Денежное обращение и ее влияние на кредитно-денежный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о движении и функционировании денег всегда интересовал

человечество. За длительную историю своего экономического развития люди

предлагали множество гипотез, связанных с происхождением и обращением

денег. Наибольшее распространение имели теория естественного происхождения,

теория государственного происхождения, теория стоимостного происхождения

денег

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. Эволюция денежного обращения…………………………………………………….3
1.1 Понятие и типы денежных систем…………………………………………….3
1.2 Система золотого стандарта……………………………………………………4
1.3 Система обращения кредитных и бумажных денег…………………………..8
2. Денежное обращение в денежно-кредитном механизме…………………………..11
2.1 Сущность денежного обращения, его законы………………………………..11
2.2 Структура денежной массы и её показатели…………………………………16
2.3 Государственное регулирование денежного обращения……………………17
3. Денежное обращение в Республике Беларусь………………………………………21
3.1 Особенности и структура денежного обращения РБ………………………...21
3.2 Инструменты воздействия на денежное обращение…………………………23
3.3 Анализ механизма влияния системы денежного обращения на эффективность функционирования денежно-кредитного механизма…………..25
Индивидуальные задания
1.Показать особенности и структуру денежного обращения в РБ (3.1)
2. Проанализировать инструменты воздействия на денежное обращение в РБ со стороны Национального Банка (3.2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Этап 2. Согласованная разработка тактических социально-экономических и монетарных программ на очередной год. Он предполагает скоординированную аналитико-прогнозную работу по подготовке прежде всего ключевых документов: прогноза экономического и социального развития страны, включающего ее платежный баланс; государственного бюджета; а также основных направлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются кроме того отраслевые и региональные программы. Важно отметить, что параметры прогноза социально-экономического развития являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов, основных направлений денежно-кредитной политики. Вместе с тем отрабатываемые на их основе финансовые и монетарные пропорции могут вызвать необходимость определенной корректировки первоначальных целевых оценок макроэкономических показателей. Поэтому процедура подготовки данных трех документов является итерационной.

    Основные направления денежно-кредитной политики в соответствии с действующей редакцией Банковского кодекса рассматриваются в качестве правовой основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Они содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. Кроме того, качественная структура Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь учитывает необходимость согласованной реализации монетарных и общеэкономических целей и поэтому включает:

    • краткую характеристику состояния экономики страны;
    • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов кредитной политики в текущем году;
    • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса;
    • основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
    • мероприятия по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

     Логическим завершением разработки единой государственной экономической политики Республики Беларусь можно рассматривать ежегодное (начиная с 2004 года) формирование сводного документа, объединяющего мероприятия по реализации целей развития всех секторов экономики - Совместного плана действий Совета Министров и Национального банка по достижению параметров социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на предстоящий год. Он включает прежде всего меры, качественное выполнение которых требует согласованной и достаточно продолжительной подготовительной работы, а также взаимного информирования либо учета при самостоятельном осуществлении конкретных мероприятий Правительством и Национальным банком.

    Этап 3. Реализация мер денежно-кредитной политики в течение года с учетом фактически складывающихся экономических и денежных тенденций. Он отражает необходимые действия всех служб Национального банка на очередной год. При этом для важнейших денежно-кредитных параметров оценивается внутригодовая динамика, учитывающая прогнозируемые экономические тенденции и позволяющая системно подходить к подготовке и применению всего набора монетарных инструментов.

    Вместе с тем реальная изменчивость экономической и финансовой ситуации определяет необходимость постоянной координации и корректировки монетарных инструментов. Поэтому реализация денежно-кредитной политики, особенно в части денежных операций, включает внутригодовые последовательные этапы подготовки взаимосвязанных квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений. Они, соответственно, обосновывают и определяют условия для проведения конкретных монетарных операций, а также применения нормативных средств и осуществления организационных действий.

    При этом практически все инструменты Национального банка направлены на экономическое регулирование банковского сектора, который непосредственно обеспечивает денежно-кредитную поддержку работы нефинансового сектора экономики, осуществляя необходимые активные, пассивные и посреднические операции. В этой связи вполне правомерна позиция о том, что в настоящее время именно банки представляют собой институциональный фундамент денежного механизма. Однако по мере развития всех сегментов финансового рынка круг субъектов денежного механизма должен расширится.

     Можно выделить, прежде всего, три группы форм взаимодействия Национального банка с банками:

    • денежно-кредитные отношения;
    • отношения при регулировании функционирования банков (непосредственно регулятивные), связанные, прежде всего, с государственной регистрацией банков и лицензированием банковской деятельности; регулированием деятельности банков по ее безопасному и ликвидному функционированию и надзором за ней; установлением правил и порядка осуществления деятельности банков; согласованием отдельных видов их деятельности;
    • отношения при обеспечении функционирования платежной системы, которые также затрагивают деятельность банков.

    Кроме того, производными от них возникают дополнительно информационные отношения центрального банка с банковским сектором. При этом в составе денежно-кредитных отношений Национального банка с банками можно выделить восемь основных форм (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Они выступают отражением функциональной структуры операций центрального банка страны с банками-резидентами. Из их состава видно, что Национальный банк и банки являются активными операторами на денежно-кредитном и валютном рынках, а также на рынке ценных бумаг. Каждая из операций центрального банка с банками второго уровня имеет конкретное основное целевое назначение, о котором в определенной мере можно судить по ее названию. Вместе с тем в совокупности они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость банковского сектора, валютного рынка и сводные денежно-кредитные параметры. Поэтому их прогнозирование и реализация должны осуществляться в рамках согласованной технологии.

    В общей совокупности инструментов Национального банка операции рефинансирования и привлечения ресурсов банков выполняют своего рода балансирующую функцию. Они обеспечивают поддержание приемлемого уровня ликвидности банковского сектора - способности банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. Данные операции являются частью системы регулирования денежно-кредитной сферы и поэтому подчинены общим целям деятельности центрального банка страны - защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля; обеспечению функционирования платежной системы; развитию и укреплению банковской системы. Наиболее развивающимися из них выступают аукционные операции рефинансирования и привлечения ресурсов банков. В целом политика регулирования текущей ликвидности осуществляется исходя из следующих основополагающих принципов: целевая направленность; рыночный характер отношений с банками; обеспеченность; прозрачность; оперативность; доступность; гибкость. При этом рефинансирование банков выступает формой предоставления им денежных средств на условиях возвратности и платности со стороны Национального банка. Оно является одной из его функций - кредитора банков последней инстанции (как и большинства центральных банков других государств). Однако операции рефинансирования представляют собой один из каналов денежной эмиссии, поэтому их объемы и принципы определяются в рамках общей монетарной программы.

    Покупка-продажа иностранной валюты совершается Национальным банком на всех сегментах валютного рынка, прежде всего, для целей регулирования обменного курса белорусского рубля и сглаживания нежелательных для валютного рынка его колебаний. Вместе с тем покупка (продажа) иностранной валюты приводит к увеличению (уменьшению) валютных резервов Национального банка, а также изменению ресурсов банков в национальной валюте, что необходимо учитывать в системе регулирования ликвидности банковской системы Беларуси.

    Покупка-продажа драгоценных металлов и камней выполняется Национальным банком, прежде всего, в целях формирования в государстве фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, а также оперативного управления им в пределах своей компетенции. Кроме того, данные операции содействуют развитию рынка драгоценных металлов и камней, что необходимо для расширения сферы товарно-денежных отношений и повышения, соответственно, уровня монетизации экономики. При этом активизируется покупка драгоценных металлов и камней населением за белорусские рубли, что позволяет увеличивать сбалансированность товарно-денежных пропорций на внутреннем потребительском рынке и тем самым повышать стабильность национальной валюты.

    Операции с наличными деньгами проводятся Национальным банком для обеспечения функционирования налично-денежного оборота в стране. При этом в результате их проведения происходит соответствующее изменение наличной и безналичной форм денег в центральном банке и банках, что отражается на состоянии ресурсов банков и требует учета в системе регулирования ликвидности банковской системы.

    Участие в формировании уставных фондов банков рассматривается в принципе как временная мера центрального банка, обусловленная необходимостью поддержания ресурсной базы отдельных банков. В настоящее время Национальный банк обладает акциями четырех банков. Вместе с тем отрицательным аспектом его участия в банковском капитале выступает, во-первых, эмиссионный характер подобного финансирования, во-вторых, возникает коллизия интересов центрального банка как собственника и как надзорного органа. Поэтому стратегическим направлением выступает сокращение участия Национального банка в уставных фондах банков страны.

    Регулирование цен на денежном рынке обеспечивается через два основных канала. Во-первых, через проведение систематических и значительных по объемам денежных операций за плату, которая взимается в форме процентных и дисконтных ставок, тарифов либо курсовой разницы, - в зависимости от применяемого инструмента. Это формирует у банков и других участников рынка цену их общих денежных ресурсов и, соответственно, цены при проводимых ими в последующем активных операциях. В наибольшей мере данный канал реализуется при проведении операций регулирования ликвидности банков и покупки-продажи иностранной валюты, которые наиболее объемны и регулярны. Во-вторых, объявляемые ценовые ориентиры Национального банка (в первую очередь, ставка рефинансирования и официальный обменный курс белорусского рубля) в существенной мере непосредственно учитываются банками и остальными операторами финансового рынка при прогнозировании и установлении своих цен. Очевидно, что значимость второго ценового канала зависит от систематического подтверждения реальности ориентиров центрального банка страны.

    Ведение корреспондентских и иных счетов банков осуществляется, прежде всего, для обеспечения бесперебойного и безопасного проведения расчетов банков со своими клиентами, выполнения ими денежных обязательств перед государством и другими банками. В Республике Беларусь механизм осуществления межбанковских расчетов через единый корреспондентский счет банка, открытый в Национальном банке, был введен с января 1993 г. Его введение позволило повысить эффективность платежной системы, обеспечить контроль за состоянием корреспондентских счетов банков и регулировать банковскую ликвидность на основе последовательного развития монетарных инструментов.

    Операции при оказании Национальным банком услуг Правительству на различных сегментах финансового рынка также сопряжены с его денежно-кредитными отношениями с коммерческими банками. Данные операции обеспечивают: расчетное и кассовое обслуживание государственных организаций; посреднические услуги по размещению государственных ценных бумаг; обслуживание государственного долга страны. Соответственно, значительные денежные средства не только перемещаются в пределах счетов Казначейства Министерства финансов, открытых в Национальном банке, но и перечисляются в банки либо, наоборот, направляются банками на данные счета. Поэтому от центрального банка страны требуется не только организация расчетно-платежного процесса, но и скоординированная с Министерством финансов работа по оптимизации отмеченных денежных потоков и регулированию ликвидности банковского сектора для решения задач единой экономической политики государства.

     Таким образом, практическая реализация денежно-кредитной политики посредством целенаправленного применения монетарных инструментов представляет собой результат многоэтапной и согласованной технологии функционирования системы монетарного регулирования в рамках общей и развивающейся системы экономического регулирования Беларуси.

 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

     В целом можно отметить, что в Республике Беларусь сложился стабильно функционирующий денежный механизм, удовлетворяющий потребности секторов экономики страны. В рамках двухуровневой банковской системы обеспечивается скоординированная деятельность Национального банка и банков. Реализация целей денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора осуществляются в едином комплексе государственной экономической политики, основываются на укреплении потенциала отраслей национальной экономики и оказывают, в свою очередь, стимулирующее воздействие на динамику их роста и уровень жизни населения.

Информация о работе Денежное обращение и ее влияние на кредитно-денежный механизм