Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
В работе рассматриваются вопросы циклического развития экономики и возникновения кризисных явлений.Рассмотрены знаковые события в развитии экономики РФ.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I.Кризисы в экономике. Цикличность развития………………………..3
Глава II. Переходная экономика. Концепции и особенности………………...8
Глава III.Общеэкономические тенденции 1993-1998гг и причины промышленного кризиса……………………………………………………....16
Глава IV.Особенности переходной экономики в России………………........27
Вывод……………………………………………………………………….…..53
Литература……………………………………………...………………………
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство а большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ним в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.
Если в России еще в 1992 -1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в
МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков, возникли крупные, хорошо оформленные, торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции с крупными и средними фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению числа малых предприятий. Но я думаю, что в дальнейшем в связи со складывающимися хозяйственными отношениями во время переходной экономики новые крупные и средние предприятия будут активно стимулировать создание новых МП.
На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий созданных еще по законам СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационную форму, а прекратившие свою деятельность - просто ликвидировались. Поскольку величина, числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации реально не работающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 г. в связи с введением в хозяйственную практику нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части, малые предприятия, имеющие форму товариществ ( а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным данным Госкомстата РФ, что более трети зарегистрированных МП либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и следовательно официальная ликвидация должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в Росси. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действовало чуть более половины зарегистрированных МП ( по данным Госкомстата), перерегистрация на данный момент уже внесла определенные коррективы в региональную структуру малого предпринимательства страны.
Замедление роста числа
новых малых предприятий
Реальная безработица
может быть на порядок выше, на что
указывают альтернативные расчеты
экспертов профсоюзных
Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства, кстати, на мой взгляд характерная и неотъемлемая черта российского малого бизнеса и российского бизнеса вообще в переходный период. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Рассмотрим данное“ненормативное” явление в российском бизнесе. Вымогательства, угрозы - насущная проблема малых предприятий и их руководителей, практически каждую неделю в средствах массовой информации мелькает информация о покушении на того или иного бизнесмена. Известно, что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем. Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 год было убито 94 руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам. По данным Госкомстата, свыше 1/4 руководителей МП (26.2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57.1%) читают это нередким явлением, и только
16.7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют.
В 1993 г. 3/4 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом.
Контраст с сегодняшней ситуацией разителен. Отчасти это связано с тем, что заданный четыре года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме , сужал проблему группового и организованного насилия.
Спектр силовых методов достаточно широк . Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами .
Во многих случаях
это замещение утерянных
Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства.
Поборы существуют в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50) наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы законодательных норм. Речь идет о “добровольно- обязательных” отчисления на разного рода муниципальные нужды. Власти обладают достаточно мощными“рычагами” для того, чтобы заставить предпринимателя стать
“благотворителем”. И действия их, по сути своей незаконные,- в данном случае принимают вполне законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде взяток. Причем суммы взяток в настоящий момент достигли таких размеров, что даже в самом фантастичном сне не могли присниться советскому чиновнику. В современной России взятка помогает получит доступ к более дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части легальных платежей и избежать “благотворительных” сборов.
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18% и 19% соответственно 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на
10%. В общей коммерческой
деятельности по обеспечению
функционирования рынка, в
В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0.8%. Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной существующим законам.Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1996 г. в 4 раза причем в промышленности - в 7.4 раза.Можно констатировать, что в 1995-96 гг. проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным снижением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП стали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.Политика государственной поддержки МП осуществлялась на базе налоговых льгот, создания ( хотя пока и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирование сети бизнес-парков, налаживание эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также местными органами власти.
Малые предприятия в
борьбе за выживание научились
Непоследовательность проведения экономических реформ в России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ( а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес.
Вывод
Ознакомившись с теорией кризисов и изучив особенности переходного периода в экономике, я пришла к выводу, что состояние кризиса это естественное и неизбежное состояние, которое в свою очередь имеет не только негативные последствия, но и позитивные, вызывающие в экономике перестройки благоприятные для ее дальнейшего функционирования. так же, что переходный период в экономике это необходимая трансформация экономического положения страны на пути улучшения, развития, и роста.
Безусловно, эти явления
могут иметь очень большие
масштабы и это связано с огромными
затратами и проблемами. Изменения
в экономической системе
Рассмотрев экономическую политику России в достаточно большой по времени и значимый по своим последствиям период, я увидела, что экономика не смотря на внутренние встроенные стабилизаторы нуждается в грамотном управлении. А накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся большой ценой. А глубинная же причина августовского финансового кризиса 1998 г. в России кроется в диспропорции соотношения реального и финансового секторов национального хозяйства.