Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа
Уже более столетия не утихают ожесточенные споры вокруг причин и механизма формирования экономических циклов. За это время были выдвинуты десятки предположений о происхождение кратко- и среднесрочных циклов, а также «длинных волн» Н. Л. Кондратьева. Можно без преувеличения утверждать, что со второй половины XIX века решением данной проблемы в той или иной мере занималось подавляющее большинство видных ученых. Многие из предложенных ими гипотез сводились к попыткам представить экономические циклы следствием различных экзогенных факторов: периодических изменений активности Солнца (У. Джевонс), смены энергичных и предприимчивых поколений людей осторожными и бережливыми поколениями (Е.Вагеман), неправильной денежно-кредитной политики государства (М.Фридмен и другие монетаристы) и т.д
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ФАЗ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 5
1.1 Понятие цикла и его фаз 5
1.2 Понятие стабилизационной политики 9
1.3 Факторы влияния на экономические циклы 16
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ И
УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
МАКРОРЫНКА 19 2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США 19
2.2 Опыт европейский стран в антициклическом регулировании 23
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ
КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3.1 Анализ конъюнктуры рынка в Республике Беларусь 27
3.2 Перспективы развития конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 30
3.3 Предложения по развитию конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
С точки зрения нарушения
и последующего восстановления макроэкономического
равновесия (расширения и сжатия общественного
воспроизводства) любой конкретный
цикл (национальный или мировой) и
каждый конкретный кризис требует дифференцированного ан
Государственное антициклическое
регулирование экономики
Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.
Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию) [2, с. 75].
Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.
Итак, в период кризиса
государство проводит стабилизационную
политику, под которой подразумевается
политика, направленная на восстановление
и поддержание
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США
Палата представителей конгресса США одобрила 13 февраля 2008г. компромиссный план по стимулированию национальной экономики, предложенный администрацией президента Барака Обамы и согласилась выделить 787 млрд. долл.
Конгресс США и администрация Б.Обамы выработали компромиссный вариант антикризисного пакета на сумму около 789 млрд долл., устраняющий противоречия между двумя вариантами законопроекта, принятыми палатой представителей (29 января на сумму 820 млрд долл.) и сенатом США (10 февраля на 838 млрд. долл.).
Администрация Б.Обамы рассматривает принятие новой экономической программы как ключевой шаг на пути к восстановлению экономики США, которая уже более года пребывает в рецессии, переживая самый тяжелый кризис со времен Великой депрессии. В 2008г. экономика США потеряла 2,6 млн. рабочих мест.
Б. Обама надеется, что его экономическая программа позволит создать до 4 млн. новых рабочих мест. Кроме того, план Белого дома предполагает увеличение пособий по безработице, реконструкцию транспортной инфраструктуры, инвестиции в новые технологии, в том числе в альтернативную энергетику.
В 2008 г. снижение занятости в США достигло рекордного с 1945 г. уровня. Больше всего работников сокращено в промышленности. Промышленный обвал начался и в Европе. Рецессия начинает поддерживать сама себя, сетуют эксперты.
Согласно данным Минтруда США, в декабре американская экономика потеряла 524 000 рабочих мест, а в целом за год - более 2,589 млн. Это максимальный показатель с 1945 г., когда экономика страны, перестраиваясь с военных на мирные рельсы, сократила, по данным Bloomberg, 2,75 млн. работающих. В 2007 г. в США было, напротив, создано 1,1 млн. новых рабочих мест.
Наибольшие потери в 2008 г. понесла промышленность - сокращено 791 000 мест, на втором месте - торговля (522 000). Секторов, где число рабочих мест растет, практически нет.
Наиболее быстрый рост бюджетного дефицита произошел в США: за I квартал 2009 финансового года (октябрь - декабрь 2008) - $485 млрд. В номинальном выражении это рекорд за всю историю страны.
По прогнозу бюджетного управления конгресса США, размер дефицита за 2009 г. достигнет $1,2 трлн., что станет рекордом в соотношении с ВВП с 1945 г. (8,3% ВВП). При этом прогноз не учитывает плана стимулирования экономики, разработанного командой избранного президента Барака Обамы ($775 млрд. за два года). Сам Обама признал, что США придется жить с триллионным дефицитом «на протяжении лет».
Быстрое снижение занятости в промышленности происходит и в Европе. Спад промышленного производства в ноябре прошлого года наблюдался практически на всей территории европейской зоны. Больше всего оно упало в седьмой по размерам экономике ЕС - Испании - на 15,1%. В Германии промышленность упала на 3,1%, во Франции - на 2,4%. В Великобритании промышленное производство с сентября по ноябрь сократилось на 2,7% по отношению к предыдущему трехмесячному периоду, в обрабатывающих производствах спад составил 3,3%. Рост производства наблюдался в горнодобывающей отрасли, но и там объем производства снизился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Ко всему прочему растет бюджетный дефицит ведущих экономик мира. В Японии, по правительственному прогнозу, он составит $241 млрд. (4,2% ВВП), в текущем - $191 млрд. (3,4% ВВП). Дефицит бюджета Китая в 2009 г. вырастет до $95,6 млрд. (2% ВВП). Рост связан с замедлением экономики и госинвестициями в инфраструктуру.
Дефицит Великобритании, по прогнозу Morgan Stanley, - 7,2% ВВП в 2009 г. Канцлер ФРГ Ангела Меркель признала, что страну ждет рекордный дефицит в 3% ВВП в 2009 г. и более 4% - в 2010 г.
Значительно пострадала и экономика России. В декабре 2008 г. ВВП впервые за 10 лет снизился. По оценке банка «ВТБ Европа», экономика сократилась на 1,1% после роста на 2,1% в ноябре.
В США, например, это проявляется
в совершенствовании
В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом [2, с. 72].
По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.
При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.
Вторым важным направлением
совершенствования
- совершенствование управления финансовыми ресурсами;
- рационализация управленческих инструментов и процедур;
- координация деятельности
- усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.
Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции [2, с. 73].
В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.
По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.
Основным побудительным
В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:
- продажа государственных
предприятий частным
- создание совместных
- продажа части акций
Приватизация в этих
странах, как правило, осуществляется
поэтапно: сначала предприятие
2.2 Опыт европейский
стран в антициклическом
В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.
Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции [6, с. 26].
В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы [6, с. 26].
Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.