Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе раскрывается понятие денежно-кредитного регулирования, которое представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.Кредитно-денежное

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.10 Кб (Скачать)

   2.3 Анализ прочих  показателей в  рамках денежно-кредитного  регулирования Республике  Беларусь

   В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных  условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени  негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли  не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.(ВВП в 2008 году составил 128,8 трлн рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10 процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов).

   Вместе  с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП  сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся  стран Европы и Центральной Азии — на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным. Это особенно заметно на фоне ситуации, складывающейся у стран-соседей, где снижение ВВП оценивается в следующих размерах: в России — на 10%, Украине — на 16, Латвии — на 18, Литве — на 18,1%. Только в Польше имеет место экономический рост на 1,2%.

   Самый главный положительный результат  прошедшего года — это то, что  на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня населения. Реальные денежные доходы населения относительно прошлого года возросли на 2,9%,( в 2008 году реальные денежные доходы населения приросли на 12,7 процента,) численность занятых в экономике — на 0,6%,численность занятых в экономикев 2008 году увеличилась также на 0,6 процента,розничный товарооборот на — 3%,объем розничноготоварооборота(в сопоставимых ценах) увеличился в 2008 по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 15,3 процента). Это ниже показателей роста, имевших место в прошлом году, но для условий кризиса — достойный результат. Банковская система Республики Беларусь сыграла большую роль в достижении указанных социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса. [11, С.5-12]

   Проводимая  курсовая политика позволила сохранить  условия для  обеспечения  ценовой  конкурентоспособности белорусских  товаров на внутреннем и внешнем  рынках. Так, реальный эффективный курс, т. е. курс относительно валют стран  – основных торговых партнеров, рассчитанный по индексу потребительских цен, за январь-декабрь 2007 г. находился ниже уровня аналогичного периода 2006 г. на 5,41% .Курсовая политика в 2008 году осуществлялась в соответствии с  Основными направлениями  денежно-кредитной политики, согласно которым в 2008г. Национальный Банк ограничивал  изменение официального курса белорусского рубля к доллару США в рамках горизонтального коридора плюс/минус 2,5% по отношению к величине курса  на начало 2008 года. При этом в январе — июле 2009 г. обеспечивалась стабильность белорусского рубля в рамках коридора ± 5 процентов к корзине иностранных валют. В целях сохранения возможности для гибкой реакции курсовой политики в случае появления дополнительных неблагоприятных внешних факторов с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с ±5 до ±10 процентов.

   Фактически  за 2008 г. официальный обменный курс белорусского рубля к доллару  США снизился на 2,3% и составил 2200 руб.,(в 2007 г. курс снизился на 0,47% и составил 2150 на 1.01.2008г.),в  2009 году  белорусский  рубль ослабился к доллару США на 7,1% до 2837 рублей за доллар США, к евро — на 8,2 процента, до 4 005,12 рубля за евро, к российскому рублю укрепился на 0,5 процента, до 89,72 рубля за российский рубль.

   По  итогам семи месяцев 2009 года можно сделать вывод о том, что экономические субъекты в основном адаптировались к новому механизму курсообразования. В свою очередь, это позволяет в дальнейшем существенно не ограничивать колебания курса белорусского рубля по отношению к доллару США при изменении взаимного курса доллара США и евро, а осуществлять движение исходя из общей стоимости корзины иностранных валют, представляющей сводный обменный курс белорусского рубля к определяющим для экономики страны трем иностранным валютам — доллару США, евро и российскому рублю. [7,C.20]

   Следует отметить,  что в условиях мирового финансового кризиса значительно  увеличились  амплитуды взаимных колебаний мировых валют. Это  привело к возникновению нежелательных  для населения и предприятий  республики значительных изменений  курса белорусского рубля по отношению  к евро и российскому рублю. В  I квартале 2009 г. стала осуществляться Национальным банком 2 января 2009 г. разовая девальвация белорусского рубля с переходом к привязке к корзине валют, которые представлены в ней в равных весовых величинах. Внезапность проведения этой меры привела к возникновению ажиотажного спроса на  иностранную валюту и усилению  начавшегося в декабре 2008 г.  процесса трансформации срочных рублевых депозитов населения в срочные депозиты в иностранной валюте. [Приложение Л]   

   Важно отметить, что в 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению  стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%). Большая работа в 2009 г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике 1 на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн руб., или на 40,9%,( в 2008 году увеличились на 16,61 трлн рублей (на 54,5 процента) и на 1 января 2009 г. достигли 47,11 трлн. рублей, в 2007 – 30,5 трлн руб.).В условиях кризиса это достойный вклад банковской системы республики.[Приложение М] 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

     ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     3.1Принципы  денежно-кредитного  регулирования Российской  Федерации в современных  условиях 

     Конечной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых  для модернизации основных фондов и  закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в  виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.

     Банк  России, как и любой другой центральный  банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую  значительное влияние оказывают  структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного  регулирования, в первую очередь  на услуги жилищно-коммунального хозяйства  и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса  потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.

     Процентные  ставки Банка России пока не оказывают  адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия  банков. Этот же фактор наряду с отсутствием  единого рынка межбанковских  кредитов и должной конкуренции  в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в  формировании ставок по депозитам и  кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто  не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий  и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в  финансировании деятельности предприятий  и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции.

     Наконец, набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально  используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время  для его совершенствования и  внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

     Динамика  регулируемых цен и тарифов будет  также учитываться Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться  на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.

     Реализация  конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу  потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в  качестве промежуточной цели диапазона  темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная  статистическая взаимосвязь между  ежемесячными изменениями денежного  агрегата М2 и индекса потребительских  цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы.

     Скорость  обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень  влияния которых в настоящее  время подвержены значительным и  зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Не завершен процесс монетизации  расчетов, сама платежная система  находится на стадии совершенствования  путем внедрения современных  технологий проведения валовых платежей. Использование населением пластиковых  карточек как для оплаты товаров  и услуг, так и для хранения своих средств приводит к изменению  в тенденциях движения средств на этих счетах. Нестабильна структура  денежной массы, особенно соотношение  срочных депозитов и депозитов  до востребования. Кроме того, наличие  накоплений в иностранной валюте существенно влияет на соотношение  валютной и рублевой составляющих широкой  денежной массы и на формирование текущего спроса на национальную валюту. Неопределенность количественных оценок динамики скорости обращения денег  делает функцию спроса на деньги неустойчивой, что не позволяет Банку России полностью полагаться только на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных показателей для контроля за инфляцией.

     Приближение фактических темпов роста потребительских  цен к целевым показателям  инфляции в последние годы происходит при различных (порой очень существенных) отклонениях фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов. Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги и затем жесткое следование установленным ориентирам прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги могут привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономике.

     Как свидетельствует опыт, Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу. При этом на уровень  совокупного денежного предложения, измеряемого денежной массой, со временем можно будет воздействовать косвенно, через процентные ставки денежного  рынка. Банк России считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе управления, опирающейся  преимущественно на процентную ставку, сохранив на первом этапе в качестве ориентиров денежно-кредитной политики показатели денежной массы (М2) и денежной базы.

     В настоящее время главными инструментами  контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

     Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию  на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных  резервов банков, за счет активного  использования рыночных методов  ее корректировки, учитывающих как  внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы  на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

     Предполагается, что по мере практического распространения  этих инструментов регулирования денежного  предложения роль процентной ставки будет возрастать.

     Возрастание роли процентных ставок Банка России в управлении денежным предложением для достижения цели по инфляции означает, что относительная стабильность обменного курса рубля будет  результатом достижения целей денежно-кредитной  политики. В то же время Банк России будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие краткосрочные колебания курса.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь