Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа
В целом, денежно-кредитная политика Центрального банка крайне важна для общего развития экономики государства и ее эффективного функционирования. Для современной России, с ее переходной экономикой, стабилизирующая денежно-кредитная политика Банка России особенно важна. После кризиса 1998 года многое в данной сфере было изменено.
Введение 2
Глава 1. Денежное обращение и роль его регулирования в общей системе денежно-кредитного регулирования................................................................................................5
2.1 Понятие, структура и закон денежного обращения. Денежные агрегаты 5
2.2 Показатели денежного оборота: денежная масса и денежная база 9
2.3 Организация наличного денежного оборота 10
2.4 Основы организации безналичного денежного оборота 17
Глава 2. Анализ регулирования денежного обращения в рамках денежно-кредитной политики Банка России 18
2.1. Анализ динамики операций на открытом рынке 20
2.2. Анализ динамики изменения процентных ставок 27
2.3 Возможные направления совершенствования практики применения инструментов ДКП 28
Заключение 31
Литература: 34
Приложения 37
В связи с этим для управления ликвидностью Банк России должен развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.
В перспективе Банк России должен стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.
В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков необходимо применять инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней — депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свопа, ломбардные кредиты, а также внутридневные кредиты и кредиты “овернайт”. Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов: в целях стерилизации — депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свопа; в целях предоставления ликвидности — ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов — более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.
Выбор набора инструментов по срочности и типу воздействия на ликвидность должен зависеть от того, по какому сценарию будет развиваться макроэкономическая ситуация в предстоящем году. Банк России может проводить только стерилизационные операции или же только операции по предоставлению ликвидности. Однако в складывающихся условиях Банк России важно целесообразным применять смешанную стратегию, то есть использовать как инструменты стерилизации, так и инструменты предоставления ликвидности банкам.
При этом акцент необходимо сделать на сочетании использования средне- и долгосрочных инструментов стерилизации преимущественно на условиях аукциона с краткосрочными инструментами предоставления ликвидности банкам на фиксированных условиях.
При таком подходе будут созданы приемлемые условия для осуществления краткосрочных операций рефинансирования, так как денежный рынок будет “очищен” от влияния избытка ликвидности, что позволит Банку России предложить денежному рынку ориентиры краткосрочной процентной ставки. Параллельное использование Минфином России государственных облигаций для целей бюджетной политики создаст рынок, долгосрочные ставки на котором определяются операциями Минфина России, а краткосрочные — операциями Банка России. Тем самым органы денежно-кредитного регулирования получат возможность существенно усилить роль процентной ставки в управлении денежно-кредитной сферой, а банки получат дополнительные возможности по управлению собственной ликвидностью.
Деньги выполняют множество функций, каждая из которых имеет свое особое назначение и преследует определенную цель. Деньги одновременно являются и средством обращения, и средством сохранения богатства или накопления, и мерой стоимости, таким образом, охватывая различные сферы экономической жизни общества.
Законы спроса и предложения, работающие на денежном рынке, порождают важнейшие экономические процессы, в рамках как национального хозяйства страны, так и мировой экономике в целом.
Рассмотренные
выше подходы к проблеме функционирования
денежного рынка имеют
Путем
регулирования денежного
Государственное
регулирование денежного
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).8
Инструменты денежно-кредитной политики - это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных; вложений в экономику.
Государственная денежно кредитная политика в рамках регулирования Банком Росси денежного обращения в последние годы является достаточно активной и эффективной. После кризиса августа 1998 года были осуществлены значительные перемены в данной сфере и на сегодняшний день достигнуты высокие результаты.
В работе на примере операций на открытом рынке и регулирования учетной ставки была
В работе были сформулированы предложения и рекомендации по ее развитию и совершенствованию.
Самым главным выводом является то что для управления ликвидностью Банк России должен развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.
Важно использовать следующие варианты инструментов денежно-кредитной политики. При избытке ликвидности Банк России активизирует депозитные аукционы как с точки зрения предложения достаточно высоких ставок, так и по частоте проведения аукционов. При этом канал предоставления ликвидности (рефинансирования) будет практически закрыт, так как ставка по однодневным кредитам не может быть ниже достаточно высокой ставки на аукционе по привлечению депозитов. Стерилизующий эффект этих операций может быть усилен прямой продажей Банком России государственных ценных бумаг из собственного портфеля, а в особо сложной ситуации — изменением норм обязательных резервов. При противоположной ситуации, когда на рынке наблюдается дефицит ликвидности, Банк России резко снизит объемы привлечения на депозитном аукционе, что позволит увеличить свободные средства банковской системы и снизить чрезмерно высокие ставки межбанковского рынка. При этом Банк России будет стремиться к формированию таких ставок межбанковского рынка и такой курсовой политики, которые бы поддерживали большую привлекательность рублевых активов по сравнению с иностранными активами.
Для усиления эффективности мер денежно-кредитной политики Банк России может прибегнуть к прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичном рынке, а также к изменению норм обязательных резервов. Наконец, в равновесной ситуации Банк России будет проводить депозитные аукционы и аукционы РЕПО, стремясь к установлению стабильных сбалансированных рыночных котировок денежного рынка по привлечению и размещению ресурсов.
Литература
Таблица 6
Прогноз кассовых оборотов по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег
ПРИХОД | ||
Статьи прихода | Символы | |
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации | 02 | |
Поступления
выручки пассажирского |
05 | |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей | 08 | |
Поступления выручки от зрелищных предприятий | 09 | |
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги | 11 | |
Поступления налогов и сборов | 12 | |
Поступления от реализации недвижимости | 15 | |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 16 | |
Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации | 17 | |
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации | 18 | |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 19 | |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 20 | |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат | 28 | |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами | 30 | |
Прочие поступления | 32 | |
Итого по приходу - символы 02-32 | | |
РАСХОД | ||
Статьи расхода | Символы | |
Выдачи на заработную плату | 40 | |
Выдачи на стипендии | 41 | |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера | 42 | |
Выдачи на выплаты социального характера | 44 | |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов | 46 | |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений | 50 | |
Выдачи на другие цели | 53 | |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 54 | |
Статьи расхода | Символы | |
Выдачи
со счетов по вкладам граждан (кроме
Сберегательного банка |
55 | |
Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютнообменных операций | 57 | |
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 58 | |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации | 59 | |
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | 60 | |
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации | 61 | |
Итого по расходу - символы 40-61 | |