Денежно-кредитная система Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В целом, денежно-кредитная политика Центрального банка крайне важна для общего развития экономики государства и ее эффективного функционирования. Для современной России, с ее переходной экономикой, стабилизирующая денежно-кредитная политика Банка России особенно важна. После кризиса 1998 года многое в данной сфере было изменено.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Денежное обращение и роль его регулирования в общей системе денежно-кредитного регулирования................................................................................................5
2.1 Понятие, структура и закон денежного обращения. Денежные агрегаты 5
2.2 Показатели денежного оборота: денежная масса и денежная база 9
2.3 Организация наличного денежного оборота 10
2.4 Основы организации безналичного денежного оборота 17
Глава 2. Анализ регулирования денежного обращения в рамках денежно-кредитной политики Банка России 18
2.1. Анализ динамики операций на открытом рынке 20
2.2. Анализ динамики изменения процентных ставок 27
2.3 Возможные направления совершенствования практики применения инструментов ДКП 28
Заключение 31
Литература: 34
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная система-мой курсовик по эк. теории.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

     С 1991 г. в нашей стране осуществлен  переход от кредитного и кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых оборотов. Основной их целью являются определение потребностей в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, то есть сумму выпуска или изъятия из обращения.

     Основная  задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступления наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.

     С 1 января 1998 г. Центральный банк Российской Федерации вышеуказанным Положением установил определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота (рис. 5).6

     

     Рис. 5. Порядок составления прогноза кассовых оборотов в России

     Для выяснения объема и источников поступления  наличных денег в кассы учреждений банков, направления их выдач, а также  определения эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал (таблица 1 Приложение 1).

     Кредитные организации для определения  потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения  расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за четырнадцать дней до начала прогнозируемого квартала.

     Расчетно-кассовые центры ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым  кредитным организациям на основе анализа  оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций прогнозных расчетов. За семь дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальному учреждению Банка России.

     Прогнозные  расчеты ожидаемой эмиссии денег  используются расчетно-кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.

     Территориальные учреждения Банка России за три дня  до начала прогнозируемого квартала сообщают расчетные данные кассовых оборотов в целом по региону (по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдаче, эмиссионному результату) в Центральный банк России.

     Прогнозные  расчеты эмиссии денег территориальные  учреждения банка России учитывают  при разработке мер по организации  налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

     Кроме того, территориальные учреждения Банка  России и кредитные организации составляют и направляют в Центральный банк Российской Федерации статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.

     Ежеквартально территориальные учреждения Центрального банка анализируют состояние  наличного оборота в регионе. Результаты анализа используются для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и реализации совместно с учреждениями коммерческих банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

2.4 Основы  организации безналичного  денежного оборота

     Безналичные расчеты -это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, в результате которых происходит списание денег со счета плательщика и зачисление их на счет получателя.

     Совокупность  безналичных расчетов образует безналичный  платежный оборот.

     Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота (движения расчетных документов с учетом времени их оформления и оплаты).

     Принципы  организации безналичных расчетов:

     1. Осуществление безналичных расчетов  производится по счетам, которые  банки открывают клиентам для  хранения и перевода средств.

     2. Проведение расчетов через банк  должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.

     3. При всем многообразии форм  собственности и характера деятельности предприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.

     4. Перечисление средств по счетам  предприятий производится по  поручению плательщика или с  его согласия (акцепта). Это дает  возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от оплаты (акцепта).

     5. Срочность платежа, то есть  осуществление расчетов строго  исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах.

     6. Установление очередности списания  со счета клиента денежных средств в случае их недостатка для осуществления всех платежей.

     Все принципы безналичного расчета взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

     Для проведения расчетов и учета собственных  и заемных средств хозяйствующим субъектам и населению открываются в банках различные счета:

     - расчетный счет - открывается хозяйствующим  субъектам, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах коммерческого расчета;

     - текущий счет - открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчета (благотворительные, религиозные, общественные организации), и филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций. Текущий счет позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда и административными расходами;

     - бюджетный счет - открывается предприятиям  и организациям, состоящим на бюджете, для целевого использования бюджетных средств;

     - депозитный счет - открывается предприятиям, организациям и населению для хранения их временно свободных средств в течение определенного времени;

     - валютный счет - открывается субъектам  хозяйствования для хранения валютных средств и проведения расчетов в иностранной валюте;

     - ссудный счет - это счет, на котором  банки учитывают предоставление и возврат кредитов.

Глава 3. Анализ регулирования  денежного обращения в рамках денежно-кредитной политики Банка  России

     Государственное регулирование денежного обращения - это целенаправленное воздействие государства на сферу денежного обращения и кредита для решения задач, поставленных в рамках денежно-кредитной политики.

     Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).7

     Инструменты денежно-кредитной политики - это  совокупность конкретных мероприятий  и методов государственного регулирования  экономики, направленных на изменение  параметров денежной массы и объемов кредитных; вложений в экономику.

     Перечислим  основные направления регулирования  денежного оборота в рамках денежно-кредитной  политики.

     1. Установление минимальных  резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в Центральном банке в качестве обеспечения обязательств по депозитам.

     2. Регулирование официальной  учетной ставки  Центрального банка.

     Учетная ставка используется Центральным банком в операциях с коммерческими  банками по учету краткосрочных  государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям Центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка - это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

     Официальная учетная ставка служит ориентиром для  рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, Центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Центрального банка, и наоборот.

     Изменение учетной ставки относится к косвенным  инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обосновано простотой применения. Если Центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель Центрального банка - расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

     3. Операции на открытом  рынке, то есть купля-продажа Центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых Центральным банком), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

     Посредством проведения Центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

     Проанализируем  денежно-кредитную политику Банка  России на примере операций на открытом рынке и регулирования процентной  ставки.

3.1. Анализ  динамики операций  на открытом рынке

    Операции  на открытом рынке занимают важное место в общей системе методов  регулирования денежного обращения.

    В 2002 году использование операций на открытом рынке было ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и определенным дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России. Предусмотренное статьей 108 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год” переоформление нерыночных ОФЗ, находящихся в портфеле Банка России, на сумму 15 млрд. рублей в ОФЗ-ПК с выплатой купонного дохода, определяемого исходя из уровня инфляции, к настоящему моменту еще находится на стадии согласования. Объем облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России на протяжении большей части 2002 года остается незначительным, что препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

Информация о работе Денежно-кредитная система Банка России