Цикличность кризисов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются вопросы циклического развития экономики и возникновения кризисных явлений.Рассмотрены знаковые события в развитии экономики РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I.Кризисы в экономике. Цикличность развития………………………..3
Глава II. Переходная экономика. Концепции и особенности………………...8
Глава III.Общеэкономические тенденции 1993-1998гг и причины промышленного кризиса……………………………………………………....16
Глава IV.Особенности переходной экономики в России………………........27
Вывод……………………………………………………………………….…..53
Литература……………………………………………...………………………

Работа содержит 1 файл

а.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны  невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее.

В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны.

Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых  самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику.

 

В тот политически  очень сложный год было разработано  две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название

'500 дней'. Эта программа  была разработана несколькими  прогрессивными или как тогда  говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы?

“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике” были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.

Предложенная же программа  группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в  распродаже гос. собственности малых  и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности.

Одна из целей программы  приватизации состояла в том, чтобы  поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна.

Отсутствие четкого  разграничения между союзным  и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа

Шаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), Григорий Явлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансов РСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссии при СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР

М.Горбачевым и председателем  Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.

Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать  некую общую схему действий для  Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен  новый вариант программы, впоследствии получивший название“президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного“президентского” варианта были следующие отличия.

1) Отсутствие в 'президентском'  варианте принципа преобладания  республиканских законов над  союзными.

2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса.

3) Различие в способах  формирования бюджета. В “президентской”  программе союзный бюджет создается  за счет отчислений с предприятий.  У

Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.

 

4) Разные подходы к  земельной реформе. Если в “500 днях”' предусматривалась не  только частная собственность  на землю но и создание в  стране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.

 

Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они  не давали никакого ответа на вопрос о  том что же делать с ВКП. СССР тогда  был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,а если посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл ) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость

ВПК к переменам.

Ноябрь - продолжается процесс  заключения межреспубликанских договоров

России с другими  республиками СССР. В ноябре таких  договоров основным положением которых  можно считать взаимное признание  суверенитета было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.

26 декабря Россия принимает  бюджет в котором Финансирование  Союза сокращено с 119 млрд. рублей  до 23,4 млрд.

24 декабря ВС России  принимает закон "О собственности  в РФ". По принятому документу  владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного

Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".

Вторым не менее принципиальным пунктом было то что количество и  стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем  не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб  для предпринимателя( разумеется в пределах его финансовых возможностей ). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.

В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционной деятельности в РФ". Вот основные положения этого закона.

"Инвестиционной деятельностью  на территории РФ могут заниматься  советские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранные  государства.

-Все инвесторы пользуются  равными правами, защита этих  прав гарантируется государством  вне зависимости от формы собственности.

-Государственные органы  или должностные лица не имеют  права вмешиваться в договорные  отношения между участниками  инвестиционной деятельности это превышает их полномочия.

-Инвестиции не могут  быть безвозмездно национализированы  или реквизированы.

 

Последующие месяцы не были отмечены чем либо примечательным. Медленно продвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве.

Россия продолжала заключать  межреспубликанские договора. Перед  подписанием столь важного для  себя документа президент Горбачев отправился в отпуск. В это время  в России произошла попытка государственного переворота(путч)

В послепутчевое время  и начинается новая история России. Вернувшемуся в Москву президенту СССР не на кого было опереться. Фактически он вернулся из отпуска в совершенно другую страну. Российская власть оставившая перестроечную идеологию и вдохновленная "абсолютным" народным доверием уничтожила КПСС. Расставшись со своим союзным прошлым при всей сложности и неразберихе взаимоотношений республики получили возможность разобраться со своими проблемами своими силами. В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российских предприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда падение активности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с начала августа по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в два раза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположная тенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств чем в предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено в финансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу года инвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически по всем направлениям инвестиционной деятельности.

1) Объемами капитальных  вложений.

2) Мерой их использования.

3) Размерами выпуска  инвестиционных товаров.

4) Проведения жилищно-  строительных работ.

По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 году сократился на 5% против уровня 1990 года. На фоне масштабов общеэкономического спада это покажется незначительным. Однако инвестиционную сферу характеризуют не только финансовые но и натуральные показатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейших инвестиционных товаров таких как цемент, лен, производственное оборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результате срыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Стагфляция характеризуется резким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце

1991 года доля капитальных  вложений предприятий уменьшилась  на 20%, а доля средств идущих  на компенсационные выплаты увеличилась  на 16%. кроме того создалась ситуация двойного налогообложения: налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль изымалось примерно 40% прибыли у предпринимателя, что никак не способствовало улучшению инвестиционной обстановки.

В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплаты социального характера 50% из которых составляла материальная помощь.

В это время сокращение производства, отставание денежных доходов  от роста цен привели к значительному  сокращению уровня потребления по сравнению  с 1991 годом. Потребление мясных продуктов уменьшилось на 12%, молока и молочных продуктов на 18%, фруктов и яиц на 33%. Резко уменьшилась доля покупаемых товаров непродовольственного потребления.

Если на потребительском  рынке ощущался острый дефицит товаров  то в финансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще в действиях правительства и Ц.Б. выделяется 2 периода. В течении первого периода (январь-май 1992 года.) удерживание роста количества денег в обращении находилось в центре внимания правительства и Ц.Б. Жесткий контроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономики в гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка была реализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массы удавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почти сбалансированным Вот статистика денежного обращения в 1992 году. Население заплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета, во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учрежденияСбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежных доходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличности пополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб.Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. руб, что соответственно больше чем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счет эмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты, пенсий, пособий.

К тому времени в промышленности сложилась следующая ситуация.

Физический объем производства сократился на 17,8%.ect. Начало этого процесса было заложено в самой структуре  российской экономики, просто с началом  реформ произошло резкое сокращение промышленного производства.

Однако нельзя не признать что спад производства был очень неравномерным. В наибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спад происходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Для большинства предприятий важнейшим фактором приведшим к спаду являлся разрыв хозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общая социально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смогло сразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объем производства т.к большое количество предприятий работало не на потребителя, а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключением являлось только пищевая промышленность. Но в течении 1992 года спад в промышленности не был равномерным. После первого удара вызванного гайдаровской реформой мы видим как во второй половине года интенсивная кредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре- октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых спад производства начинает приобретать структурный характер. В то время как значительней всего сокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад в электроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности невелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к росту производства. Однако совершенно очевидно что это изменение в темпах спада никак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем более уменьшение спада носит инфляционный характер.

Информация о работе Цикличность кризисов в экономике