Денежное обращение и ее влияние на кредитно-денежный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о движении и функционировании денег всегда интересовал

человечество. За длительную историю своего экономического развития люди

предлагали множество гипотез, связанных с происхождением и обращением

денег. Наибольшее распространение имели теория естественного происхождения,

теория государственного происхождения, теория стоимостного происхождения

денег

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. Эволюция денежного обращения…………………………………………………….3
1.1 Понятие и типы денежных систем…………………………………………….3
1.2 Система золотого стандарта……………………………………………………4
1.3 Система обращения кредитных и бумажных денег…………………………..8
2. Денежное обращение в денежно-кредитном механизме…………………………..11
2.1 Сущность денежного обращения, его законы………………………………..11
2.2 Структура денежной массы и её показатели…………………………………16
2.3 Государственное регулирование денежного обращения……………………17
3. Денежное обращение в Республике Беларусь………………………………………21
3.1 Особенности и структура денежного обращения РБ………………………...21
3.2 Инструменты воздействия на денежное обращение…………………………23
3.3 Анализ механизма влияния системы денежного обращения на эффективность функционирования денежно-кредитного механизма…………..25
Индивидуальные задания
1.Показать особенности и структуру денежного обращения в РБ (3.1)
2. Проанализировать инструменты воздействия на денежное обращение в РБ со стороны Национального Банка (3.2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

kyrsach.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Национальный банк определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет, обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, а также хранение, подтверждение подлинности банкнот и монет, изъятие и уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет. Он может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также монеты из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты (монеты) Национального банка Республики Беларусь выпускаются в обращение специальным тиражом обычно в качестве объектов коллекционирования и тезаврации. Они отличаются от находящихся в обращении банкнот наличием дополнительных элементов дизайна, а иногда и по номиналу. Памятные банкноты выпускаются в ознаменование исторических событий республики и других важных моментов в жизни страны. Они являются законным платежным средством и обязательны к приему по номиналу во все виды платежей безо всяких ограничений. Учреждения Национального банка реализуют комплекты памятных банкнот (монет) юридическим и физическим лицам, при этом их стоимость может отличаться от номинальной. Основными видами наличных денег, находящихся в обращении в Республике Беларусь, являются банковские билеты, юбилейные и памятные монеты. Эти виды денежных знаков обслуживают наличное денежное обращение. Важное значение имеет также соотношение между денежными знаками разной купюрности. Соотношение суммы денежных знаков различного достоинства в общей сумме наличных денег, находящихся в обращении, составляет купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно в структуре повышается доля купюр более высокого достоинства. За 2006 год наличные деньги в обороте увеличились на 39,8 % и составили 2818,3 миллиардов рублей. Такой рост происходит в основном за счет увеличения денежных доходов населения. Вместе с тем удельный вес наличных денег в рублевой денежной массе снижается. На 1 января 2007 года он составлял 22,7 % , что является положительным явлением в денежном обороте, улучшением его качественной структуры. Вывод из обращения купюр достоинством 1 и 5 рублей связан с тем, что стоимость их изготовления превышала номинал, указанный на банкнотах   (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

     Эмиссионный механизм РБ  включает порядок выпуска и изъятия денег из оборота, а также денежной эмиссии и обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами. В Банковском кодексе Республики Беларусь (в ред. 2006 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь, являются безусловным его обязательством и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь [4, с.135].

     Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного и безналичного денежного оборотов. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного денежного и безналичного денежного оборотов.  Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает:

    • порядок ведения кассовых операций, работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;
    • правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;
    • правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
    • порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

     В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования платежной системы Республики Беларусь, правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

     Порядок установления валютного курса (котировка валют) - это определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Выбор режима привязки курса белорусского рубля к курсу российского рубля (2001 год) положил начало построения монетарного союза. Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует их для поддержания устойчивости денежной системы. В Республике Беларусь наблюдаются существенное замедление инфляционных процессов, увеличение золотовалютных резервов Национального банка, повышение доверия к национальной валюте. Положительное влияние на повышение стабильности белорусского рубля оказали: прекращение прямого финансирования бюджета со стороны Национального банка; проведение процентной политики, направленной на обеспечение устойчивого повышения доходности по инструментам в белорусских рублях; обеспечение стабильности обменного курса и др. 

3.2 Инструменты воздействия  на денежное обращение РБ 

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь [2, с.136] и Банковским кодексом [1, с.7] Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования

     Инструменты государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики. С этой точки зрения анализ эффективности инструментов денежно-кредитной политики имеет большое значение. Неотъемлемым компонентом процесса развития экономической системы Республики Беларусь, совершенствования форм и методов государственного регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы ее основными тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей и ориентиров, увеличение эффективности используемых инструментов денежно-кредитного регулирования. Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные.К первым относят целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок.

     Важнейшими косвенными инструментами являются:

    • регулирование официальной ставки рефинансирования;
    • изменение нормы обязательного резервирования;
    • рефинансирование коммерческих банков;
    • операции на открытом рынке [14 с.571].

     Как правило, на практике применяется комбинация прямых и косвенных методов с  учетом специфики конкретного этапа  социально-экономического развития и  реформирования экономики страны. Так, сегодня регулирование денежной массы, динамики агрегатов и их соотношений наряду с определением ориентиров роста денежной массы (таргетированием) в корреляции с ростом макропараметров осуществляется с помощью и прямых, и косвенных инструментов.

     Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2008 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

     Ставка рефинансирования Национального банка в соответствии с Основными направлениями к концу 2008 года оценивалась на уровне 7 - 9 процентов годовых при инфляции 6-8 процентов.

     Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок денежного рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке. Процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (кредит овернайт, операции СВОП овернайт, депозиты банков в Национальном банке) ограничивали колебания процентных ставок на однодневном МБК. Аукционные операции на открытом рынке (ломбардный кредит, сделки прямого и обратного РЕПО, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, депозиты банков в Национальном банке) сглаживали колебания доходности МБК в пределах коридора, заданного фиксированными ставками.

     Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяло банкам минимизировать краткосрочные колебания ликвидности, оказывая тем самым сглаживающее воздействие на уровень процентных ставок. Резервные требования являлись источником поддержки внутридневной ликвидности.

     В целом, Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки обеспечили выполнение основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год [10]. 

3.3 Анализ функционирования денежно-кредитного механизма

Беларуси 

     В статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь определено, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Вместе с тем в статье 24 фиксируется независимость Национального банка в своей деятельности [1]. В соответствии с этими принципами выработка и осуществление денежно-кредитной политики происходят в составе этапов единого процесса формирования стратегии и тактики экономической политики, а также ее реализации. При этом обеспечивается как внутренняя согласованность мероприятий развития денежно-кредитного сектора, так и внешнее их согласование с направлениями эволюции остальных секторов экономики.

Поэтому в системном контексте можно выделить три ключевых этапа разработки и реализации денежно-кредитной политики.

    Этап 1. Определение стратегических общеэкономических и монетарных целей, методов и средств их достижения. Данный этап заключается в формировании долгосрочных и среднесрочных программ. В соответствии с мировой практикой и экономическими концепциями отмеченные программы выступают стратегической основой для обоснования механизма реализации как общеэкономической, так и денежно-кредитной политики. Они определяют: параметры важнейших целей, направления общего экономического развития государства и его денежно-кредитного сектора, принципиальные методы и средства их достижения. При этом главными целями рассматриваются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. В соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" на долгосрочную перспективу предусматривается разработка двух основных документов: национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития на 15-летний и 10-летний периоды соответственно. В свою очередь, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируются для обеспечения преемственности долговременной экономической стратегии. Они разрабатываются на срок до 5 лет и выступают важнейшим документом, определяющим обозримый курс экономики страны. Вместе с тем в результате экономической стабилизации, накопления собственного и мирового теоретико-практического опыта и, соответственно, расширения возможности реальной оценки последствий структурных и институциональных преобразований значимость среднесрочных программ возрастает.

     При этом в долгосрочных и среднесрочных программах среди значимых средств и финансово-экономических механизмов выделяется денежно-кредитная политика, которая направлена на достижение общих стратегических целей посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Целесообразно выделить, что на основе устанавливаемых в рамках отмеченных программ стратегических целей, задач, средств и механизмов денежно-кредитной политики в Национальном банке формируются концептуальные направления развития его инструментов, а также принципиальные положения об их применении и функционировании. В качестве примера можно отметить следующие: Концепция развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций; Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года; Принципы управления резервами иностранной валюты Национальным банком Республики Беларусь; Принципы регулирования Национальным банком Республики Беларусь текущей ликвидности банковской системы.

Информация о работе Денежное обращение и ее влияние на кредитно-денежный механизм