Цикличность в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Уже более столетия не утихают ожесточенные споры вокруг причин и механизма формирования экономических циклов. За это время были выдвинуты десятки предположений о происхождение кратко- и среднесрочных циклов, а также «длинных волн» Н. Л. Кондратьева. Можно без преувеличения утверждать, что со второй половины XIX века решением данной проблемы в той или иной мере занималось подавляющее большинство видных ученых. Многие из предложенных ими гипотез сводились к попыткам представить экономические циклы следствием различных экзогенных факторов: периодических изменений активности Солнца (У. Джевонс), смены энергичных и предприимчивых поколений людей осторожными и бережливыми поколениями (Е.Вагеман), неправильной денежно-кредитной политики государства (М.Фридмен и другие монетаристы) и т.д

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ФАЗ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 5
1.1 Понятие цикла и его фаз 5
1.2 Понятие стабилизационной политики 9
1.3 Факторы влияния на экономические циклы 16
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ И
УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
МАКРОРЫНКА 19 2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США 19
2.2 Опыт европейский стран в антициклическом регулировании 23

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ
КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3.1 Анализ конъюнктуры рынка в Республике Беларусь 27
3.2 Перспективы развития конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 30
3.3 Предложения по развитию конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

636-83-92.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

С точки зрения нарушения  и последующего восстановления макроэкономического  равновесия (расширения и сжатия общественного  воспроизводства) любой конкретный цикл (национальный или мировой) и  каждый конкретный кризис требует дифференцированного анализа породивших его внутренних и внешних факторов.

Государственное антициклическое  регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания  неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора» [1, с. 39].

Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки  зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой  антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию) [2, с. 75].

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.

Итак, в период кризиса  государство проводит стабилизационную политику, под которой подразумевается  политика, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического  равновесия на уровне, близком к  полной занятости факторов производства в условиях стабильного уровня. Основными направлениями стабилизационной политики являются денежно – кредитная и налогово – бюджетная политика.

 

 

 

 

2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ  И УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ  МАКРОРЫНКА

 

2.1 Методы управления  цикличностью и установления  нормальной конъюнктуры рынка  в США

 

 

Палата представителей конгресса США одобрила 13 февраля 2008г. компромиссный план по стимулированию национальной экономики, предложенный администрацией президента Барака Обамы и согласилась выделить 787 млрд. долл.

Конгресс США и администрация Б.Обамы выработали компромиссный вариант антикризисного пакета на сумму около 789 млрд долл., устраняющий противоречия между двумя вариантами законопроекта, принятыми палатой представителей (29 января на сумму 820 млрд долл.) и сенатом США (10 февраля на 838 млрд. долл.).

Администрация Б.Обамы  рассматривает принятие новой экономической  программы как ключевой шаг на пути к восстановлению экономики  США, которая уже более года пребывает в рецессии, переживая самый тяжелый кризис со времен Великой депрессии. В 2008г. экономика США потеряла 2,6 млн. рабочих мест.

Б. Обама надеется, что его экономическая программа позволит создать до 4 млн. новых рабочих мест. Кроме того, план Белого дома предполагает увеличение пособий по безработице, реконструкцию транспортной инфраструктуры, инвестиции в новые технологии, в том числе в альтернативную энергетику.

В 2008 г. снижение занятости  в США достигло рекордного с 1945 г. уровня. Больше всего работников сокращено в промышленности. Промышленный обвал начался и в Европе. Рецессия начинает поддерживать сама себя, сетуют эксперты.

Согласно данным Минтруда США, в декабре американская экономика  потеряла 524 000 рабочих мест, а в  целом за год - более 2,589 млн. Это максимальный показатель с 1945 г., когда экономика страны, перестраиваясь с военных на мирные рельсы, сократила, по данным Bloomberg, 2,75 млн. работающих. В 2007 г. в США было, напротив, создано 1,1 млн. новых рабочих мест.

Наибольшие потери в 2008 г. понесла промышленность - сокращено 791 000 мест, на втором месте - торговля (522 000). Секторов, где число рабочих мест растет, практически нет.

Наиболее быстрый рост бюджетного дефицита произошел в  США: за I квартал 2009 финансового года (октябрь - декабрь 2008) - $485 млрд. В номинальном выражении это рекорд за всю историю страны.

По прогнозу бюджетного управления конгресса США, размер дефицита за 2009 г. достигнет $1,2 трлн., что станет рекордом в соотношении с ВВП  с 1945 г. (8,3% ВВП). При этом прогноз не учитывает плана стимулирования экономики, разработанного командой избранного президента Барака Обамы ($775 млрд. за два года). Сам Обама признал, что США придется жить с триллионным дефицитом «на протяжении лет».  

Быстрое снижение занятости в промышленности происходит и в Европе. Спад промышленного производства в ноябре прошлого года наблюдался практически на всей территории европейской зоны. Больше всего оно упало в седьмой по размерам экономике ЕС - Испании - на 15,1%. В Германии промышленность упала на 3,1%, во Франции - на 2,4%. В Великобритании промышленное производство с сентября по ноябрь сократилось на 2,7% по отношению к предыдущему трехмесячному периоду, в обрабатывающих производствах спад составил 3,3%. Рост производства наблюдался в горнодобывающей отрасли, но и там объем производства снизился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Ко всему прочему  растет бюджетный дефицит ведущих  экономик мира. В Японии, по правительственному прогнозу, он составит $241 млрд. (4,2% ВВП), в текущем - $191 млрд. (3,4% ВВП). Дефицит  бюджета Китая в 2009 г. вырастет до $95,6 млрд. (2% ВВП). Рост связан с замедлением экономики и госинвестициями в инфраструктуру.

Дефицит Великобритании, по прогнозу Morgan Stanley, - 7,2% ВВП в 2009 г. Канцлер ФРГ Ангела Меркель признала, что страну ждет рекордный дефицит  в 3% ВВП в 2009 г. и более 4% - в 2010 г.

Значительно пострадала и экономика России. В декабре 2008 г. ВВП впервые за 10 лет снизился. По оценке банка «ВТБ Европа», экономика сократилась на 1,1% после роста на 2,1% в ноябре.

Рассмотрим антикризисное государственное  управление в странах с развитой рыночной экономикой.

В США, например, это проявляется  в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

В США законодательно закреплена антициклическая  политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом [2, с. 72].

По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

При выработке мероприятий  и программ по обеспечению работой  молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США  является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

- совершенствование управления  финансовыми ресурсами;

- рационализация управленческих  инструментов и процедур;

- координация деятельности генеральных  инспекторов;

- усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что  антикризисное государственное  управление значительно усиливается  в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции [2, с. 73].

В целом развитые страны Запада рассматривают  приватизацию как средство создания смешанной экономики.

По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие  формы:

- продажа государственных  предприятий частным инвесторам  — физическим и юридическим лицам;

- создание совместных предприятий  с долевым участием частного капитала;

- продажа части акций предприятий,  являющихся государственной собственностью [7, с. 63].

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

 

 

 

 

 

 

2.2 Опыт европейский  стран в антициклическом регулировании

 

 

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных  промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции [6, с. 26].

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали  иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы [6, с. 26].

Итак, в странах с  развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

Информация о работе Цикличность в рыночной экономике