
Во второй половине 20 века деятельность иностранных разведок значительно активизировалась. В США бурно развивалось ЦРУ. Только в 1983 году его бюджет вырос на 25%. В 60-70 гг реформировала свою систему разведки Франция. В 50-е гг создается система разведки Египта, в 40-х – Израиля.
Провалы разведок приводили обычно к крупным скандалам. А так как разведки стали действовать активнее, особенно из-за распространения ядерного оружия, то провалы участились, и реакция обострилась. По сведениям Гос.деп-а США, за шпионаж в 1981 году были высланы из разных стран 27 граждан США, а в 1983 – 147.
В настоящее время практически во всех странах, прежде всего в крупных, под крышей посольства работают разведчики. Они пользуются иммунитетом и их имена занесены в дипломатический лист. В некоторых странах МИД официально участвует в работе секретных служб страны или тесно связаны с ними. В Англии есть специальный термин «Второй Форин оффис» - секретная разведывательная служба (Secret Intelligence Service), которая входит в состав Foreign Office. В 1980 году представители правительства официально признали это.
Что касается РФ, то зарубежные специалисты Гамильтон и Лэнхорн утверждают, что процент разведчиков в российских посольствах составляет 40-50%, а в некоторых из них доходит до 75%. Хотя наши специалисты заявляют, что этот процент ниже.
Относительно недавно были сделаны предложения о каких-либо «лимитах разведывательной деятельности». Но, во-первых, эта профессия основана на тайне и всякое раскрытие ее тайны ей противопоказано, во-вторых, в этой профессии невозможен никакой односторонний контроль. Поэтому это неправдоподобно!
Существует, однако, ряд тенденций. В ряде западных стран если из-за нехватки средств в загранпредставительствах сокращается число дипломатов, то это, как правило, не касается разведчиков. Более того, при уменьшении штатов посольств и сокращении «чистых дипломатов» одновременно увеличивается число разведчиков с рангом дипломатов.
Сейчас принято говорить, что перед разведчиком ставятся иные задачи, чем прежде. Главное – не сбор секретной информации, а ее тщательный анализ. Происходит конкуренция двух ведомств. Для государства это, конечно, полезно, для МИД огорчительно, что его анализ корректируется другим ведомством. Есть мнения, что МИД существенно страдает от усилившейся тенденции вести разведку под крышей посольств.
40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
Переговоры являются одной из важнейших форм дипломатической работы. Не случайно, в узком смысле слов дипломатию часто определяют как "науку или искусство переговоров". В современную эпоху международные переговоры являются основным средством решения многих международных проблем. Тенденция к возрастанию их роли особенно ярко проявилась во второй половине XX в., отличительной чертой которого являются периоды "оттепелей" и "похолоданий" в межгосударственных отношениях. Соответственно и переговорный процесс характеризуется чередованием спадов и подъемов его активности. Тем не менее, тенденция к возрастанию роли переговоров в международной жизни является ведущей. Объясняется это рядом факторов. Одним из важнейших является сокращение военно-силовых методов решения государствами своих проблем: накопленный гигантский ядерный потенциал способен привести человеческую цивилизацию к гибели. Требует совместного решения и другая глобальная проблема – экологическая. Кроме того, интеграционные процессы, происходящие в мире, привели к взаимозависимости и взаимоуязвимости государств. Единственный путь к успеху в этих вопросах – переговорная дипломатия.
Существенную роль в возрастании значения переговорного процесса сыграли также изменения в мире, происшедшие в конце 80-х — начале 90-х гг., и прежде всего распад СССР и слом тоталитарных структур в государствах бывшего социалистического лагеря. Во многих полиэтнических странах обострились межнациональные и межконфессиональные противоречия (Югославия, Россия, Молдавия, Грузия и др.), которые вылились в открытые вооруженные столкновения конфликтующих сторон. Согласие между ними бывает редко достижимо без участия посреднической миссии международных, межправительственных организаций. Третья сторона, выступая в роли миротворца, организует переговорный процесс, способствуя тем самым политическому решению проблемы.
К числу особенностей современных переговоров относится то, что начиная с 70-х гг. стали проводиться "возобновляющиеся" переговоры (ОБСЕ, сессии Генеральной Ассамблеи ООН и др.), для которых характерна стабильная повестка дня, рассчитанная на перспективу. При необходимости к рассмотрению тех или иных вопросов можно возвращаться.
Отличает современный переговорный процесс и то, что их участники стремятся к выработке как можно большего числа договоренностей посредством консенсуса. Такой способ принятия решений требует от участников международных форумов мастерства, умения найти при всех различиях в позициях, подходах к решению проблем баланс интересов сторон.
Повышение значимости переговоров в социально-политической жизни общества поставило на повестку дня вопрос о подготовке профессиональных кадров. Первыми это осознали американцы и с конца 70-х гг. в Гарвардском, Джорджтаунском, Колумбийском университетах, Массачусетсском технологическом институте и некоторых других учебных заведениях кроме теоретических стали читать спецкурсы, посвященные технологии переговорного процесса, проводить деловые и имитационные игры. В 80-е гг. в Институте заграничной службы США для профессиональных дипломатов был введен в качестве основного предмет "Дипломатические переговоры". Видные американские дипломаты, политологи обучают искусству переговоров, решению конфликтных ситуаций, выполнению посреднических, миротворческих функций. Много внимания уделяется также изучению национальных стилей ведения переговоров. Формы занятий разнообразны: "круглые столы», конференции, по итогам которых издаются научные сборники.
Что же касалось СССР, то даже в специализированных высших учебных заведениях, таких как Дипломатическая академия, МГИМО, специальные предметы по искусству ведения переговоров в учебные программы включены не были. Ситуация изменилась лишь в последнее десятилетие XX в. Перемены, происшедшие в стране и обществе, резко повысили интерес к технологии ведения переговоров не только у профессиональных дипломатов, но и у рядовых граждан.
41. Типология, структура и функции переговоров
Основными критериями для типологии международных переговоров:
• уровень представительства;
• обсуждаемые проблемы;
• число участников;
• форма переговоров;
• степень регулярности.
В зависимости от уровня представительства можно выделить политические и дипломатические переговоры. Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) и высоком уровне — между главами государств и правительств, министрами иностранных дел. Отличительная черта такого рода переговоров состоит в том, что их участники в силу занимаемого положения вправе самостоятельно принимать решения, не расходящиеся с национальными интересами страны. На них решаются наиболее сложные, спорные, принципиальные вопросы межгосударственных отношений. Собственно дипломатические переговоры проводятся на уровне представителей, специальных экспертов государств-участников, которые связаны более или менее жесткими инструкциями и не вправе самостоятельно принимать окончательные решения.