Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа
В данной работе раскрывается понятие денежно-кредитного регулирования, которое представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.Кредитно-денежное
ВВЕДЕНИЕ
Одним
из необходимых условий
В данной работе раскрывается понятие денежно-кредитного регулирования, которое представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики. Осуществляя денежно-кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке.
Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц - владельцев денежных средств; в узком - только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование ( центральные банки , законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно – кредитной сфере).
Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка ( объем и структура денежной массы, налично – денежного оборота, денежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.)
Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.
Главной целью денежно-кредитного регулирования является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В Республике Беларусь на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
Предмет исследования – денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь.
Объектом
исследования является современное
состояние и перспективы
Целью
данной работы является изучение теоретических
и практических аспектов осуществления
денежно-кредитной
В
работе рассмотрены основные актуальные
вопросы по данной тематике: как
осуществляется денежно-кредитное
регулирование Национальным Банком
Республики Беларусь в настоящее
время, какой должна быть денежно-кредитная
политика, какие инструменты денежно-
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Сущность, цели и виды денежно-кредитного регулирования
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике дорогих денег. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики(т.е. количественные ограничения кредита).
Основная
составляющая кредитно-денежного
Функции кредита: аккумуляция и мобилизация денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономия издержек, ускорение концентрации и централизации капитала, регулирование экономики.[8,C.632]
Кредитно-денежная система - это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система - это комплекс валютно-финансовых учреждений (центральный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов.Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.[13, C.63-64]
Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов. К ним относятся:
Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим компонентом всей системы.Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной.
Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах.В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц -владельцев денежных средств; в узком - только юридических лиц,осуществляющих денежно-кредитное регулирование ( центральные банки , законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно – кредитной сфере).
Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка ( объем и структура денежной массы, налично – денежного оборота, денежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.)
Методы и инструменты представляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо общим признаком, использование которых позволяет реализовывать определенную денежно-кредитную политику.
Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка) [3, C.123].
Особое
место в кредитной системе
занимает ЦБ. Главная задача ЦБ- управление
эмиссионной, кредитной и расчётной
деятельностью. Их основными функциями
являются: разработка и реализация
денежно-кредитной политики; эмиссия
и изъятие из обращения денег;
хранение золотовалютных резервов страны;
выполнение кредитных и расчётных
операций для правительства; оказание
разнообразных услуг
В настоящее время в зависимости от выбора тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования.
1.гибкое регулирование: предполагает поддержание на оптимальном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов.Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении при неизменной норме процента.
2.жесткое регулирование: предполагает сохранение объема денежной массы неизменным.В этом случае любое нарушение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента при фиксированной денежной массе.
3.промежуточное регулирование: корректировка и денежной массы,и уровня процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.
Таким образом, современные теоретические подходы к денежно-кредитному регулированию исходят из определенной оценки роли денег в экономике.[3, С. 125 ]
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования
Выбор
того или иного метода денежно-кредитного
регулирования имеет большое
значение, потому что применяемые
методы не обладают одинаковой степенью
эффективности и выбор
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общиеинструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Кним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективныеиспользуются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Учетная ставка(процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т.е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов - невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь