Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.
Дипломатическая служба - это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц РФ за рубежом.
1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
2. Курс «Дипломатия» в системе подготовки современного специалиста-международника
3. Система государственной службы РФ: общая характеристика
4. Дипломатическая служба в системе гос.службы РФ
5. Профессиональные навыки и личные качества современного дипломата.
6. Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.
7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
8. Особенности европейской дипломатии в Средние века.
9. Формирование системы межгосударственных отношений в середине XVII в. и дипломатия Нового времени.
10. Революционная дипломатия: сравнительный анализ (Война за независимость США 1776-1783, Великая Французская революция 1789-1797, Русская революция 1917)
11. Дипломатия Великих Держав в 20 веке. Биполярная система и дипломатия периода ХВ.
12. Дипломатия в условиях глобализации.
13,14. Дипломатическое и консульское право как отрасли международного права: общая характеристика. Дипломатическое и консульское право в системе международного права.
15. Понятие и источники дипломатического права.
16. Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях: общая характеристика.
17. Дипломатический корпус: статус в стране пребывания, привилегии и иммунитеты.
18. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений РФ.
19. МИД РФ – структура и функции.
19. МИД РФ – структура и функции.
20. Министры иностранных дел РФ 1992-2004. Персональный статус и политический вес.
Основное место работы, должность
Основные этапы биографии
21.Современная дипломатия США. Госдепартамент США.
22. МИД Франции:
23. Foreign Office – структура, функции…..
24. Федеральное Министерство иностранных дел ФРГ: структура и полномочия
25. Официальные интернет-сайты внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.
26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?
27. Признание государств и установление дипломатических отношений.
28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.
29. Дипломатические ранги: иерархия и порядок присвоения.
30. Дипломатические ранги vs должности в центральном аппарате МИД и зарубежных представительствах РФ
31. Дипломатическая служба в специальных миссиях и постпредставительтвах РФ при международных организациях.
32. История становления консульских представительств.
33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.
34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.
35. Основные формы и направления дипломатической службы: общая характеристика
36. Информационно-аналитическая функция.
37. Экономическая и культурная дипломатия МИД РФ
38. Департамент информации и печати, пресс-центр МИД: функции и полномочия
39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)
40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.
41. Типология, структура и функции переговоров
42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.
46. Сущность и значение дипломатического протокола.
47. Задачи ДГП МИД РФ.
48. Протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей.
49. Виды дипломатических приемов, подготовка и проведение дипломатического приема.
50. Деловой и дипломатический этикет: общее и различное.
В соответствии со спецификой обсуждаемой проблемы можно говорить о переговорах по экономическим, военно-политическим, экологическим, гуманитарным и иным вопросам.
В зависимости от числа участников переговоры бывают двусторонние и многосторонние. Последние более сложны в плане подготовки, процедуры и тактики ведения. Появился новый термин многосторонняя дипломатия, под которой понимается "... совместное рассмотрение несколькими или большим числом государств международной проблемы или проблем, представляющих общий интерес, с целью найти их взаимоприемлемое решение. Эта деятельность осуществляется либо на специально созываемых или постоянно действующих конференциях, либо в рамках международных организаций, призванных регулировать отношения в различных областях, либо, наконец, путем переписки, встреч и т.д."
Выделяют также прямые и непрямые (через посредников), разовые и возобновляемые переговоры. На разовых переговорах принимается окончательное решение, исчерпывающее повестку дня. Регулярно работающие ("возобновляемые") переговоры имеют стабильную повестку дня и характеризуются преемственностью в обсуждении вопросов, которая предусматривает возможность возвращения к их решению.
Структура переговоров включает две стадии: подготовительную (организационные вопросы, а также определяются цели, задачи, интересы) и переговорную (процедурные вопросы, уточняются позиции, вносятся предложения, ведутся дискуссии, определяются зоны компромисса и рамки будущего соглашения, редактируются и принимаются итоговые документы). Иногда выделяется еще стадия реализации договоренностей (взаимный контроль этого процесса).
Международные переговоры играют важную роль в общественной жизни. Основная функция переговоров — разрешение конфликтов, спорных вопросов путем их обсуждения и принятия совместного решения. Выработка и заключение взаимоприемлемых договоренностей являются основной целью переговоров, что отличает их от всех других видов дипломатической деятельности — бесед, переписки, консультаций и т.д. Поэтому не всегда встречи, даже на высшем уровне, рассматриваются как переговоры.
Важной и неотъемлемой функцией практически всех переговоров современности является формирование общественного мнения.
Иногда публичность дипломатии направлена на то, чтобы успокоить мировое сообщество, продемонстрировать возможность и готовность решения сложных проблем. Общеизвестно, что многие публичные внешнеполитические акции, особенно перед выборами, носят чисто пропагандистский характер.
Все переговоры выполняют и информационно-коммуникативную функцию, ибо участники рассчитывают на получение дополнительной информации по различным проблемам, в том числе и тем, которые не имеют непосредственного отношения к обсуждаемой проблеме, но проясняют позицию партнеров. Если партнеры по переговорам не ставят перед собой цель достижения договоренности, то информационно-коммуникативная функция приобретает самостоятельный характер, превращаясь в средство взаимодействия сторон. Это особенно важно в тех случаях, когда отношения между государствами не отличаются доверительностью.
Кроме того, переговоры могут выполнять такие функции как координация действий на международной арене, отвлечение внимания партнера от решения других проблем.
Все функции зачастую реализуются в ходе переговорного процесса одновременно.
42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.
Искусство вести переговоры – основа деятельности дипломата. В последнее время роль переговоров в МО многократно возросла, это и неудивительно при наличии современных средств вооружения, роль военной дипломатии постепенно отходит на второй план, уступая место практике ведения переговоров. В зависимости от целей, характера, количества участников уровня представительства и других факторов избирается форма переговоров. Исторически первой формой были конгрессы. Чаще всего переговоры проводятся в форме конференций, саммитов, сессий, совещаний, встреч и т.д. Вне зависимости от избранной формы к переговорам следует тщательно готовиться. Подготовительная работа включает две стадии: 1.организационную и 2. теоретическую.
1. Основными элементами организационной стадии являются следующие: определение и согласование повестки дня, времени и места проведения; выбор соответствующего здания, формирование состава делегаций; создание приемлемых условий для их размещения; обеспечение делегаций связью, транспортом; составление плана рассадки; выработка регламента. Государство, на территории которого будут проходить переговоры, должно позаботиться о создании благоприятной политической атмосферы. Очень важно наличие здания с залом заседаний, помещениями для делегаций и их глав, генерального секретариата. Такими зданиями располагают Нью-Йорк, Женева, Париж, Вена, Монреаль и др. Условия размещения делегаций должны быть приблизительно равными. После определения состава государств-участников начинается формирование делегаций, этим занимаются министерства внешних сношений. Состав представительства на переговорах, его уровень зависят от важности обсуждаемой проблемы, общее правило при этом – примерно одинаковый уровень делегаций и эквивалентность рангов их глав. Численный состав варьируется от нескольких до 100 и более человек (в него входит глава, его заместитель, секретарь, члены группы, советник, эксперты, переводчики, технический персонал. Глава делегации несет полную ответственность за весь ход переговоров. Он должен хорошо знать предмет переговоров, а также возможности, личные качества членов своей группы. Секретарем является должностное лицо, которое занималось подготовкой к переговорам. В его функции входят ведение дневника заседаний для делегации, участие в подготовке повестки дня, распространение документов, контроль за составлением протоколов заседаний, подготовка окончательных текстов документов и т.д. Членами делегаций являются представители заинтересованных министерств, ведомств, организаций.
О составе делегации и обо всех происходящих изменениях должно быть сообщено принимающему государству.
На первом заседании формируется секретариат конференции. Генеральным секретарем становится член делегации страны, на территории которой проводятся переговоры (его обязанности: консультация председателя по вопросам процедуры; по разработке проекта программы, обеспечение связи между председателем и членами делегациями, планирование, организация и контроль за работой секретариата).
Главные функции секретариата: организационно-
Важным элементом любых международных переговоров является составление плана рассадки членов делегаций в зале заседаний, который заранее согласовывается с секретарями делегации. При этом главным требованием является соблюдение дипломатической иерархии, места обозначаются соответствующими карточками. Двусторонние переговоры проводятся за прямоугольным столом, если переговоры многосторонние, варианты рассадки делегаций могут быть разными в зависимости от формы стола, однако во всех случаях в алфавитном порядке официального языка, определенного процедурой.
В тех случаях, когда в переговорах участвуют представители разноязычных стран, заблаговременно должен быть решен вопрос об официальных и рабочих языках. Все дипломатические документы публикуются на официальных языках.
Важным вопросом регламента является также порядок голосования. В основном применяются принцип консенсуса и принцип квалифицированного большинства (2/3).
2. Теоретическая стадия. Основные задачи: 1. подготовка переговорной концепции;2. анализ предполагаемых целей и позиции партнера; 3. определение стратегии и тактической линии; 4. подготовка выступлений, речей, документов, проектов резолюций.
Центральное место в подготовительной работе занимает разработка переговорной концепции. Прежде всего, определяются конечные цели. Для этого необходимо четко уяснить собственные интересы, сформулировать позицию по обсуждаемой проблеме и в зависимости от этого выработать стратегию и тактику на переговорах. Не менее важно, сделать прогноз позиции партнёра (а также выделить совпадающие элементы в позициях и определить неприемлемые результаты). На 1-ой стадии необходимо также путём переписки, на консультациях и т.д. выработать компромиссный результат и разработать проекты документов, отражающие позицию государств, обязательства участников.
Этапы переговоров: 1. начальный (исследовательский, дискуссионный). 2. аргументации и определения общих рамок будущего соглашения. 3. заключительный – согласование позиций и выработка договорённостей. Главное назначение 1 этапа – уточнение позиций участников через проведение дискуссий, 2 – ого – достижение взаимопонимания, выработка общей согласованной позиции по ключевым вопросам, определение рамок возможного будущего соглашения, 3-ьего – согласование позиций и выработка договорных документов (вначале вырабатывается общая формула, а потом путём поправок вносятся детали).
Итоговые документы переговоров: договор, соглашение, конвенция, протокол, декларация, коммюнике. Главное – то, что они фиксируют взаимные права и обязанности между субъектами Международного права. Договоры бывают: двусторонними и многосторонними, открытыми (предусматривается возможность присоединения др. сторон) и закрытыми.
Дополнения, оговорки, разъяснения к договору иногда оформляются спец. протоколом.
Договор состоит из: преамбулы (перечисляются участники, мотивы, цели, принципы); конкретных статей, постановлений; заключения.
Договоры большого политического значения, регулирующие вопросы коллективной безопасности, взаимопомощи, сотрудничества и т.д. – пакты.
Соглашения и конвенции – документы, регулирующие отношения между государствами по каким-либо специальным вопросам (в эконом., политических и др. сферах).
Коммюнике – вид договорного документа, отличающийся информационным характером, об общих принципах политики государств, об их позиции и т.д.
Двусторонний договор составляется на языке сторон, многосторонний – на одном или более.
В двусторонних переговорах соблюдается принцип альтерната, когда в подлинном экземпляре документа данного договаривающегося государства наименование страны, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте, более почётное место для подписи – под текстом договора вверху с левой стороны, если имена располагаются в строчку, или сверху, если располагаются в колонку. Другие уполномоченные лица расписываются по алфавиту или по жребию.
Парафирование – проставление инициалов уполномоченных лиц на каждой странице договора.
После подписания договор должен быть ратифицирован либо парламентом, либо главой государства.
Договор вступает в силу с момента обмены ратификационными грамотами либо с момента сдачи на хранение в депозитарий, либо, если ратификация не предусмотрена – с момента его подписания.
По окончании срока договор м.б. продлён, или прекращён (по истечению обязательств). Договор м.б. денонсирован (это д.б. оговорено заранее, когда одно государство уведомляет другое государство об утрате его силы), либо аннулирован ( м.б. произведено в одностороннем порядке в письменной форме). Международные договоры регистрируются в секретариате ООН.
43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.
Проблема национальных особенностей переговорных стилей стала предметом исследований относительно недавно. Одним их первых выделили национальные переговорные тили английский учёный и дипломат – Г. Никольсон, англичан в переговорах он назвал лавочниками ,т.к. они ведут переговоры так, чтобы в выигрыше были обе стороны, а немцев – войны, т.к. они стремятся к выигрышу за счёт другой стороны. В России много внимание этому вопросу уделяла исследователь Лебедева.
Национальный переговорный стиль – особенности культуры, исторического прошлого, обычаев, традиций, менталитета, которые влияют на процесс переговоров. Можно выделить 3 группы особенностей, характеризующих национальные стили: 1. связанные с формированием состава делегации; 2. связанные с ценностными ориентациями; 3. связанные с личностным моментом поведения участников переговоров. При чём национальный стиль переговоров определяется поведением участников как представителей своего государства, а не национальной группы.
Американский стиль. Основные характеристики переговорщика: открытость, профессионализм, самостоятельность и независимость в принятии решений, дружелюбность (предпочтительно неформальное общение), напористость (граничащая с агрессивностью, иногда желание навязать своё мнение), пунктуальность, прагматичность.
Чувствуя себя на переговорах лидерами, американцы хотят получить максимум возможного, используя приёмы «торга», тем не менее, они уделяют большее внимание поиску консенсуса, нежели деталям. Американцы уделяют большое внимание общественному мнению, поэтому большое внимание придают освещению хода переговоров СМИ.
Азиатский стиль. Главная характеристика – эластичный. То есть они терпимо относятся к разногласиям на переговорах, склонны к рассмотрению деталей, даже если нет согласия по общей формуле. Японцы особенно чувствительны к общественному мнению, стремятся избежать участия в многосторонних переговорах. На уступки отвечают тем же, на угрозы – не реагируют, но в переговорах с более слабым партнёром сами прибегают к угрозам. Японцы очень пунктуальны и обязательны, много времени уделяют межличностным контактам, умеют выслушивать собеседника, держать паузу, контролировать эмоции. Японское «да» - не всегда означает согласие, «нет» они не употребляют, чтобы не обидеть собеседника, а говорят «это затруднительно». В переговорах с японцами паузы вполне естественны. Японцы боятся проиграть на переговорах, поэтому предпочитают не рисковать. Представители Южной Кореи, имея много общего с японцами, отличаются от них, прежде всего, тем, что после установления межличностных контактов, приступают к деловой части. Корейцы очень вежливые и воспитанные и требуют от партнёров того же, своё несогласие открыто не высказывают, если же договорённость достигнута, то сразу же приступают к её реализации. Особенности Китайского национального стиля: делегации очень многочисленны, в них входят эксперты по различным вопросам, в принятии решений не самостоятельны, т.к. им всегда требуется одобрение центра. В переговорах с китайцами прослеживаются все три стадии ведения переговоров. Причем на начальном этапе кроме выяснения позиций партнера, предпринимаются попытки по внешнему виду определить социальный статус участников переговоров. В дальнейшем внимание делегации акцентируется в основном на лицах с более высоким должностным положением.