Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе раскрывается понятие денежно-кредитного регулирования, которое представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.Кредитно-денежное

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.10 Кб (Скачать)

     Использование режима плавающего валютного курса  объективно обусловлено высокой  степенью зависимости российской экономики  от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных на сегодня международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. В долгосрочном плане на динамику реального эффективного курса российского рубля к резервным валютам будут оказывать влияние повышение эффективности российской экономики, а также возможность абсорбировать положительное сальдо платежного баланса за счет накопления резервных фондов и увеличения чистых выплат по внешнему долгу.[4, С.17-22]

3.2 Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год

ОЦЕНКА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

   Социально-экономическое развитие  страны в 2010 году в значительной 
мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических 
условий.

  В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального  валового внутреннего продукта (далее -ВВП) составит 111 - 113 процентов, инвестиций в основной капитал -123 - 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 - 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета  в

2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.

  В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на 
поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики 
Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

  Курсовая  политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

  В 2010 году сохранится привязка курса  белорусского рубля к корзине  иностранных валют (евро, доллар США  и российский рубль).

  Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний  стоимости корзины иностранных  валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости  корзины, сложившейся к началу 2010 года.

  Процентная  политика. К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 - 12 процентов годовых.

  Для регулирования денежного предложения  и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно  доступные инструменты (кредит и  депозит "овернайт", сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке  обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП составят 17 - 20 процентов годовых, ставка по депозитам -5 - 8 процентов годовых.

  Процентная  политика ориентирована на доступность  кредитов субъектам экономики и  стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и  физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 - 15 процентов годовых, по новым  срочным рублевым депозитам в  банках - 10 - 13 процентов годовых.

  Денежно-кредитные  показатели. В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 - 43 процентов, рублевой денежной массы - 35 - 42 процентов, широкой денежной массы - 34 - 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 - 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц - на 5,1 - 6,2 трлн. рублей.

  Реализация  мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной  и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 - 14,8 процента, по широкой денежной массе - до 26,6 - 27,2 процента.

  Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2010 год увеличатся на 0,5 - 1,83 млрд. долларов США.

  Денежно-кредитные  показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При  изменении в течение 2010 года указанных  параметров монетарные показатели будут  формироваться в соответствующих  пропорциях.

    РАЗВИТИЕ  БАНКОВСКОГО СЕКТОРА, ФИНАНСОВОГО  РЫНКА

И ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЫ

  В 2010 году приоритетными направлениями  развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

  За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 - 25 процентов, доля проблемных активов  в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов.

  Прирост активов банков сложится на уровне 31 - 36 процентов, что составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике  возрастут на 36 - 40 процентов и  достигнут 51 процента к ВВП.

  При этом доля кредитов, выдаваемых банками  в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 - 3 процентных пункта.

  В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

  В 2010 году Национальный банк обеспечит  эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

  В 2010 году продолжится реализация мероприятий  по интеграции 
банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников 
Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с 
Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским 
банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

  Денежно-кредитная  политика в 2010 году будет содействовать 
сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, 
обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

[16] [ПриложениеС] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация  денежно-кредитной политики и повышения  уровня развития банковского сектора  осуществляется в едино комплексе  государственной экономической  политики, учитывая необходимость согласованной  реализации монетарных и общеэкономических  целей, которые основываются на укреплении потенциала отраслей национальной экономики  и оказывают, в свою очередь, стимулирующее  воздействие на динамику их роста  и уровень жизни населения.  Представляется, что дальнейшему  повышению эффективности экономической  и денежно-кредитной политики будут  содействовать:

    • усиление в экономических прогнозах и программах как финансового блока, так и блока структурных преобразований, обеспечивающих институциональные, правовые и организационные условия реализации задач экономической политики;
    • расширении учета внешнеэкономических факторов на основе анализа и прогноза мировых рынков;
    • формирование механизма регулярного и комплексного анализа положения РБ в системе рейтингов международных организаций.

Денежно-кредитное  регулирование экономики осуществляется Национальным банком. В мировой практике основными инструментами НБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Национальный банк разрабатывает требования к  коммерческим банкам, выполнение которых  обеспечивает ликвидность банков.

Национальный  банк Республики Беларусь сохраняет  преемственность в определяющих принципах денежно-кредитного регулирования, соподчиняя ее цели главным задачам  экономической политики государства, снижение инфляции при обеспечении  роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания  экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения  в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики Национальный Банк предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность  применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось  добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов  выдерживается в пределах запланированных  параметров, рыночные котировки рубля  относительно стабильны, проводятся необходимые  мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует  нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности  проводимой политики, тем более что  проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и  большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что  сложность той ситуации, в которой  находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной  и в целом социально-экономической  политикой, требуют комплексности  и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в  общем контексте социально-экономической  политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых  явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. В 2-х частях / Н. Б. Антонова. -  . Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002- 769с.
  2. Бокша, Н.В. Макроэкономика: электронный учебник/ Н. В. Бокша, 2008
  3. Казимагомедов,  А.А.  Организация денежно – кредитного регулирования/А. А. Казимагомедов,  С. М.Ильясов ;   - Москва: Финансы и статистика, 2001 - 272 с.
  4. Каравонский, А.П. Денежно-кредитная политика в 2007 году и ее инструменты / А.П. Каравонский// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006 . №12. – с. 17-22.
  5. Матюшевский,В.С. Итоги выполнения  основных направлений денежно-кредитной политики РБ за январь-сентябрь 2009 г. и  задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2009 г./ Матюшевский В.С.// Банковский вестник.-№ 31(468).-2009 г.-С.5-11.
  6. Национальный Банк РБ, Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере.Аналитическое обозрение.-Минск.-2008 г.
  7. Национальный Банк РБ, Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ//     Банковский вестник.-№27 (464).-С.18-27.
  8. Национальный Банк Республики Беларусь, Тенденции в денежно-кредитной сфере в январе-ноябре 2009г//Банковский вестник №3( 476). -2010г.-С. 7-16.
  9. Николаева,  И.П Теория переходной экономики: учеб. пособие для студентов вузов/ И. П. Николаева.- М.: ЮНИТИ, 2001-  219с.
  10. Плотницкий, М. И. Экономика: учебн. пособие/ М.И. Плотницкий. – М.: Новое знание, 2004. – 454с.
  11. Прокопович, П.П. Итоги выполнения  основных направлений денежно-кредитной политики РБ за 2009 г. и  задачи банковской системы по их реализации в 2010 году/Прокопович П.П.// Банковский вестник. - №4 (477).- 2010г.-С.5-12
  12. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для  студентов вузов/ В.И. Тарасов. – М.: Мисанта, 2003 -  511с.
  13. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления: учеб.пособие/ В. Н. Шимов. – Мн.: БГЭУ, 2005.-  843с.  
  14. Шмарловская, Г.А. История экономических учений: учеб.пособие/ Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е Лебедько. -  Мн.:2000г. – 340 с.с.270-27
  15. Интернет-портал в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. – Беларусь, 2010. – Режим доступа:  http:www.main.gov.by  Дата доступа: 25.03.2010
  16. Интернет-портал в Республике Беларусь [Электронный ресурс]– Беларусь, 2010. - Режим доступа:  http:www.nbrb.by . Дата доступа:23.04.2010
  17. Интернет-портал в Республике Беларусь [Электронный ресурс]/Режим доступа:  http:www.minfin.gov.by.  Дата доступа: 24.04.2010

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь