Деловая стратегия фирмы и её эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, что бы изучить понятие деловая стратегия фирмы, и рассмотреть его значимое влияние на деятельность фирмы в историческом контексте. В связи с этим ставятся следующие задачи исследования:
Изучить понятие и сущность деловой стратегии фирмы;
Изучить содержание деловой стратегии фирмы;
Изучить виды базовых стратегий развития фирмы;
Изучить эволюцию системных решений деловой стратегии фирмы.
Объектом исследования выступает деловая стратегия фирмы.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой систем внутрифирменного управления становится ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления. В современных рыночных условиях невозможно представить деятельность предприятия без наличия стратегии. Стратегию можно определить как систему способов деятельности для достижения цели предприятия.

    Осуществленные российскими и зарубежными экономистами научные разработки, опыт послужили исходной теоретической базой данной работы.

    Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения и применения деловых стратегий, применяемых в компаниях, для установления и укрепления долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке.

    Цель курсовой работы состоит  в том, что бы изучить понятие деловая стратегия фирмы, и рассмотреть его значимое влияние на деятельность фирмы в историческом контексте. В связи с этим ставятся следующие задачи исследования:

  • Изучить понятие и сущность деловой стратегии фирмы;
  • Изучить содержание деловой стратегии фирмы;
  • Изучить виды базовых стратегий развития фирмы;
  • Изучить эволюцию системных решений деловой стратегии фирмы.

   Объектом исследования выступает деловая стратегия фирмы.

    Предметом курсовой работы является  эволюция применения деловой  стратегии в деятельности фирмы.

    Существующий вклад в развитие стратегического менеджмента внесли  Ф. Тейлор, Г. Гант, X. Эмерсон (Школа научного менеджмента), а затем и классическая (административная) школа управления (А. Файоль, М. Вебер, Ч. Бернард) выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием.

    Отцами стратегического планирования считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» многими исследователями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования.

    Огромным прорывом в теории стратегического планирования явилась работа Майкла Портера «Конкурентные стратегии», опубликованная в 1980 году. Сформулированные им общие стратегии конкуренции до сих пор считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм.

    В конце 80-х внёс большой вклад в изучение Генри Минцберг, лидер современных исследователей в области стратегического планирования и управления. Минцберг Г. сделал вывод о том, что стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом.

    Структурно данная работа состоит  из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Глава 1. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ 

§1.1. Сущность и значение  стратегии фирмы 

    Использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах ХХ столетия, Но понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.

    Вначале смысл понятия был  неясен. Словари не помогали, так  как, следуя военной терминологии, они все еще определяли стратегию  как "науку и искусство развертывания  войск для боя" или как  "планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств".

    Это понятие употребляется и  в общем смысле, обозначая понятие  широких долгосрочных мер или  подхода. Оно вошло в лексикон  делового управления для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой. В те дни многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека промышленность великолепно обходилась без всякой стратегии.  Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Такое понимание восходит к так называемой "кривой опыта", выведенной в 1926 году, которая определяла зависимость затрат на единицу продукции от объемов производства. "Кривая опыта" породила ряд моделей, основанных на крупномасштабном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Самой известной из них является матрица Бостонской консультативной группы.

    Чаще всего под стратегией  понимают долгосрочные планы высшего ру-ководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие "стратегия" и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов. Рассмотрение эволюции понятия "стратегии" в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание. 

Таблица 1.1 - Некоторые определения понятия "стратегия", отражающие усложняющий  характер развития подходов по стратегическому  управлению 

Определение стратегии  Автор Основной подход
1. Стратегия,  как метод установления долгосрочных  целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов А. Чандлер, 1962 г. Долгосрочные  цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних  или внутренних условий среды  функционирования организации
2. Стратегия, как метод определения конкурентных целей организации Гарвардская школа  бизнеса, 1965 г. Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые  компания будет продолжать и/или  начнет осуществлять
3. Стратегия,  как способ реакции на внешние  возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны М. Портер, Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками  в каждой сфере бизнеса
4. Стратегия,  как способ установления целей  для корпоративного, делового и функционального уровней И.Ансофф, 1965 г.;

Д.Стейнер, 1977 г.,

П. Лоранж, 1977 г.,

и другие авторы

При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с  точки зрения различного их влияния  на процессы управления в организации
5. Стратегия,  как последовательная, согласованная  и интегрированная структура  управленческих решений Г. Минцберг, 1987 г. При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов, которые служат для целей контроля по эффективности достижения стратегических ориентиров
6. Стратегия,  как способ определения экономических  и неэкономических преимуществ,  которые организация намеревается  предоставить основным заинтересованным  группам   Стратегия приобретает  социальную направленность и рассматривается с точки зрения корпоративной философии и организационной культуры
7. Стратегия,  как способ развития ключевых  конкурентных преимуществ организации Г. Хамель, 7. Стратегия,  как способ развития ключевых  конкурентных преимуществ организации
8. Стратегия,  как набор действий и подходов  по достижению заданных показателей  деятельности А. Томпсон, 8. Стратегия,  как набор действий и подходов  по достижению заданных показателей  деятельности
 

   Таким образом, стратегия фирмы - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.

    Для достижения одних и тех  же стратегических целей и  задач можно разработать несколько  стратегий, выбор которых осуществляется  в зависимости от условий внешней  среды: рыночной конъюнктуры,  конкуренции, политических и социальных событий и др. Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации и особенностями стратегического видения топ-менеджмента. При изменении состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к другой.

    Привлекательность отрасли и  уровень конкуренции — существенные  факторы, определяющие выбор типа  стратегии фирмы. Оценка этих  факторов влияет на выбор фирмой  своей позиции на рынке, тип конкурентной борьбы. Если же фирма решает, что ее присутствие в отрасли становится менее привлекательным, то она может избрать стратегию замораживания и изъять свои инвестиции, чтобы направить их в другую сферу. При усилении конкуренции фирма может предпринять меры по защите своих позиций: начать активное наступление на конкурентов, внести изменения в политику «цена — стоимость — прибыль», внедрить новые технологии и т. д.

    Основные отличительные особенности  стратегии выделил И. Ансофф  в своей книге "Стратегическое управление", 1989 г.[4, c. 18]:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
  4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
  6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
  7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент могут служить фирме ориентирами, а в другой – станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

    Факторы, формирующие стратегию,  могут быть классифицированы  на две группы [9, c. 34].

1. Внешние:

  • состояние экономики (уровень занятости, инфляции, налогообложения и уровень деловой активности, экономический рост);
  • социальные и политические процессы, государственное регулирование и гражданские права (интересы здравоохранения, равной оплаты за равный труд, влияние закрытия предприятий на местное сообщество и др.), природная среда и ресурсы, инфраструктура;
  • привлекательность отрасли и условия конкуренции (рост рынков, технологические изменения, появление новых продуктов, силы конкуренции, экономика доходов, затрат и прибыли для отрасли, основные требования для конкурентного успеха);
  • особые возможности и угрозы для компании.

2. Внутренние:

  • сильные и слабые стороны организации, ее способность к конкуренции;
  • персональные амбиции, философия бизнеса и этические убеждения управляющих (субъективные факторы, которые могут иметь важное влияние на организационную стратегию);
  • влияние разделяемых ценностей и культуры компании на стратегию (политика, ценности, традиции, способы поведения, которые могут существенно влиять на культуру организации).
 

§1.2. Содержание деловой стратегии фирмы 

    Существует две точки зрения  относительно того, кто и на  каком уровне должен разрабатывать стратегию. Первая точка зрения следующая: поскольку разработка стратегии предполагает целеполагание, то она проводится на верхнем уровне управления организацией. Вторая точка зрения связана с так называемой «стратегической пирамидой», отражающей распределение ответственности по разработке стратегии по нескольким уровням, число которых колеблется от трех до четырех. Несогласованность названных точек зрения кажущаяся, так как стратегия организации, корпорации действительно должна разрабатываться ее руководством, а стратегии более низкого уровня – уже на ее основе. Кроме того, если речь идет о небольшой или средней организации – эти позиции смыкаются, так как нет необходимости обсуждать разделение труда при разработке стратегии. В этом случае весь комплекс действий реально может быть выполнен руководством организации или под контролем руководства. При рассмотрении стратегической пирамиды есть смысл рассматривать две ситуации: узкопрофильная (недиверсифицированная) компания и диверсифицированная компания. В диверсифицированной компании обычно выделяют четыре уровня стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную. В недиверсифицированной (узкопрофильной компании) – три уровня: деловую, функциональную и операционную. 1

Информация о работе Деловая стратегия фирмы и её эволюция