Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть механизм работы центров занятости населения.
Задачи:
- изучить процесс становления службы занятости населения;
- выявить функции службы занятости населения;
- рассмотреть комплекс мер, проводимых центром занятости населения для социальной поддержки и реабелетации безработного населения.
- рассмотреть федеральные программы занятости населения;
- выявить особенности региональных программ занятости населения и подвести итоги работа на примере Нижегородской области.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Государственная служба занятости населения …..… 5
1.1. Предпосылки создания службы занятости населения …………………… 5
1.2. Функции службы занятости населения …………………………………... 8
ГЛАВА 2. Механизм социальной защиты, осуществляемый службой занятости населения …………………….………………13
2.1. Материальная поддержка безработных граждан ……………….……… 13
2.2. Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения …………………..…………….. 17
2.3. Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости ………………………………………………………………….. 18
2.4. Организация общественных работ и временная занятость …………..… 19
2.5. Содействие трудоустройству в другой местности …………...…………. 21
ГЛАВА 3. Государственная политика в области содействия занятости населения на примере
Нижегородской области ……………………....………….……….. 23
3.1. Предпосылки целевой программы « о дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда нижегородской области в 2011году»…………………………………………………….……… 23
3.2. Цели и задачи программы "о дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда нижегородской области в 2011 году"………………………………………………………………………….….. 26
3.3. Результаты выполнения показателей областной целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области» за январь-июль 2011 года……….…..…….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….………… 32
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ………………….…………….. 34
- доплаты на иждивенцев,
-
материальная и иная помощь
безработным с низкими
- компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.
Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам.
Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В
случае не предоставления оплачиваемой
подходящей работы по истечении 18 календарных
месяцев безработицы
Выплата
пособия производится не реже двух
раз в месяц при условии
прохождения безработным
Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь в соответствии с законодательством, в том числе дотации за пользование:
- жильем и коммунальными услугами - если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышает (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека),
- общественным транспортом - если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории,
- услугами здравоохранения - если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования,
- общественного питания - если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.
Органами
СЗН могут устанавливаться
- не более 6 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;
- не более 12 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его иждивении;
- разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам;
- разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его иждивении.
Размеры
материальной помощи в виде ежемесячных
денежных выплат, включая дотации
за пользование жильем, коммунальными
услугами, проездом на общественном транспорте,
услугами здравоохранения и
Компенсационные выплаты применяются как чрезвычайная социальная мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего времени. Эти выплаты производятся из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Преимущественным правом на получение подобных выплат пользуются работники градообразующих предприятий, а также проживающие в кризисных регионах.
Предоставление компенсационных выплат способствует снятию социальной напряженности в регионах с наиболее кризисной ситуацией на рынке труда.
2.2.
Профессиональная ориентация, профессиональное
обучение и переквалификация безработного
населения
Одним из направлений политики в области занятости населения является профессиональная ориентация граждан.
Основная цель профессиональной ориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем:
- профессионального информирования и консультирования,
- психологической поддержки с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,
- групповых форм работ, направленных на социальную адаптацию к условиям рынка труда .
Прямым продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан.
Основная
цель - повышение
Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии со ст.23 Закона «О занятости» направлена на людей:
- не имеющих профессии (специальности),
- для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,
- для которых необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,
- утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов служб занятости.
2.3.
Содействие развитию предпринимательской
деятельности и самозанятости
Службой занятости населения с 1995 года реализуется целевая программа содействия развитию предпринимательской инициативы незанятого населения. Данная программа способствует:
-
развитию предпринимательства
-
адаптации широких слоев
-
формированию региональной
В рамках программы служба занятости оказывает консультационную и методическую помощь людям, решившим создать собственное дело, в следующих направлениях:
· выбор бизнес-идеи,
· бизнес-планирование,
·
регистрация
· налогообложение,
· лицензирование,
· маркетинг,
· менеджмент и др.
Центр
занятости населения может
- подготовку учредительных документов,
- оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия,
- оплату получения свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
- приобретение бланочной документации,
-
изготовление печатей и штампов.
2.4.
Организация общественных работ и временная
занятость
Одной из форм трудоустройства безработных граждан является проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и по договорам - в других организациях в целях обеспечения временной занятости. Эта форма трудоустройства служит не только материальной поддержкой, но нередко помогает найти постоянное место работы.
Под общественными работами согласно ст.24 Закона «О занятости населения в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социальную полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Общественные работы организуются для реализации следующих целей:
- удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный полезный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;
- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
- приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;
- трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятия и т.д.
Финансирование
общественных работ производится за
счет средств организаций, в которых
проводятся эти работы.
2.5. Содействие
трудоустройству в другой местности
Для реализации этих задач Минтруда России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».