Цикличность в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Уже более столетия не утихают ожесточенные споры вокруг причин и механизма формирования экономических циклов. За это время были выдвинуты десятки предположений о происхождение кратко- и среднесрочных циклов, а также «длинных волн» Н. Л. Кондратьева. Можно без преувеличения утверждать, что со второй половины XIX века решением данной проблемы в той или иной мере занималось подавляющее большинство видных ученых. Многие из предложенных ими гипотез сводились к попыткам представить экономические циклы следствием различных экзогенных факторов: периодических изменений активности Солнца (У. Джевонс), смены энергичных и предприимчивых поколений людей осторожными и бережливыми поколениями (Е.Вагеман), неправильной денежно-кредитной политики государства (М.Фридмен и другие монетаристы) и т.д

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ФАЗ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 5
1.1 Понятие цикла и его фаз 5
1.2 Понятие стабилизационной политики 9
1.3 Факторы влияния на экономические циклы 16
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ И
УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
МАКРОРЫНКА 19 2.1 Методы управления цикличностью и установления нормальной конъюнктуры рынка в США 19
2.2 Опыт европейский стран в антициклическом регулировании 23

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАЛЬНОЙ
КОНЪЮНКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3.1 Анализ конъюнктуры рынка в Республике Беларусь 27
3.2 Перспективы развития конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 30
3.3 Предложения по развитию конъюнктуры рынка в Республике
Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

636-83-92.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 

 

1.2 Понятие  стабилизационной политики

 

 

Стабилизационная политика - политика, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического  равновесия на уровне, близком к  полной занятости факторов производства в условиях стабильного уровня.

Основными направлениями  стабилизационной политики являются денежно  – кредитная и налогово – бюджетная  политика.

Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика — это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг [15, с. 48].

Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы.

 К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

 Бюджетные регуляторы — это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем  государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.

Влияние госзакупок на экономику  можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (рис. 1.2).

  G



 Y=E


 ΔG                                              AD = MPC*Y+a+I+G2



                                              AD1 = MPC*Y+a+I+G1

 


а


 

           0                              Y1                         Y2                                 Y


 

Рис. 1.2 - Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции

Автоматическая бюджетно-налоговая  политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов — механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.

Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t. (рисунок 1.3).

Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется (развернётся под более крутым углом) вверх до уровня AD3 , так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.

Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом. В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема складывается противоположная ситуация.

Стабилизационное воздействие  налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения [10, с. 98].

   E Y=E


 A1 AD1 = a+0,64Y+I1


 AD2 = a+0,57Y+I1


 AD3 = a+0,64Y+I2


 A3


 A2 



            0               Y2     Y3          Y1 Y

Рис. 1.3 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП

 

Мультипликатор государственных расходов МР, равный отношению 1/(1 — МРС), где МРС— предельная склонность к потреблению, показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов [10, с. 98].

Общую схему цикла можно представить как некую часть непрерывно развивающейся и раскручивающейся спирали, которая по своей фигуре практически полностью повторяет спираль всеобщей экономической системы.

Первая точка - зарождение и становление этого явления, вторая - его развитие, распространение  и утверждение. В третьей точке явление достигает своей зрелости и пика развития. В последней точке данное явление в изначально «чистом» виде перестает существовать.

Существуют различные  взгляды на причины циклических колебаний; отсюда — и различные подходы к проблеме их регулированию. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе—на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы 1 [5, с. 86].

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Таблица 1.1 - Подходы к антициклическому регулированию

Признаки

Неокейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

На спрос

На предложение

Цели

 

Регулирование хо-

зяйства   в   целом

(макроэкономика)

Создание стимулов

деятельности    от-

дельных фирм (мик-

роэкономика)

Приоритеты регули-

рования

1.   Налогово-бюд-

жетная политика

2. Кредитно-денеж-

ная политика  

1.Кредитно-денежная

политика

2.   Налогово-бюд-

жетная политика

Оценка роли госу-

дарства

Поощрение

Ограничение


[5, с. 86]

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рисунок 1.4 [13, с. 40].


 D2



 D1


 

 


 

 

DY

0                   Y1                      Y2


Национальный доход

Рисунок 1.4 Воздействие государства на совокупный спрос

Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода от уровня ОY1 до ОY2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных  взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение, кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при  помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия,  так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

  В обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов ограничениями в области проведения  амортизационной политики. Именно на налогово - бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (рис. 1.5) [13, с. 42].

Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает сокращение национального дохода с OY1 до OY2.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной  рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо  противоположные меры: повышение  процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить  государство в целях сглаживания  циклических колебаний, можно охарактеризовать ее как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность. К. Эклунд в своей книге «Эффективная экономика» приводит график (рис. 1.5) [1, с. 39], демонстрирующий вышесказанное.



 D2



 D1


 

 


 

 

 

0                   Y1                      Y2


Национальный доход

Рисунок 1.5 Политика направленная на снижение экономической активности

К. Эклунд рассматривает  данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в период спада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию — во втором. Но приведенный график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии и сдерживания, а сама система (направление воздействия) остается без изменений.

Информация о работе Цикличность в рыночной экономике