Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность понятия бюджетного дефицита, классифицировать его виды и определить причины его возникновения;
• исследовать различные подходы к проблеме бюджетного дефицита;
Введение ……………………………………………………………………….… 4
1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6
2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14
2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14
2.2 Методы управления дефицитом и способы его финансирования ……… 17
3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в
2006-2010 г. …………………………………………………………………....... 23
3.2 Дефицит бюджета 2011 г. и особенности его финансирования в
условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26
Заключение ………………………………………………………………..….…. 30
Список использованной литературы …………………………………….……. 32
Министерство финансов в этих условиях предприняло действия, направленные на достижение сбалансированности, недопущения бюджетного стимулирования внутреннего спроса за счет исполнения бюджета с дефицитом. Так, профицит консолидированного бюджета составил 1,4% к ВВП, однако по итогам года планируется дефицит бюджета, вызванный необходимостью увеличения социальных расходов и расходов по обслуживанию и погашению государственных обязательств, номинированных в иностранной валюте.
Государственные власти убедились
в том, что в условиях кризиса
необходимо проведение исключительно
жесткой бюджетной политики, в
том числе предусматривающей
ограничение дефицитов
Параметры исполнения бюджетов за январь-июль 2011 г. вы можете проследить по данным таблицы 2. Годовой план представлен нескорректированными значениями.
Таблица 2 – Исполнение бюджетов за январь-июль 2011 г., трлн. руб.
Дефицит/профицит | ||
годовой план |
фактический | |
Консолидированный бюджет |
-6,7 |
2,7 |
в % к ВВП |
2,1% | |
Республиканский бюджет |
-6,6 |
1,3 |
в % к ВВП |
1,0% | |
Местные бюджеты |
0,3 |
1,7 |
в % к ВВП |
1,3% | |
Бюджет ФСЗН |
0,2 |
1,7 |
в % к ВВП |
1,3% | |
Бюджет сектора госуправления |
-6,5 |
4,4 |
в % к ВВП |
3,5% |
Примечание – Источник: [32].
Профициты бюджетов сформировались
в результате опережающего поступления
доходов, в том числе из-за эмиссионного
налога, уплачиваемого субъектами хозяйствования
в условиях значительных темпов роста
цен. Однако помимо увеличения налоговых
поступлений за счет инфляции на выправление
дефицита также оказали влияние
меры жесткой экономии текущих расходов
в бюджетных организациях и инвентаризация
государственных капитальных
Аналитики признают, что в нынешних условиях связывание денежной массы – один из главных факторов достижения сбалансированности экономики и сохранения бюджетных ограничений [32, c. 9]. Тем не менее, мы вынуждены признать, что финансирование запланированного дефицита, по сути, осуществляется за счет инфляционно-девальвационного прироста налоговой базы, что является одной из форм эмиссионного финансирования, которое может осуществляться и без сознательного выбора финансовыми властями соответствующих методов.
В противовес резкому росту
доходов бюджета требуются
Необходимость проведения указанных
корректировок и нового балансирования
бюджета привела к изданию
Указа Президента Республики Беларусь
№524 от 14 ноября 2011 г. «Об уточнении
отдельных показателей
В соответствии с ним, доходы республиканского бюджета были скорректированы на 15,6 трлн. руб. в сторону увеличения, а расходы – на 10,4 трлн. руб. также в сторону увеличения.
При этом предельные размеры дефицита республиканского бюджета и финансирования республиканского бюджета были уменьшены на 5,2 трлн. руб., а лимит внутреннего государственного долга был увеличен на 2 трлн. руб. [33].
Дальнейшие тенденции к увеличению государственных расходов свидетельствует о том, что проблема дефицита бюджета будет достаточно острой для Беларуси на протяжении достаточно длительного времени. К сожалению, чрезмерно большáя часть бюджетных средств направляется на меры социальной поддержки, которые по существу антикризисными не являются.
Существуют и проблемы финансирования дефицита в условиях кризиса. Так, Международный валютный фонд констатировал отсутствие у властей Беларуси антикризисного плана и в этом видит причину, препятствующую переговорам о выделении фондом кредита [34].
4 июня 2011 г. была рассмотрена заявка Беларуси о предоставлении кредита Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Антикризисный фонд принял решение о выделении Беларуси нескольких траншей кредита общей суммой в 3 млрд. долларов США под 4,1 % в год, с условием приватизации активов на сумму 7,5 млрд. долларов США [35].
Таким образом, основная проблема финансирования бюджетного дефицита в кризисной ситуации заключается в том, что кредиторы требуют проведения антикризисной политики, которая не согласуется с курсом государства. Отказ финансовых властей от непопулярных мер все больше препятствует возможностям зарубежного финансирования дефицита, которое в создавшейся ситуации почти не отразилось бы негативным образом на экономике краткосрочного периода.
Появление возможности внешнего финансирования из фондов ЕврАзЭС привело к тому, что в указе Президента о внесении изменений в бюджет планируемые объемы внешнего финансирования были увеличена на 2,7 трлн. руб, причем статья кредитов международных финансовых организаций была увеличена на 3,9 трлн. руб., а часть этой суммы с отрицательным знаком была распределена по статьям погашения основного долга [33, c. 16].
Наличие дефицитного бюджета в кризисной ситуации – явление, как правило, вполне нормальное. Однако следует обращать особое внимание на то, куда расходуются привлеченные средства. Антикризисные меры и наращивание потенциала экономики являются обязательными элементами управления бюджетным дефицитом. Финансовые власти Беларуси должны ответственно подходить к проведению бюджетно-налоговой политики, которая в сложившихся условиях должна быть исключительно жесткой.
Меры экономии должны сочетаться с поисками наилучших источников финансирования бюджета, которые бы ослабили давление на экономику и не привели бы к значительному ухудшению макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
Разумеется, преодоление финансового кризиса возможно лишь при тесном взаимодействии властей политических, финансовых и монетарных при условии наличия четкого плана действий. Помимо реализации соответствующей фискальной политики нужны и решения в области денежно-кредитной политики, которые должны снизить темпы инфляции. Еще одной опасностью является макроэкономическое равновесие, которое может сложиться при наличии высоких темпов инфляции и дефицита бюджета, когда меры фискальной политики становятся неэффективными [36, c. 163].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. При этом размер дефицита бюджета следует ограничивать лишь в определенных пределах, а государство должно сосредоточиться именно на методах управления дефицитом, а не на попытках его полного избегания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гранты (дары) – статья бюджета, включающая все невозмещаемые необеспеченные поступления в бюджет, не носящие принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций. Подобные поступления приравниваются к доходам, не считаются финансированием бюджета и отображаются «над чертой». Следует отметить, что прощенная задолженность не является грантом, поскольку не позволяет увеличить расходы бюджета.
2 Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.
3 Рикардианский – от Рикардо, Давид (1772 - 1823)
4 Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.