Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение такого инструмента регулирования экономики как денежно-кредитная политика, а также рассмотрение особенностей ее функционирования в экономике Республики Беларуси.
Исходя из поставленных целей были определены следующие задачи:
•раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
•показать взаимосвязь между экономическим циклом и типом проводимой денежной кредитной политики;
•выявить особенности и тенденции реализации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.
Объектом данной курсовой работы является особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Предметом исследования является денежно-кредитная политика.
Введение……………………………………………………….
1.Денежно-кредитная политика: понятие, инструменты, виды и цели………
2.Типы денежно-кредитной политики и экономический цикл……………….
3.Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республики Беларусь…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определятся важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы мероприятия на планируемый период, которые обеспечивают достижение поставленных целей, а также определены механизмы регулирования и контроля. Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально—экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей. Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из 4 этапов.
На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На
втором этапе определяются промежуточные
цели денежно-кредитной политики
в форме конкретных количественных
денежно-кредитных показателей. К
числу важнейших денежно-
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).
На
четвертом этапе производится отбор инструментов
денежно-кредитной политики. Выбор методов
денежно-кредитного регулирования зависит
от объекта и цели регулирования, степени
зрелости отношений. Объектом регулирования
выступают макроэкономические характеристики
использования кредита, посредством которых
центральный банк имеет возможность воздействовать
на экономику, текущее потребление и сферу
накопления, а также обеспечить ликвидность
банковской системы. Достижение желаемого
макроэкономического эффекта центральный
банк обеспечивает путем использования
рычагов экономического воздействия,
корректируя экономические мотивации
банков. [3,с.544]
2
Типы денежно-кредитной политики и экономический
цикл
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.
Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику “дешевых денег”, которая заключается в следующих мерах:
В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. А это понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом: Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. [10,с. 326]
Необходимо отметить сильные
и слабые стороны кредитно
- денежной политики. В пользу монетарной
политики можно привести следующие доводы.
Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению
с фискальной политикой. Известно,
что применение фискальной политики
может быть отложено на долгое время из-за
обсуждения в законодательных органах
власти. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной
политикой. Центральный банк
и другие органы, регулирующие
кредитно-денежную сферу, могут
ежедневно принимать решения о покупке
и продаже ценных бумаг и тем самым влиять
на денежное предложение и процентную
ставку. Второй немаловажный аспект
связан с тем, что в развитых
странах данная политика изолирована
от политического давления; кроме
того, она по своей природе мягче, чем
фискальная политика и действует тоньше
и потому представляется более
приемлемой в политическом отношении.
Но существует ряд негативных моментов.
Политика дорогих денег, если ее
проводить достаточно энергично, действительно
способна понизить резервы коммерческих
банков до точки, в которой банки
вынуждены ограничить объем кредитов.
А это означает ограничение предложения
денег. Политика дешевых денег может обеспечить
коммерческим банкам необходимые резервы,
то есть возможность предоставления
ссуд, однако она не в
состоянии гарантировать, что банки
действительно выдадут ссуду и
предложение денег увеличится.
При такой ситуации действия
данной политики окажутся малоэффективными.
Данное явление называется цикличной
ассиметрией, причем она может
оказаться серьезной помехой кредитно-денежного
регулирования во время депрессии.
В более нормальные периоды
повышение избыточных резервов
ведет к предоставлению дополнительных
кредитов и, тем самым, к увеличению денежного
предложения. Другой негативный
фактор, замеченный некоторыми
неокенсианцами, заключается в следующем.
Скорость обращения денег имеет тенденцию
меняться в направлении, противоположном
предложению денег, тем самым тормозя
или ликвидируя изменения в предложении
денег, вызванные политикой,
то есть когда предложение денег ограничивается,
скорость обращения денег склонна
к возрастанию. И наоборот,
когда принимаются политические
меры для увеличения предложения денег
в период спада, весьма вероятно падение
скорости обращения денег. Иными словами,
при дешевых деньгах скорость
обращения денег снижается, при
обратном ходе событий политика дорогих
денег вызывает увеличение скорости обращения.
А нам известно, что общие расходы
могут рассматриваться как денежное предложение,
умноженное на скорость обращения денег.
И, следовательно, при политике дешевых
денег, как было сказано выше,
скорость обращения денежной массы падает,
а значит, и общие расходы сокращаются,
что противоречит целям политики.
Аналогичное явление происходит при политике
дорогих денег.
3
Особенности реализации
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики. Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.
Начало реализации денежно-кредитной политики Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики путем постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 19 октября 1994 г. № 3326 – XII «О платежном средстве Республики Беларусь». То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре — в 1994 г.[12, с. 561]
Очевидно, это был самый сложный период в истории денежно-кредитной политики Беларуси, поскольку:
Поэтому тот факт, что на 1993-1994 гг. пришелся период гиперинфляции и практически неконтролируемой девальвации в определенной степени можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз [13, с. 102]. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). А денежная масса к концу 1994 г. выросла по сравнению с 1991 г. в 1213 раз, тогда как аналогичный показатель по инфляции составил 7156 раз [19, с. 8].
Переход к рыночному курсообразованию был осуществлен в 1993 г. После периода административного определения обменного курса рыночный курс доллара установился на весьма высоком уровне, близком к курсу «черного рынка». После этого началась падение его реального курса (т. е. темпы инфляции существенно опережали темпы девальвации номинального валютного курса), которое особенно резким было в 1993-1994 гг. и в начале 1995 г., когда денежно-кредитная политика стала значительно более жесткой и была достигнута стабилизация валютного курса, а затем и снижение темпов инфляции [13, с. 102]
Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным (девальвация имела место только в январе-феврале и составила в целом за год около 8%), денежная эмиссия осуществлялась в основном путем покупки валюты. В результате, удалось добиться относительной нормализации инфляционной ситуации, обеспечен выход на положительные в реальном выражении процентные ставки. Вместе с тем, их номинальные величины оставались весьма высокими. При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена - с 300% до 480% годовых, а затем началось ее плавное понижение и к концу 1995 г. она была доведена да 66% годовых [20, с. 9].
Темпы роста ВВП и инвестиций сохранялись на весьма существенном отрицательном уровне, хотя нельзя утверждать, что это было обусловлено именно характером денежно-кредитной политики. Вместе с тем, более чем трехкратный рост реального курса рубля отрицательно повлиял на конкурентоспособность национальных производителей. Это влияние в большей степени проявилось с некоторым запаздыванием: в 1995 г. по сравнению с предыдущим годом отрицательное сальдо торгового баланса в долларовом эквиваленте увеличилось на 35,9%, в 1996 г. - на 72,5%. Несмотря на то, что в 1996 г. темпы девальвации официального курса и роста цен практически совпадали, ухудшение торгового баланса, а также кредитная эмиссия, привели к тому, что рыночный валютный курс начал «отрываться» от официального. Все эти условия потребовали от банков смены стратегии, однако далеко не все из них справились с этой задачей, поэтому с 1995 г. начались банкротства некоторых малых и средних банков, а также слияния и присоединение некоторых из них к более крупным.[15,с.41]
Таким образом, первая половина 1990-х годов является периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтролируемой девальвации, административного определения обменного курса и др. Постепенно отлаживалась структура монетарных институтов, повышался профессиональный уровень кадров, деятельность монетарного регулирования переводилась на научную основу и рыночные принципы. Была создана современная система монетарного регулирования.