Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение такого инструмента регулирования экономики как денежно-кредитная политика, а также рассмотрение особенностей ее функционирования в экономике Республики Беларуси.

Исходя из поставленных целей были определены следующие задачи:

•раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
•показать взаимосвязь между экономическим циклом и типом проводимой денежной кредитной политики;
•выявить особенности и тенденции реализации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.
Объектом данной курсовой работы является особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………….

1.Денежно-кредитная политика: понятие, инструменты, виды и цели………
2.Типы денежно-кредитной политики и экономический цикл……………….
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республики Беларусь…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

объедененный курсачЬ.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     На 1996-2000 гг. была принята программа  «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь», в которой были подвергнуты пересмотру роль и приоритеты деятельности банковской системы в рамках общей экономической политики. Этот программный документ ознаменовал новый стратегический курс на формирование модели экономической системы, получившей название «социально ориентированная рыночная экономика», которая основывается на активной роли государства в регулировании социально-экономических процессов и ориентирована на высокую степень социальной защиты населения. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Для их безболезненного приспособления к новым условиям открытости экономики и рыночной конкуренции с зарубежными производителями, сохранения рабочих мест и наращивания объемов производства государство расширило масштабы финансовой поддержки реальному сектору экономики. В условиях дефицита финансовых ресурсов более активно стал использоваться кредитный источник государственной поддержки,   которая   осуществлялась  преимущественно   по льготным процентным ставкам за счет кредитной эмиссии Национального банка Республики Беларусь. Такой подход приобрел статус необходимого элемента в механизме государственного регулирования экономики, основанной на преимущественно государственной форме собственности.

     Также возникла потребность в дополнительных финансовых ресурсах для осуществления государственных программ в сфере жилищного строительства и решения продовольственной проблемы, принятых в качестве приоритетов государственной экономической политики. В процессе реализации этих приоритетов в рамках данного периода на строительство жилья и в агропромышленный комплекс направлялись льготные кредиты в ежегодно возрастающих объемах, которые также имели эмиссионную природу. Так Совет Министров недостаточно взвешенно использовал предоставленные ему полномочия управления денежной эмиссией для решения проблем реального сектора, что имело свои инфляционные последствия. Например, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%, и при этом кредиты на строительство жилья предоставлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. Хотя экспансионистская денежно-кредитная политика в определенной степени сыграла положительную роль в обеспечении экономического роста, однако отрицательные последствия проводимой политики, выразившиеся в раскручивании инфляции, снижении обменного курса белорусского рубля и утрате доверия к национальной денежной единице, достигли критической черты [15, с.111].

     В рассматриваемом периоде в течение  каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной    политики параметры кредитной эмиссии Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте. Годовые темпы роста рублевой денежной массы в обращении в данном периоде ежегодно возрастали: в 1996 г. она увеличилась на 67%, в 1997 г - в 2 раза, в 1998 г. — в 2,3 раза и в 1999 г. — почти в 3 раза. Соответственно, в 1996 г. и 1997 г. темп прироста индекса потребительских цен составил 39% и 63%, а в 1998 г. и 1999 г. цены выросли за год в 2,81 и 3,51 раза [15, с. 112].

      Официальный курс белорусского рубля понизился  с начала 1996 г. почти в 28 раз, а на теневом валютном рынке в 84—85 раз. При этом к концу 1999 г. рыночный курс доллара превышал официальный приблизительно в 3 раза .

        В январе 1996 г. наблюдается возникновение множественности валютных курсов, обусловленной попытками поддерживать обменный курс белорусского рубля к доллару США на завышенном уровне, вопреки соотношению спроса и предложения на свободно конвертируемую валюту. Основным доводом в пользу сдерживания обменного курса служило намерение нейтрализовать его инфляционное влияние в экономике.

     Множественность валютных курсов сыграла крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью перспективы курса белорусского рубля на теневом рынке валюты. Неуверенность населения и предприятий в стабильности обменного курса белорусского рубля вновь изменила предпочтения по хранению сбережений в пользу доллара, вследствие чего ажиотажный спрос на валюту не спадал на протяжении нескольких лет. Параллельно протекал процесс сокращения объемов вкладов на рублевые депозиты в банках, который начался еще в середине 1996 г. Несмотря на поддержание в январе-октябре 1996 г. месячных реальных значений процентных ставок по вновь привлеченным рублевым депозитам на положительном уровне в размере 2% в среднем за период, уже к концу этого года удельный вес срочных рублевых депозитов населения сократился до 18,2%. В дальнейшем по мере нарастания темпов инфляции Национальный банк постоянно повышал официальную ставку рефинансирования, которая выросла с 35% годовых в конце 1996 г. до 120% на конец 1999 г. Однако уровень годовой инфляции в 1997—1999 гг. был выше процентных ставок и не обеспечивал сохранность покупательной способности денежных вкладов, вследствие чего удельный вес срочных рублевых сбережений населения в общем объеме рублевой денежной массы сократился к концу 1999 г. до 5,3,% [15, с. 114].

      Дефицит предложения валюты на Белорусской  валютно-фондовой бирже в рамках данного периода обусловил истощение валютных резервов, величина которых на 1 января 2000 г. составила 56,8 млн. долларов.

      Следовательно, в 1996—1999 гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

      Но  с начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной денежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведения в денежно-кредитной сфере.

      С 2000 г. начался современный этап денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, его  главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постеленное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

      Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические  решения вырабатываются и выполняются  в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 гг. и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны [12, с.552]. В свете Концепции основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики в 2001—2010 гг. и деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

    • развитие и  укрепление банковской системы;

  • обеспечение эффективного, надежного  и безопасного функционирования платежной системы.

      Наряду  с Концепцией разработана программf социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, которая предусматривала повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагалось обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

      Особое  внимание уделялось созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет  соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривалось завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

      Денежное  предложение в национальной валюте должно было формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

      Основу  процентной политики составили меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте [24].

      Так, в 2000 г. произошел переход к более взвешенной денежно-кредитной политике, благодаря которой начался процесс   восстановления  доверия населения  и  хозяйствующих субъектов к белорусскому рублю.

      Неизменность  теневого курса доллара на протяжении восьми месяцев 2000 г. при достаточно высоком уровне процентных ставок по срочным рублевым депозитам, обеспечивающим их положительную доходность в реальном выражении, подорвали привлекательность иностранной валюты в качестве средства хранения сбережений. Укрепление доверия населения и субъектов хозяйствования к белорусскому рублю в качестве финансового инструмента проявлялось в опережающих темпах роста срочных рублевых депозитов за 2000 г. (в 3,1 раза) по сравнению с темпами роста рублевой денежной массы (в 2,38 раза), в результате которых их удельный вес в рублевой денежной массе вырос за год с 5,3% до 11,8% . Существенно снизились темпы инфляции: если в 1999 г. индекс потребительских цен вырос в 3,5 раза, то в 2000 г. — чуть более чем в 2 раза [15, с. 115].

      Переход к более взвешенной денежно-кредитной  политике и достигнутые в 2000 г. положительные результаты создали объективные предпосылки для экономической интеграции с Россией в рамках подписанного 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства Беларуси и России я программы действий по его реализации.

      В соответствии со статьей 13 этого договора предусматривается введение единой денежной единицы (валюты) Союзного государства, эмиссия которой должна осуществляться исключительно единым эмиссионным центром. В развитие этого договора в Минске 30 ноября 2000 г. были подписаны 2 основополагающих межгосударственных соглашения:

  • Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.

     Принятый  поэтапный механизм формирования условий, необходимых для введения единой валюты, в целом аналогичен реализованному в Европейском союзе в процессе создания зоны с единой валютой евро.

     С 2003 г. Национальный банк Республики Беларусь перешел к режиму денежно-кредитной политики, основным контрольным показателем которой выступал обменный курс белорусского рубля к российскому рублю. При этом в качестве целевого ориентира выступал уровень реального курса, на обеспечение относительной стабильности которого и были направлены меры денежно-кредитного и валютного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика