Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа
Уже более столетия не утихают ожесточенные споры вокруг причин и механизма формирования экономических циклов. За это время были выдвинуты десятки предположений о происхождение кратко- и среднесрочных циклов, а также «длинных волн» Н. Л. Кондратьева. Можно без преувеличения утверждать, что со второй половины XIX века решением данной проблемы в той или иной мере занималось подавляющее большинство видных ученых. Многие из предложенных ими гипотез сводились к попыткам представить экономические циклы следствием различных экзогенных факторов: периодических изменений активности Солнца (У. Джевонс), смены энергичных и предприимчивых поколений людей осторожными и бережливыми поколениями (Е.Вагеман), неправильной денежно-кредитной политики государства (М.Фридмен и другие монетаристы) и т.д
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ФАЗ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 5
1.1 Понятие цикла и его фаз 5
1.2 Понятие стабилизационной политики 9
1.3 Факторы влияния на экономические циклы 16
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ И
УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
МАКРОРЫНКА 19 2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США 19
2.2 Опыт европейский стран в антициклическом регулировании 23
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ
КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3.1 Анализ конъюнктуры рынка в Республике Беларусь 27
3.2 Перспективы развития конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 30
3.3 Предложения по развитию конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный – с участием государственного собственника.
Отношение к социально-экономическим
правам, прежде всего, к праву собственности,
в различных странах
Государственно - монополистическое
регулирование, государственное
вмешательство в экономику
В условиях экономического
спада или кризиса
Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.
Собственность крупных нефтяных, металлургических, автомобильных и иных компаний не «привязана» к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.
В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.
В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
- экономический рост и его темпы,
- структура промышленного производства,
- образование и наука,
- занятость и взаимоотношения труда и капитала,
- кредит и денежное обращение,
- ценообразование,
- внешнеэкономические связи,
- отраслевая структура,
- размещение производств,
- стимулирование инвестиций [3, с. 286].
Развивается и поддерживается
государством как крупный, так и мелкий
бизнес.
Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.
Уникальным ресурсом
японской экономики были и остаются
сбережения предприятий и граждан,
позволившие осуществить
В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.
Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:
- 446 гос. компаний
- в промышленности (черной и цветной
металлургии, химии
- 194 гос. компании - в транспорте и связи,
- 32 - в энергетике,
- 280 - в финансовой сфере [9, с. 13].
Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).
Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.
При рассмотрении вопросов
государственного регулирования в
скандинавских странах, необходимо
различать государственную
Госсектор значителен во всех скандинавских странах.
Занятость в государственном
секторе экономики
Государство в странах
Скандинавии активно
Итак, мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Следует отметить, что
большое влияние на цикличность
экономических процессов
Данные корреляций согласованности колебаний (конкорданса) ВВП России и Беларуси приведены в таблице 3.1. Эти данные не являются всеобъемлющими, однако они иллюстрируют некоторые особенности синхронизации белорусского и российского циклического роста.
Во-первых, что неудивительно, изменения экономической активности в белорусской и российской экономике коррелируют значительно.
Во-вторых, данные советского периода, особенно в момент распада Советского Союза и трансформационного спада, показывают, что общие для стран циклы сближают характер изменений выпуска.
В-третьих, политика интеграции экономик двух стран дает свои плоды -синхронизация циклического роста увеличивается, особенно с началом экономического роста в России.
Таблица 3.1 - Синхронизация белорусского и российского циклического роста
Периоды |
Корреляция циклического роста |
t- статистика |
1970-1985* |
0,46 |
21,37 |
1985-1996* |
0,87 |
26,40 |
1997-2004** |
0,04 |
1,82 |
1998-2004** |
0,16 |
6,47 |
1999-2005** |
0,24 |
10,15 |
2000-2006** |
0,38 |
19,74 |
2001-2007** |
0,42 |
31,21 |
2002-2008** |
0,36 |
23,05 |
* годичные данные по ЧМП, ВВП; * * квартальные данные ВВП.
В-четвертых, привязка обменного курса белорусского рубля к российскому также, по-видимому, усиливает, синхронизацию колебаний. Дальнейший процесс монетарной интеграции значительно ускорит этот процесс.
В-пятых, свою роль сыграла политика по стабилизации инфляционных циклов в белорусской экономике, что отчасти сгладило колебания в среднем.
В Республике Беларусь применяются
следующие инструменты
Бюджетно-налоговая политика - инструмент текущей конъюнктурной политики государства, ориентированной главным образом на поддержание макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки, бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике [4, с. 32].
В таблице 3.1 приведены индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2001 по 2010 год.
Таблица 3.1 - Индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2001 по 2011 год (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Индекс потребительских цен |
146,1 |
134,8 |
125,4 |
114,4 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
139,1 |
142,6 |
128,1 |
118,8 |
110,0 |
109,0 |
116,8 |
116,4 |
111,1 |
119,3 |
249,6 |
Индекс цен сельхозпродукции |
150 |
120 |
124 |
122 |
111 |
109 |
132 |
121,8 |
100,6 |
128,5 |
274,4 |
Индекс тарифов на перевозки |
145,2 |
125,3 |
121,7 |
108,8 |
106,4 |
112,3 |
108,8 |
130,9 |
118,2 |
130,0 |
250,3 |