Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение такого инструмента регулирования экономики как денежно-кредитная политика, а также рассмотрение особенностей ее функционирования в экономике Республики Беларуси.

Исходя из поставленных целей были определены следующие задачи:

•раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
•показать взаимосвязь между экономическим циклом и типом проводимой денежной кредитной политики;
•выявить особенности и тенденции реализации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.
Объектом данной курсовой работы является особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика.

Содержание

Введение……………………………………………………….

1.Денежно-кредитная политика: понятие, инструменты, виды и цели………
2.Типы денежно-кредитной политики и экономический цикл……………….
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республики Беларусь…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

объедененный курсачЬ.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс национальной валюты.

     Политика  открытого рынка представляет собой  средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению. Проводить такую политику центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

     Успех политики открытого рынка зависит  от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при  малом спросе на кредиты со стороны  предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

     Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а, соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В таком случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что через определенный период времени они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой, так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким инструментом регулирования [5, с. 28].

     Важна и необходимость регулирования  валютного курса. Это обусловлено негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты, которое становится фактором инфляции.

     Традиционно центральный банк осуществляет регулирование  валютного курса посредством:

  • проведения денежно-кредитной политики;
  • валютных интервенций;
    • использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

     На  практике обычно использую две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную. Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменении курса национальной денежной единицы - это и есть девизная политика. Подобные операции получили название "валютных интервенций". Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений СВОП) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной [11, с. 486].

     Наряду  с прямыми мерами валютного регулирования (дисконтной и девизной политикой) и  мерами непосредственного валютного  регулирования на валютный курс, значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы.

     Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения - политика таргетирования. Таргетирование (установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период), получило развитие в связи с усилением в 70-х годах XX века инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режимов плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В настоящее время установления целевых ориентиров осуществляется во многих странах, однако роль данного инструмента в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова [3, с. 212].

     По  сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объема денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в форме контрольных цифр, в форме прогнозов.

     Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление  динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

     К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся [3, с. 489]:

  • кредитование в порядке рефинансирования;
    • расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов;
  • переучет векселей и других денежных обязательств;
  • операции на рынке ценных бумаг;
    • инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;
  • управление золотовалютными резервами;
    • межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • прием ценностей на хранение;
  • денежные переводы и иные расчетные операции;
  • валютные операции;
    • операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством.

     Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Так, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной кривой предложения денег. Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке Е1 при ставке процента r1. Рост спроса на деньги с MD1 до MD приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор1, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможности создания ими новых денег. Для того, чтобы предложение денег осталось прежним, центральный банк должен принять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижение ставки процента данный процесс происходит в обратном порядке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).

     Если  необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений  скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью. Предположим, первоначально спрос на деньги представлен MD1, реальные денежные остатки -  (М/P)1, денежный рынок находился в равновесии в точке E1. Равновесная ставка процента – r. Центральный банк стремиться удержать ее, изменяя предложения денег. Такому положению соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS. Если спрос на деньги возрос, то и ставка процента возрастет. Для того, чтобы удержать ее на уровне r , центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с (M/P)1 до (M/P)2. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, а в отдельных случаях – снижая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставке оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу ( см. ПРИЛОЖЕНЕ Б).

     Также центральный банк может проводить  эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что  центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следить за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности. Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спроса на деньги с MD1 до MD2 приводит к увеличению количества денег с (М/Р)1 до (М/Р)2 и повышению ставки процента с r1 до r2 (см. ПРИЛОЖЕНЕ В)

     Влияние изменения денежного спроса на уровень  ставки процента и количества денег  различно в зависимости от положения кривой MS. Если она достаточно крутая, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, что означает проведение относительно жесткой монетарной политики. (Приложение Г). Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги привет к более значительному изменению их количества по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.

     В денежно-кредитной  политики разделяют промежуточные и конечные цели. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

  • Устойчивые темпы роста национального производства, это означает поддержание устойчивого роста объемов производства без  резких изменений спадов и кризисов.
  • Стабилизация цены – приоритетная. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) и снижают занятость населения. Потребителю хороши низкие цены, но лишают стимула производителя, а высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательскую способность населения, поэтому достижение стабильности цен на практике, не замораживание их на одном уровне на длительный период, а плановый регулируемый рост.
  • Высокий уровень занятости населения, достигается в том случае, если общество обеспечивает занятость оптимального числа работников, однако это же означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране, в каждый момент времени есть временно      не работающие люди, например, в связи со сменой работы или смены жительства – это называется фрикционная безработица. Всегда существует структурная безработица, которая обусловлена несоответствием структуры новых рабочих мест, имеющихся в структуре рабочей силы по причине выделения новых технологий. Таким образом, полная занятость всегда менее 100% полного трудоспособного населения.
  • Равновесие платежного баланса, т.е. достижение относительного равенства между экспортом и импортом и стабильного курса национальной валюты. Если импорт больше экспорта, то имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Очевидно, что достичь заданных конечных целей можно только правильно выбрав промежуточные, ибо между ними существует тесная связь. К ним относятся  объем денежной массы,  уровень процентной ставки, объем кредитов. [8, с.162]

Информация о работе Денежно-кредитная политика