Цикличность в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Уже более столетия не утихают ожесточенные споры вокруг причин и механизма формирования экономических циклов. За это время были выдвинуты десятки предположений о происхождение кратко- и среднесрочных циклов, а также «длинных волн» Н. Л. Кондратьева. Можно без преувеличения утверждать, что со второй половины XIX века решением данной проблемы в той или иной мере занималось подавляющее большинство видных ученых. Многие из предложенных ими гипотез сводились к попыткам представить экономические циклы следствием различных экзогенных факторов: периодических изменений активности Солнца (У. Джевонс), смены энергичных и предприимчивых поколений людей осторожными и бережливыми поколениями (Е.Вагеман), неправильной денежно-кредитной политики государства (М.Фридмен и другие монетаристы) и т.д

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ФАЗ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 5
1.1 Понятие цикла и его фаз 5
1.2 Понятие стабилизационной политики 9
1.3 Факторы влияния на экономические циклы 16
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ И
УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
МАКРОРЫНКА 19 2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США 19
2.2 Опыт европейский стран в антициклическом регулировании 23

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ
КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3.1 Анализ конъюнктуры рынка в Республике Беларусь 27
3.2 Перспективы развития конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 30
3.3 Предложения по развитию конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

636-83-92.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Кризисные ситуации в  экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный – с участием государственного собственника.

Отношение к социально-экономическим  правам, прежде всего, к праву собственности, в различных странах неодинаково. Особое значение ему придается в  государствах с переходной экономикой. В конституциях капиталистических государств это право чередуется наряду с другими правами. В ряде стран (Испания, Индия, Нигерия, Филлипины и др.) положения о праве собственности включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительств. В конституциях зарубежных стран речь идет, в основном, об отношениях собственности, обеспечивающих жизненные потребности человека [8, с. 228].

Государственно - монополистическое  регулирование,   государственное  вмешательство в экономику происходит в кризисных ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении  крупных государственных работ. Капиталистическая частная собственность -   основа национальной экономики большинства зарубежных стран.

 В условиях экономического  спада или кризиса правительства  США и западноевропейских стран  пытаются изменить ситуацию путем  усиления государственного вмешательства  в экономику, что естественно,  приводит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Увеличение правительственных  расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и  государственного долга. Либepaльнaя  концепция монетаризма в США  не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.

Собственность крупных  нефтяных, металлургических, автомобильных и иных компаний не «привязана» к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.

В Японии сложились сильные  традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.

В настоящее время  в Японии государственное вмешательство  наблюдается по многим направлениям:

- экономический рост  и его темпы,

- структура промышленного  производства,

- образование и наука,

- занятость и взаимоотношения  труда и капитала,

- кредит и денежное  обращение,

- ценообразование,

- внешнеэкономические  связи,

- отраслевая структура,

- размещение производств,

- стимулирование инвестиций [3, с. 286].

Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Хозяйственные трудности  преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.

Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.

В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.

Главной особенностью экономики  Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:

-   446 гос. компаний - в промышленности (черной и цветной  металлургии, химии машиностроении;

-    194 гос. компании - в транспорте и связи,

-    32 - в энергетике,

-    280 - в финансовой  сфере [9, с. 13].

Отличительной чертой экономики  Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).   

Приватизация   в   Великобритании   проводилась   исключительно на принципах платности  и посредством торгов, с использованием различных форм административного  регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в  скандинавских странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Госсектор значителен во всех скандинавских странах.

Занятость в государственном  секторе экономики скандинавских  стран наиболее высока среди развитых стран : Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25% [12, с. 3].

Государство в странах  Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредито - финансовой политики [11, с. 23].

Итак, мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Следует отметить, что  большое влияние на цикличность  экономических процессов протекающих  в Белоруссии оказывают изменения происходящие в мировой экономике. В полученных шоках извне так же есть своя специфика. Например, финансовый кризис, разразившийся в мировой экономике в 1997-1998 гг., в Беларусь пришел в виде сокращения ВВП  не из-за открытости финансовых рынков (типично для большинства развитых и развивающихся стран), а скорее по каналам внешней торговли, сократившейся в регионе из-за потрясений в центральной экономике России.

Данные корреляций согласованности  колебаний (конкорданса) ВВП России   и   Беларуси   приведены   в   таблице   3.1.   Эти   данные   не   являются всеобъемлющими,    однако    они    иллюстрируют    некоторые    особенности синхронизации белорусского и российского циклического роста.

Во-первых, что неудивительно, изменения экономической активности в белорусской и российской экономике коррелируют значительно.

Во-вторых, данные советского периода, особенно в момент распада  Советского Союза и трансформационного спада, показывают, что общие для  стран циклы сближают характер изменений  выпуска.

В-третьих, политика интеграции экономик двух стран дает свои плоды -синхронизация циклического роста  увеличивается, особенно с началом  экономического роста в России.

Таблица 3.1 - Синхронизация белорусского и российского циклического роста

Периоды

Корреляция циклического роста

t- статистика

1970-1985*

0,46

21,37

1985-1996*

0,87

26,40

1997-2004**

0,04

1,82

1998-2004**

0,16

6,47

1999-2005**

0,24

10,15

2000-2006**

0,38

19,74

2001-2007**

0,42

31,21

2002-2008**

0,36

23,05


* годичные данные по  ЧМП, ВВП; * * квартальные данные ВВП.

В-четвертых, привязка обменного  курса белорусского рубля к российскому  также, по-видимому, усиливает, синхронизацию  колебаний. Дальнейший процесс монетарной интеграции значительно ускорит  этот процесс.

В-пятых, свою роль сыграла политика по стабилизации инфляционных циклов в белорусской экономике, что отчасти сгладило колебания в среднем.

В Республике Беларусь применяются  следующие инструменты антициклического регулирования экономики.

Бюджетно-налоговая политика - инструмент текущей конъюнктурной политики государства, ориентированной главным образом на поддержание макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная политика,   она определяет  состояние платежного  баланса страны,  уровень задолженности,   темпы   инфляции   и   экономического   роста.   Политика   в области налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки, бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике [4, с. 32].

В таблице 3.1 приведены индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2001 по 2010 год. 

Таблица 3.1 - Индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2001 по 2011 год (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс потребительских цен

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7

Индекс цен производителей промышленной продукции

139,1

142,6

128,1

118,8

110,0

109,0

116,8

116,4

111,1

119,3

249,6

Индекс цен сельхозпродукции

150

120

124

122

111

109

132

121,8

100,6

128,5

274,4

Индекс тарифов на перевозки

145,2

125,3

121,7

108,8

106,4

112,3

108,8

130,9

118,2

130,0

250,3

Информация о работе Цикличность в рыночной экономике