Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе раскрывается понятие денежно-кредитного регулирования, которое представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.Кредитно-денежное

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.10 Кб (Скачать)

   Однако  при всей своей значимости регулирование  через учетную ставку носит  «пассивный» характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку - прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями.

   Норма обязательных резервов(резервная норма) - это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

   Политика  обязательных резервов состоит в  необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики - в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

   Изменение норм обязательных резервов позволяет  центральному банку регулировать предложение  денег, ставку процента, так как оно  ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём  кредитования. При использовании  данного инструмента ДКП следует  учитывать, что даже небольшие изменения  норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных  операций. Частые и значительные изменения  резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового  равновесия  экономики. Поэтому они  осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже. [10,C.291]

   Резервные требования являются административным инструментом кредитно-денежного регулирования, они глобально, сильно и пролонгированно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке.

   Операции  на открытом рынкеслужат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).

   Операции  на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.

   В Республике Беларусь последовательно  осуществляется переход к преимущественно  рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений. В качестве регулирующих инструментов используются традиционные:

   • выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);

   • операции на открытом рынке;

   процентная  ставка (учетная ставка или ставка рефинансирования), по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;

   нормы обязательных резервов или резервные  требования к коммерческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);

       регуляторы  банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности, независимости, лимит кредитной  эмиссии и др.)[1, C.68]

   1.3Модели денежно-кредитной политики в современной экономике

   Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по данной проблеме, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной  количественной теории денег (монетаризм) - с другой.Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

   Две эти концепции являются справедливыми и каждая из них является правильной в определенных условиях. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

   Кейнсианская  теория денег

   Основные  положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

   Рыночная  экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними  «пороками». Поэтому государство  должно регулярно использовать различные  инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

   Цепочка причинно-следственных связей предложения  денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения  является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект - к изменению номинальном  ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

   Y=C+G+I+NX,

   где Y− номинальный объем ВНП, 

   С − потребительские расходы,

   G− государственные расходы на покупку товаров и услуг,

   I– частные плановые инвестиции,

   NX – чистый экспорт.

   Кейнсианцы  отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при  проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом  экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится  величина ВНП). Наращивание денежного  предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может  снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно  высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует  о том, что ценные бумаги слишком  дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение  денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать  на это, так как ниже определенного  уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует  на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег  в обращении и номинальным  ВНП.

     Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая  процент важнейшим параметром, отдает  предпочтение денежно-кредитному  регулированию. Он полагает, что  с помощью государственного вмешательства  на денежном рынке можно регулировать  ставку процента в долговременной  перспективе и тем самым влиять  на совокупный спрос.

   Для этого Кейнс предлагает проводить  политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность  более полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

     Монетаристский подход

   В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим  стало неоклассическое направление, в том числе его современная  форма - монетаризм.

   Монетаристы считают, что изменения денежной массы оказывают непосредственное влияние на колебания деловой  активности. Допустим, центральный  банк решил изменить предложение  денег. Это вызовет расширение или  сокращение совокупного спроса, что  в свою очередь приведет к увеличению или уменьшение объема совокупного  дохода. Следовательно, монетаристы  доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег. [2]

   Причинно-следственная связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым  известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения  денег на ВНП, сам же механизм влияния  денег скрыт. М. Фридман попытался  объяснить этот механизм, введя промежуточную  категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает  к определенной структуре своих  активов: соотношение наличных денег  и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное  соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос  на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

   Исходя  из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

   DM=DP+DY,

   где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

   Монетарное  правило М. Фридмана предполагает строгое  контролируемое увеличение денежной массы  в обращении - в пределах 3- 5% в  год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого  увеличения денежного предложения  свыше 3-5% в год будет происходить  раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет  падать.

   Денежное  правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США  и Великобритании (рейганомика и  тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [10, с. 270-275].

   Основным  объектом анализа монетаристов выступают  деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что  существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому  резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться  источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом  на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность  для нужд общества, возможен кризис.

   Таким образом, современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство  не отказывается в краткосрочном  периоде от воздействия непосредственно  на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь