Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:16, реферат
Проблема современной статистической базы состоит не только в
низком качестве и ненадежности исходной информации, но и в крупных
методических ошибках при формировании основных макроэкономических
показателей. В результате основные макропеременые (призванные
характеризовать народнохозяйственную динамику и структуру),
разрабатываемые в недрах Госкомстата, на наш взгляд, не отражают
действительной динамики и структуры производства.
Неверное отображение в статистике результатов реформ не позволяет
адекватно оценить процессы происходившие в ретроспективе, затрудняет
осуществление прогнозных построений.
Разнообразная информация, имеющаяся по России за 1980-1990 гг.
достаточно неплохо согласована между собой. Все то, что мы имеем за
1991-1997 гг. в этом смысле гораздо хуже. Самая главная проблема связана
с измерением ВВП, его динамики и структуры.
реально продавалась по одним ценам, фиксировалась по другим, а разница делилась
между непосредственными участниками сделки. В результате такого рода процессов
неизбежно снижалась общая налогооблагаемая база и поступления в государственный
бюджет.
Приблизительно, масштабы такого перераспределения (добавленной стоимости в
промежуточную продукцию) можно оценить, сравнивая расчетные материальные
затраты в отраслях (полученные по межотраслевой модели в методологии 1990 года с
использованием среднеотраслевых дефляторов) с оценкой фактически сложившихся
затрат при элиминировании влияния лагов и инфляции (фактически здесь идет речь об
уровне затрат, оцененных в так называемых балансах в среднегодовых ценах).
Основная гипотеза такого сопоставления состоит в том, что в 1990 г., в
условиях отсутствия инфляции и иного хозяйственного устройства, было существенно
меньше мотивов и возможностей сокрытия добавленной стоимости, соответственно
материальные затраты отраслей в межотраслевом балансе 1990 г. искажены в
существенно меньшей степени, чем в настоящее время. Таким образом,
сопоставление межотраслевых балансов, построенных на основе текущей статистики
и расчетных межотраслевых балансов в текущих ценах, полученных на основе
18прогноза изменения матрицы прямых затрат 1990 года, позволяет получить
требуемые оценки. Ниже приведены оценки сокрытия ВВП за 1993-1994 годы.
Таблица 4
ОЦЕНКА МАСШТАБОВ СОКРЫТИЯ ДОБАВЛЕННОЙ
В ОТРАСЛЯХ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ОТРАСЛИ 1 9 9 3 год 1 9 9 4 год
НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Скрытая
доб.ст-ть
Доля
в сумме
Доля в
матзатр.
Скрытая
доб.ст-ть
Доля в
сумме
Доля в
матзатр.
6683.2 17.9% 7.4% 23011.5 21.4% 8.9%
196.1 0.5% 1.8% 624.2 0.6% 1.8%
17206.0 4 6 , 1 % 60,8% 37097.8 34.5% 50.0%
768.6 2.1% 18,5% 1916.2 1.8% 18.5%
6552.4 17.6% 83.6% 27761.0 25.8% 83.6%
Промышленность
Строительство
Сельское хозяйство
Транспорт
Сфера обращения
Непроизводств.сфер? 5881.0 15.8% 23.6% 17123,0 15.9% 20.1%
ВСЕГО 37287.3 100.0% 107533.7 100.0%
Как видно из таблицы, масштабы отнесения добавленной стоимости
на промежуточную продукцию огромны. Они существенно превышают
величину инфляционного завышения ВВП по народному хозяйству. В 1994
г. завышение величины ВВП вследствие инфляции были почти в 2.5 раза
меньше масштабов сокрытия добавленной стоимости в промежуточном
продукте.
С у щ е с т в е н н ы м п р и э т о м я в л я е т с я т о, ч т о с и т у а ц и я с о в е р ш е н н о п о
разному складывается в различных отраслях. Для одних отраслей, в
частности, для промышленности уровень сокрытия добавленной стоимости
не компенсировал
величину дополнительного
механизм обложения инфляционной прибыли. В результате "переплата" в
бюджет промышленностью в 1994 г. составила около 10 трлн.руб.
Аналогична ситуация со строительством. В то же время сфера обращения,
транспорт и бюджетно-кредитная сфера, только в силу рассматриваемых
причин, недоплатили в бюджет более 20 трлн.руб.
19Меры предпринятые
Правительством в последние
всевозможных льгот (в том числе разнообразных внебюджетных фондов) привели к
определенному снижению возможностей сокрытия добавленной стоимости путем
отнесения ее на элементы затрат. По нашим оценкам эта величина снизилась с 22-
25% ВВП в 1992-1993 гг. до примерно 12% ВВП в настоящее время. Тем не менее,
уровень скрываемого
от налогообложения все еще
даже выше наших оценок. Такого рода подозрения связаны, главным образом, с тем,
что несмотря на все усилия Правительства, доля доходов консолидированного
б ю д ж е т а (п о о т н о ш е н и ю к В В П) н е т о л ь к о н е у в е л и ч и в а е т с я, н о д а ж е и м е е т
некоторую тенденцию к снижению.
Резкое снижение поступлений в бюджет из промышленности и сельского
хозяйства, а
также необходимость
производства, ставят проблему увеличения налогообложения сферы услуг, торговли
и различных видов коммерческой деятельности. Необходимо иметь в виду, что в
н а с т о я щ е е в р е м я о к о л о 5 5 % д о х о д о в б ю д ж е т а с о с т а в л я ю т п о с т у п л е н и я и з
промышленности, при доле промышленности в ВВП порядка 30%.
Если бы фактическая (а не заявленная) добавленная стоимость и прибыль,
создаваемые в сфере торговли и коммерческих услуг, обкладывались хотя бы по
средним для экономики нормам налогообложения, бюджет мог бы дополнительно
получить в 1993 г. не менее 10 трлн.руб., в 1994 г. порядка 45 трлн.руб., в 1995 г.
более 100 трлн.руб.
Неизбежным также является резкое увеличение налогообложения высоких и
сверхвысоких доходов частных лиц. Именно доходы населения составляют основную
часть ВВП. Между тем, если средняя фактическая норма поступлений налогов от
ВВП составляет
28%, то налогообложение доходов
20Фактически это означает, что чистая прибыль экономики, за вычетом
смешанных доходов и доходов от предпринимательской деятельности,
обкладывается по норме более 70%. Одновременно это означает, что
подавляющая часть частных лиц с высокими доходами налогов практически
не платит.
3. Факторы Формирования финансово-стоимостной структуры
экономики.
Огромные различия в уровне доходности различных секторов экономики,
различные возможности сокрытия доходов связаны, в первую очередь, с новыми
денежными отношениями и, в частности, новыми ценовыми пропорциями и
структурой конечного спроса, сформировавшимися в результате либерализации цен
и внешней торговли.
Как только, уже начиная с 1991 г., субъектом внешней торговли с российской
стороны все
в большей мере становились а
отдельные юридические и
лица (а не государство), возникла естественная в этих условиях тенденция
подтягивания внутренних цен к уровню внешнеторговых. Воздействие цен мирового
р ы н к а н а в н у т р е н н ю ю ц е н о в у ю с и т у а ц и ю о с у щ е с т в л я л о с ь ч е р е з в о з д е й с т в и е н а
цены прежде всего основных отраслей-экспортеров, а именно нефтегазовой
промышленности, металлурги, химии, лесной промышленности.
Резко упавший в 1992 г. официальный курс рубля привел к тому, что
внутренние цены (в пересчете на свободно конвертируемую валюту) оказались во
много раз ниже мировых. В результате российские сырьевые отрасли получили
значительные преимущества на внешнем рынке. Этот рынок, на котором они
продавали продукцию много дороже чем внутри страны оказался гораздо более
привлекательным.21
Эта ситуация породила
множество нарушений и
Отсутствие отлаженной системы государственного учета доходов и
н а л о г о о б л о ж е н и я в р ы н о ч н ы х у с л о в и я х п р и в е л а к т о м у, ч т о с у щ е с т в у ю щ а я в т о
время система отчетности позволила скрывать значительную часть доходов от
внешней торговли. Достаточно сказать, что в 1992 г. величина промежуточного
продукта в нефтедобывающей промышленности оказалась необоснованно завышена,
по н ашим оц ен к ам, поч ти в 10 р а з, в г а зо вой промыш л енно с ти бо л е е ч ем в 3 р а з а. В
1993 г. аналогичное завышение в этих отраслях составило, соответственно, 3 и 1.5
раза. Очевидно, что на соответствующую величину был занижен доход этих
отраслей.
Одновременно низкая покупательная способность рубля сдерживала рост цен
на импортируемые потребительские товары. Относительная дешевизна поступающих
в Россию импортных товаров ограничивала рост цен на соответствующую
продукцию отечественного производства.
Таким образом либерализация внешней торговли "разводила" отраслевую
динамику по двум направлениям: завышая цены на сырьевые товары и занижая цены
на продукцию перерабатывающих отраслей.
22Таблица 5
Отраслевые индексы дефляторы ВП рост в
разах к 1990 году
1992 199? 1994 1995
Электроэнергетика 50 528 2678 6478
Нефтедобыча 251 1424 2914 10358
Нефтепереработка 118 1082 3781 12862
Газовая промышленность 143 727 2937 8101
Угольная промышленность 87 628 2528 6446
Прочая топливная промышленность 25 221 902 2722
Черная металлургия 79 627 2505 6272
Цветная металлургия 100 654 v 2085 5509
Химическая и нефтехим. промышленность 55 423 2142 5597
Машиностроение и металлообработка 32 263 1352 3228
Лесная, деревообр. и ЦБ промышленность 54 365 1785 5710
Промышленность стройматериалов 39 377 1863 5977
Легкая промышленность 33 232 866 2490
Пищевая промышленность 28 253 1004 2812
Прочие отрасли промышленности 27 186 655 2085
Стро ител ьство 43 366 1783 5275
Сельское и лесное хозяйство 13 171 748 2526
Транспорт грузовой и связь произв. 46 572 2712 10572
Транспорт пассажирский и связь непроизв. 20 180 2014 3338
Сфера обращения, включая комм, деятель- 157 904 3562 8486
ность
Прочие виды деятельн. сферы мат. производ- 40 244 885 6465
ства
Просвещение,здавоохр., культура и искусство 22 256 1039 2894
Информация о работе Динамика и структура ВВП Российской Федерации: причины и масштабы искажений