Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
В работе рассматриваются вопросы циклического развития экономики и возникновения кризисных явлений.Рассмотрены знаковые события в развитии экономики РФ.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I.Кризисы в экономике. Цикличность развития………………………..3
Глава II. Переходная экономика. Концепции и особенности………………...8
Глава III.Общеэкономические тенденции 1993-1998гг и причины промышленного кризиса……………………………………………………....16
Глава IV.Особенности переходной экономики в России………………........27
Вывод……………………………………………………………………….…..53
Литература……………………………………………...………………………
Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее.
В это время появляется
множество альтернатив
Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику.
В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название
'500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы?
“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике” были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.
Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности.
Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна.
Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа
Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР
М.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.
Предполагалось за основу
взять проект '500 дней' и создать
некую общую схему действий для
Союза и для отдельных
1) Отсутствие в 'президентском'
варианте принципа
2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса.
3) Различие в способах
формирования бюджета. В “
Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.
4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”' предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.
Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давали никакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл ) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость
ВПК к переменам.
Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров
России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основным положением которых можно считать взаимное признание суверенитета было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.
26 декабря Россия принимает
бюджет в котором
24 декабря ВС России
принимает закон "О
Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".
Вторым не менее принципиальным
пунктом было то что количество и
стоимость имущества
В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона.
"Инвестиционной деятельностью
на территории РФ могут
-Все инвесторы пользуются
равными правами, защита этих
прав гарантируется
-Государственные органы
или должностные лица не имеют
права вмешиваться в
-Инвестиции не могут
быть безвозмездно
Последующие месяцы не были отмечены чем либо примечательным. Медленно продвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве.
Россия продолжала заключать
межреспубликанские договора. Перед
подписанием столь важного для
себя документа президент Горбачев
отправился в отпуск. В это время
в России произошла попытка
В послепутчевое время и начинается новая история России. Вернувшемуся в Москву президенту СССР не на кого было опереться. Фактически он вернулся из отпуска в совершенно другую страну. Российская власть оставившая перестроечную идеологию и вдохновленная "абсолютным" народным доверием уничтожила КПСС. Расставшись со своим союзным прошлым при всей сложности и неразберихе взаимоотношений республики получили возможность разобраться со своими проблемами своими силами. В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российских предприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда падение активности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с начала августа по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в два раза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположная тенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств чем в предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено в финансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу года инвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически по всем направлениям инвестиционной деятельности.
1) Объемами капитальных вложений.
2) Мерой их использования.
3) Размерами выпуска инвестиционных товаров.
4) Проведения жилищно- строительных работ.
По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 году сократился на 5% против уровня 1990 года. На фоне масштабов общеэкономического спада это покажется незначительным. Однако инвестиционную сферу характеризуют не только финансовые но и натуральные показатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейших инвестиционных товаров таких как цемент, лен, производственное оборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результате срыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Стагфляция характеризуется резким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце
1991 года доля капитальных
вложений предприятий
В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплаты социального характера 50% из которых составляла материальная помощь.
В это время сокращение
производства, отставание денежных доходов
от роста цен привели к
Если на потребительском рынке ощущался острый дефицит товаров то в финансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще в действиях правительства и Ц.Б. выделяется 2 периода. В течении первого периода (январь-май 1992 года.) удерживание роста количества денег в обращении находилось в центре внимания правительства и Ц.Б. Жесткий контроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономики в гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка была реализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массы удавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почти сбалансированным Вот статистика денежного обращения в 1992 году. Население заплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета, во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учрежденияСбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежных доходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличности пополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб.Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. руб, что соответственно больше чем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счет эмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты, пенсий, пособий.
К тому времени в промышленности сложилась следующая ситуация.
Физический объем производства сократился на 17,8%.ect. Начало этого процесса было заложено в самой структуре российской экономики, просто с началом реформ произошло резкое сокращение промышленного производства.
Однако нельзя не признать что спад производства был очень неравномерным. В наибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спад происходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Для большинства предприятий важнейшим фактором приведшим к спаду являлся разрыв хозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общая социально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смогло сразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объем производства т.к большое количество предприятий работало не на потребителя, а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключением являлось только пищевая промышленность. Но в течении 1992 года спад в промышленности не был равномерным. После первого удара вызванного гайдаровской реформой мы видим как во второй половине года интенсивная кредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре- октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых спад производства начинает приобретать структурный характер. В то время как значительней всего сокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад в электроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности невелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к росту производства. Однако совершенно очевидно что это изменение в темпах спада никак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем более уменьшение спада носит инфляционный характер.