Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа
В целом, денежно-кредитная политика Центрального банка крайне важна для общего развития экономики государства и ее эффективного функционирования. Для современной России, с ее переходной экономикой, стабилизирующая денежно-кредитная политика Банка России особенно важна. После кризиса 1998 года многое в данной сфере было изменено.
Введение 2
Глава 1. Денежное обращение и роль его регулирования в общей системе денежно-кредитного регулирования................................................................................................5
2.1 Понятие, структура и закон денежного обращения. Денежные агрегаты 5
2.2 Показатели денежного оборота: денежная масса и денежная база 9
2.3 Организация наличного денежного оборота 10
2.4 Основы организации безналичного денежного оборота 17
Глава 2. Анализ регулирования денежного обращения в рамках денежно-кредитной политики Банка России 18
2.1. Анализ динамики операций на открытом рынке 20
2.2. Анализ динамики изменения процентных ставок 27
2.3 Возможные направления совершенствования практики применения инструментов ДКП 28
Заключение 31
Литература: 34
Приложения 37
-
М2 содержит агрегат М1
-
М3, содержит агрегат М2 плюс
сберегательные вклады в
-
М4 равен агрегату М3 плюс
депозитные сертификаты
В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты:
- М0 включает наличные деньги в обращении;
- M1 содержит М0 плюс средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний;
-
М2 равен М1 плюс срочные
депозиты населения в
-
М3 состоит из М2 и
- показатель «широких денег» - M2X равен М2 плюс валютные вклады;
- показатель денежной базы - ДБ равен M0, плюс денежные средства в кассах Центрального банка; обязательные резервы в Центральном банке; средства коммерческих банков в Центральном банке на корреспондентских счетах;
- денежный мультипликатор - отношение агрегата М2 к денежной базе:
Этот показатель определяет возможности народно-хозяйственного комплекса увеличить денежную массу, находящуюся в обращении.
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса.
Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих юридическим и физическим лицам, а также государству.
Использование показателя денежной массы для целей практического регулирования денежного обращения явилось результатом расширения масштабов использования бумажных денег в хозяйственном обороте и, как следствие, распространения номиналистических концепций денег. В соответствии с этими концепциями деньгам вовсе необязательно иметь внутреннюю стоимость, поскольку они выступают в качестве условных денежных единиц, обладающих определенной ценностью, которая обеспечивается правовыми актами государства.
В целом для современной западной экономической литературы характерно отрицание какой-либо необходимости во внутренней стоимости денег - деньги нужны не сами по себе, а ради вещей, которые на них можно купить. В практике международных валютных организаций (МВФ, ЕВС) это положение нашло реализацию в определении валютных курсов на базе «корзины товарных цен». В результате применений подобных теорий постоянно возникает необходимость в определении границы между вновь возникающими платежными средствами и разнообразными формами, в которых выступают кредитные ресурсы и ценные бумаги. В результате деньги трактуются как одна из форм ликвидных активов.
Использование
различных показателей денежной
массы позволяет
В промышленно развитых странах в основном рассчитываются два показателя скорости роста оборота денег:
Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов, как общеэкономических (цикличного развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок и др.).
Выпуск денег в обращение (эмиссия денег) Центральным банком России проводится на основе обобщения прогнозов кассовых оборотов коммерческих банков, в которых определяются объемы и источники поступлений наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач.
Налично-денежный оборот, представляющий собой совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:
-
расчеты населения с
- оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;
- внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
-
выплата пенсий, пособий и стипендий,
страховых возмещений по
-
выдача кредитными
- оплата ценных бумаг и выплата по ним доходов;
- платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;
- уплата населением налогов в бюджет и др.
Налично-денежный
оборот между предприятиями
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской деятельностью. С гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, расчеты разрешено осуществлять как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тысяч рублей, а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше 15 тысяч рублей. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утвержденное Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
В соответствиями с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее -предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений и банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по предварительному с ним согласованию исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждения банка, осуществляющие его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатков наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т. д.), а также в соответствии с договором, заключенным с учреждениями банков.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более трех рабочих дней. Предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и принятыми в их исполнении нормативными актами Банка России.
Важное значение имеет согласование с предприятиями сроков выдачи из кассы банка денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банка ежегодно (на основании сведений предприятий о размерах и сроках предстоящих платежей) составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням).
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют такой же календарь выдач наличных денег, но уже по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают его в Банк России для свода в целом по Российской Федерации.
Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и ее филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные
учреждения банка России контролируют
работу учреждений и банков по организации
наличного денежного оборота, с
соблюдением предприятиями