Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа
Вопрос о движении и функционировании денег всегда интересовал
человечество. За длительную историю своего экономического развития люди
предлагали множество гипотез, связанных с происхождением и обращением
денег. Наибольшее распространение имели теория естественного происхождения,
теория государственного происхождения, теория стоимостного происхождения
денег
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. Эволюция денежного обращения…………………………………………………….3
1.1 Понятие и типы денежных систем…………………………………………….3
1.2 Система золотого стандарта……………………………………………………4
1.3 Система обращения кредитных и бумажных денег…………………………..8
2. Денежное обращение в денежно-кредитном механизме…………………………..11
2.1 Сущность денежного обращения, его законы………………………………..11
2.2 Структура денежной массы и её показатели…………………………………16
2.3 Государственное регулирование денежного обращения……………………17
3. Денежное обращение в Республике Беларусь………………………………………21
3.1 Особенности и структура денежного обращения РБ………………………...21
3.2 Инструменты воздействия на денежное обращение…………………………23
3.3 Анализ механизма влияния системы денежного обращения на эффективность функционирования денежно-кредитного механизма…………..25
Индивидуальные задания
1.Показать особенности и структуру денежного обращения в РБ (3.1)
2. Проанализировать инструменты воздействия на денежное обращение в РБ со стороны Национального Банка (3.2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ
использования банковских счетов. На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота. Количество денежной массы определяется государством - эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.
Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, можно выделить несколько денежных агрегатов - показателей денежной массы.
Наиболее
ликвидным денежным агрегатом является
агрегат М0, который включает наличные
деньги в обращении. Аналогичным
по ликвидности денежным агрегатом
является агрегат М1, который объединяет
наличные деньги и деньги на текущих счетах
(счетах «до востребования»), которые могут
обслуживаться с помощью чеков.
M1=M0+O1
Где O1 - остатки на расчетных и текущих счетах, вкладах до востребования.
К
числу M1 относят текущие счета, с
которыми в неограниченном режиме
осуществляются платежные операции,
а также снимаются наличные
деньги. Безналичные деньги в этой
форме обладают почти теми же
свойствами, что и наличные деньги.
Разница заключается в том, что для
текущих счетов все же характерна некоторая
потеря качества за счет увеличения риска
и задержки во времени платежных операций.
В широком смысле к денежной массе относят
иные денежные агрегаты, обладающие меньшей
ликвидностью (М2 и М3).
M2=M1+О2
Где
О2 - остатки по депозитам предприятий
и организаций и на срочных
вкладах населения в
В группу М2, таким образом, включаются денежные инструменты, не способные мгновенно или без потерь превратиться в наличные деньги, ибо счета предполагают срочное обязательство не снимать деньги.
Следующий
показатель денежной массы - М3 можно представить
в виде формулы:
М3=М2+О3
Где М3 - денежный агрегат, включающий М2 и остатки по крупным срочным вкладам; О3 - сертификаты и облигации госзайма.
И,
наконец, наиболее широкая трактовка
денег:
М4=М3+О4
Где М4 - денежный агрегат, отличающийся наименьшей ликвидностью; О4 - различные формы депозитов в кредитных учреждениях.
Важным свойством приведенной классификации денежных эквивалентов является постепенное уменьшение ликвидности добавляемых активов относительно наличных денег как максимально ликвидного инструмента.
Оценка
объема денежной массы в нескольких
показателях позволяет полнее охарактеризовать
различные параметры денежно-кредитного
оборота, дать оценку тенденциям развития
денежного обращения и их соответствия
развитию экономики. При определении необходимой
для обращения денежной массы надо исходить
не только из объема и структуры товарооборота,
но и учитывать величину и структуру денежных
доходов населения, а также отношение
спроса и предложения на деньги. [4, с.81]
2.3 Государственное регулирование денежного обращения
Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем денежно-кредитного и бюджетно-финансового регулирования. Денежно-кредитное регулирование денежного оборота и денежной массы является наиболее эффективным. Это одна из главных функций Центробанка. Денежно-кредитное регулирование проводится в рамках денежно-кредитной политики, которую Центральный банк разрабатывает и проводит. Обладая известной самостоятельностью от правительства, Центробанк в то же время при определении своей денежно-кредитной политики, выборе инструментов ее проведения осуществляет координацию намечаемых действий с органами исполнительной власти.
Для осуществления конкретной денежно-кредитной политики Центробанк использует следующие инструменты:
Эмиссионная политика - инструмент прямого действия на изменение денежного оборота и денежной массы. Со стороны Центробанка эта политика может быть стимулирующей (агрессивной) и сдерживающей (рестриктивной). В первом случае проводится интенсивная эмиссия как наличных, так и безналичных (кредитная эмиссия) денег с целью оживления экономики, поддержания работы финансово неустойчивых предприятий. Во втором - осуществляется умеренная эмиссия (или не осуществляется вовсе) для сбалансирования роста денежной и товарной массы, снижения инфляции.
Учетная (дисконтная) и ломбардная политика реализуется в функции Центробанка быть кредитором в последней инстанции. Иначе говоря, Центробанк предоставляет коммерческим банкам ссуды на основе переучета векселей (учетная ставка) и под залог векселей (ломбардная ставка). В более общем виде Центробанк объявляет ставку рефинансирования, которая означает, под какой годовой процент он готов кредитовать коммерческие банки при недостатке собственных кредитных ресурсов у последних. Ставка рефинансирования Центробанка по сути определяет процентную политику в банковской системе страны. Она обозначает, своего рода нижний процентный порог получения кредитов заемщиками. Коммерческие банки, заимствуя централизованные ресурсы Центробанка, выдают их в кредиты своим клиентам под более высокий ссудный процент, для того чтобы обеспечить процентную маржу. Ставка рефинансирования должна быть выше темпов инфляции. В противном случае речь идет об отрицательной процентной политике Центробанка, которая может привести к исчерпанию ресурсов банковской системы. Банки, выдавая кредиты под ставку, которая ниже темпов инфляции, возвращают себе не возросшую сумму ссуженного капитала, а реально меньшую, «съеденную» инфляцией.
При излишней денежной массе в экономике Центробанк должен повышать ставку рефинансирования, делая тем самым свои централизованные кредиты, а следовательно, и кредиты коммерческих банков более дорогими. Количество предприятий, способных кредитоваться под все более высокие проценты, уменьшается, замедляются темпы роста ссудного капитала в экономике. Рост денежной массы в целом также замедляется, инфляция уменьшается. При снижении ставки рефинансирования происходят обратные процессы. Поэтому она должна снижаться по мере того, как уменьшаются темпы инфляции.
Политика минимальных резервов состоит в установлении Центробанком резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в обязательном хранении последними определенной части своих ресурсов на беспроцентных счетах в Центробанке. Данные обязательные резервы служат в качестве обеспечения всей кредитной системы государства. Изменяя норму обязательных резервов, Центробанк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объемы кредитных вложений. Так, повышение нормы резервных требований ведет к снижению способности коммерческих банков кредитовать своих клиентов, а следовательно, к ограничению роста денежной массы в экономике страны. Снижение этой нормы должно вызывать обратные процессы.
Политика открытого рынка - это метод денежно-кредитного регулирования, заключающийся в покупке и продаже Центробанком ценных бумаг от своего имени на денежно-финансовом рынке, в основном, государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг банков, коммерческих векселей, учитываемых Центробанком. При продаже Центробанком ценных бумаг, например, государственных краткосрочных облигаций, которыми он владеет, поглощается свободный капитал денежно-финансового рынка, сокращается кредитоспособность тех коммерческих банков, которые эти облигации приобрели, и создается возможность кредитной рестрикции. В результате рост денежной массы замедляется или денежная масса стабилизируется. При покупке Центробанком ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков. Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Свободная покупка и продажа ценных бумаг Центробанком облегчает процесс формирования банковских ресурсов и регулирования общей денежной массы.
Валютная политика. Денежно-кредитное регулирование имеет и внешнеэкономическую функцию, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость как во внутреннем обороте, так и в международном. В современных условиях в открытой экономике уровень валютного, то есть обменного, курса национальной денежной единицы, также выступает важным рычагом денежно-кредитной политики Центробанка.
Здесь имеется в виду следующее:
Бюджетно-финансовое регулирование осуществляет, главным образом, Министерство финансов в координации с Центробанком. Посредством изменения величины и структуры доходной и расходной части госбюджета Министерство финансов может проводить ту или иную фискальную политику. Можно выделить так называемую стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Суть стимулирующей политики - дать изначальный толчок развитию экономики и отдельных ее секторов. Для этого, с одной стороны, снижается налоговая нагрузка на производителей за счет уменьшения налоговых ставок, с тем чтобы они увеличили накопления на свое развитие. С другой - увеличиваются отдельные расходные статьи госбюджета с целью оживления тех секторов экономики, которые их обслуживают. Например, увеличение расходов на здравоохранение влечет за собой размещение дополнительных заказов на производство медикаментов, медицинского оборудования, расходных материалов и так далее. Рост расходов на образование способствует увеличению выпуска учебной литературы полиграфическими производствами, выпуска канцелярской мебели, лабораторного оборудования и так далее. Рост производства предприятия в отдельных секторах экономики оживляет деятельность их партнеров. Образуется своего рода положительная цепная реакция, которая должна привести к общему оживлению экономики. При этом изначально за счет сокращения доходной части госбюджета и роста его расходной увеличивается его дефицит, что провоцирует инфляцию, увеличение денежной массы. Расчет делается на то, что существенное увеличение выпуска товарной массы за счет оживления экономики впоследствии «свяжет» лишние деньги.
Сдерживающая фискальная политика в принципе проводится с точностью до наоборот. Доходная часть бюджета увеличивается через рост налоговых ставок, экономятся государственные расходы (расходная часть бюджета). Дефицит госбюджета сокращается либо даже превращается в профицит, то есть его доходная часть превышает расходную. Рост денежной массы замедляется, инфляция снижается.
На
практике выделить в чистом виде проведение
стимулирующей или сдерживающей политики
со стороны Минфина сложно. Скорее можно
установить использование отдельных элементов
той или другой политики. Так, в Беларуси
за счет госбюджета традиционно получают
финансовую поддержку жилищное строительство
в расчете на то, что это оживляет производство
его партнеров-смежников – кирпичных
и цементных заводов, заводов железобетонных
конструкций.
3.
Денежное обращение
в Республике Беларусь
3.1
Особенности и
структура денежного
обращения РБ
Республика Беларусь - суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов. После распада СССР и объявления бывших союзных республик суверенными государствами претерпела изменение и их денежная система. В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения в рублях проводились и безналичные расчеты. Однако стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам с другими странами, входящими ранее в СССР. Каждая республика создавала свои инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения таких платежных средств, как рубль, из других республик. В дополнение к рублю стали выпускаться талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводиться национальные денежные знаки. В Республике Беларусь в 1992 году были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь как многоразовые купоны для защиты внутреннего потребительского рынка. После выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой расчетными билетами. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены национальной валютой и выпущены первоначально в дополнение к основной денежной единице - рублю. При этом с целью экономии денежной массы объявляется соотношение белорусского рубля к российскому 10:1. В 1994 году Национальный банк Республики Беларусь постановил, единственным платежным средством в Республике Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - расчетный билет. Это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 года. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль - билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь проведено две деноминации - уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы. Решения об этом в законодательном порядке принимались в 1994 и 1999 годах. В результате первой деноминации белорусского рубля все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, по второй деноминации с 1 января 2000 года произведены соответствующие перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков.
Информация о работе Денежное обращение и ее влияние на кредитно-денежный механизм