Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность понятия бюджетного дефицита, классифицировать его виды и определить причины его возникновения;
• исследовать различные подходы к проблеме бюджетного дефицита;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….… 4
1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6
2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14
2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14
2.2 Методы управления дефицитом и способы его финансирования ……… 17
3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в
2006-2010 г. …………………………………………………………………....... 23
3.2 Дефицит бюджета 2011 г. и особенности его финансирования в
условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26
Заключение ………………………………………………………………..….…. 30
Список использованной литературы …………………………………….……. 32

Работа содержит 1 файл

BudgDef.docx

— 133.08 Кб (Скачать)

Министерство финансов в  этих условиях предприняло действия, направленные на достижение сбалансированности, недопущения бюджетного стимулирования внутреннего спроса за счет исполнения бюджета с дефицитом. Так, профицит консолидированного бюджета составил 1,4% к ВВП, однако по итогам года планируется  дефицит бюджета, вызванный необходимостью увеличения социальных расходов и расходов по обслуживанию и погашению государственных  обязательств, номинированных в иностранной  валюте.

Государственные власти убедились  в том, что в условиях кризиса  необходимо проведение исключительно  жесткой бюджетной политики, в  том числе предусматривающей  ограничение дефицитов республиканского и консолидированного бюджетов. Планируется, что в 2012 г. дефицит консолидированного бюджета составит 1,5% к ВВП, а в 2013-2014 – не более 1% к ВВП [31].

Параметры исполнения бюджетов за январь-июль 2011 г. вы можете проследить по данным таблицы 2. Годовой план представлен  нескорректированными значениями.

 

 

 

Таблица 2 – Исполнение бюджетов за январь-июль 2011 г., трлн. руб.

 

 

Дефицит/профицит

годовой план

фактический

Консолидированный бюджет

-6,7

2,7

в % к ВВП

 

2,1%

Республиканский бюджет

-6,6

1,3

в % к ВВП

 

1,0%

Местные бюджеты

0,3

1,7

в % к ВВП

 

1,3%

Бюджет ФСЗН

0,2

1,7

в % к ВВП

 

1,3%

Бюджет сектора госуправления

-6,5

4,4

в % к ВВП

 

3,5%


 

Примечание –  Источник: [32].

 

Профициты бюджетов сформировались в результате опережающего поступления  доходов, в том числе из-за эмиссионного налога, уплачиваемого субъектами хозяйствования в условиях значительных темпов роста  цен. Однако помимо увеличения налоговых  поступлений за счет инфляции на выправление  дефицита также оказали влияние  меры жесткой экономии текущих расходов в бюджетных организациях и инвентаризация государственных капитальных вложений.

Аналитики признают, что  в нынешних условиях связывание денежной массы – один из главных факторов достижения сбалансированности экономики  и сохранения бюджетных ограничений  [32, c. 9]. Тем не менее, мы вынуждены признать, что финансирование запланированного дефицита, по сути, осуществляется за счет инфляционно-девальвационного прироста налоговой базы, что является одной из форм эмиссионного финансирования, которое может осуществляться и без сознательного выбора финансовыми властями соответствующих методов.

В противовес резкому росту  доходов бюджета требуются корректировки  расходной части, которые включают индексацию доходов работников бюджетной  сферы, рост бюджетных финансовых обязательств, значительный рост расходов на обслуживание внешнего государственного долга.

Необходимость проведения указанных  корректировок и нового балансирования бюджета привела к изданию  Указа Президента Республики Беларусь №524 от 14 ноября 2011 г. «Об уточнении  отдельных показателей республиканского бюджета на 2011 год и внесении изменений  и дополнений в некоторые указы  Президента Республики Беларусь».

В соответствии с ним, доходы республиканского бюджета были скорректированы  на 15,6 трлн. руб. в сторону увеличения, а расходы – на 10,4 трлн. руб. также  в сторону увеличения.

При этом предельные размеры  дефицита республиканского бюджета  и финансирования республиканского бюджета были уменьшены на 5,2 трлн. руб., а лимит внутреннего государственного долга был увеличен на 2 трлн. руб. [33].

Дальнейшие тенденции  к увеличению государственных расходов свидетельствует о том, что проблема дефицита бюджета будет достаточно острой для Беларуси на протяжении достаточно длительного времени. К  сожалению, чрезмерно большáя часть бюджетных средств направляется на меры социальной поддержки, которые по существу антикризисными не являются.

Существуют и проблемы финансирования дефицита в условиях кризиса. Так, Международный валютный фонд констатировал отсутствие у властей Беларуси антикризисного плана и в этом видит причину, препятствующую переговорам о выделении фондом кредита [34].

4 июня 2011 г. была рассмотрена заявка Беларуси о предоставлении кредита Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Антикризисный фонд принял решение о выделении Беларуси нескольких траншей кредита общей суммой в 3 млрд. долларов США под 4,1 % в год, с условием приватизации активов на сумму 7,5 млрд. долларов США [35].

Таким образом, основная проблема финансирования бюджетного дефицита в  кризисной ситуации заключается  в том, что кредиторы требуют  проведения антикризисной политики, которая не согласуется с курсом государства. Отказ финансовых властей  от непопулярных мер все больше препятствует возможностям зарубежного финансирования дефицита, которое в создавшейся  ситуации почти не отразилось бы негативным образом на экономике краткосрочного периода.

Появление возможности внешнего финансирования из фондов ЕврАзЭС привело к тому, что в указе Президента о внесении изменений в бюджет планируемые объемы внешнего финансирования были увеличена на 2,7 трлн. руб, причем статья кредитов международных финансовых организаций была увеличена на 3,9 трлн. руб., а часть этой суммы с отрицательным знаком была распределена по статьям погашения основного долга [33, c. 16].

Наличие дефицитного бюджета  в кризисной ситуации – явление, как правило, вполне нормальное. Однако следует обращать особое внимание на то, куда расходуются привлеченные средства. Антикризисные меры и наращивание  потенциала экономики являются обязательными  элементами управления бюджетным дефицитом. Финансовые власти Беларуси должны ответственно подходить к проведению бюджетно-налоговой  политики, которая в сложившихся  условиях должна быть исключительно  жесткой.

Меры экономии должны сочетаться с поисками наилучших источников финансирования бюджета, которые бы ослабили давление на экономику и  не привели бы к значительному  ухудшению макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и  долгосрочном периоде.

Разумеется, преодоление  финансового кризиса возможно лишь при тесном взаимодействии властей  политических, финансовых и монетарных при условии наличия четкого плана действий. Помимо реализации соответствующей фискальной политики нужны и решения в области денежно-кредитной политики, которые должны снизить темпы инфляции. Еще одной опасностью является макроэкономическое равновесие, которое может сложиться при наличии высоких темпов инфляции и дефицита бюджета, когда меры фискальной политики становятся неэффективными [36, c. 163].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно  сделать следующие выводы:

 

  1. Бюджетный дефицит является сложным явлением, возникающим время от времени в практически всех экономиках мира, а потому требует пристального внимания и исследования. Классификация бюджетных дефицитов достаточно сложна и объемна, в ней находят отражения различные сущностные признаки дефицитов.
  2. Бюджет может быть дефицитным по многим причинам, в зависимости от которых существуют различные методы управления дефицитом и способы его финансирования. Управление бюджетным дефицитом – это важная часть фискальной политики государства.
  3. Отношение к проблеме дефицита в экономической науке не является однозначным. Нам представляется, что незначительный или непродолжительный дефицит не только не является серьезной проблемой, но также может использоваться государством в стабилизационных целях, будучи составным элементом бюджетно-налоговой политики. При условии, что государство проводит осознанную и компетентную политику и не допускает продолжительных и значительных дефицитов, сам факт превышения расходов над доходами не свидетельствует о фиаско государства.
  4. В Республике Беларусь проблема дефицита бюджета достаточно хорошо изучена, поскольку за время проведения суверенной экономической политики бюджеты республики чаще всего были несбалансированными и значительно отклонялись как в сторону превышения доходов, так и в сторону превышения расходов.
  5. В последние годы Республика Беларусь проводила достаточно грамотную и дисциплинированную фискальную политику, которая позволила иметь профицитные бюджеты, а также обеспечила доступ к объемным источникам внешнего финансирования.
  6. В условиях финансового кризиса 2011 г. необходимо тесное взаимодействие властей политических, финансовых и монетарных при наличии четкого плана действий. Антикризисные меры и наращивание потенциала экономики являются обязательными элементами управления бюджетным дефицитом. Финансовые власти Беларуси должны ответственно подходить к проведению бюджетно-налоговой политики, которая в сложившихся условиях должна быть исключительно жесткой.
  7. Меры экономии в условиях кризиса должны сочетаться с поисками наилучших источников финансирования бюджета, которые бы ослабили давление на экономику и не привели бы к значительному ухудшению

 

макроэкономической ситуации, как в краткосрочном, так и  долгосрочном периоде. При этом размер дефицита бюджета следует ограничивать лишь в определенных пределах, а  государство должно сосредоточиться  именно на методах управления дефицитом, а не на попытках его полного избегания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. / Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
  2. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, Серегина С.Ф. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
  3. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. В 2-х ч. / Киреев А.П. – М.: Международные отношения, 2001. – 488 с.
  4. Government finance statistics yearbook, volume 26 / International Monetary Fund. – Washington: International Monetary Fund, 2002. – 524 с. – Режим доступа: http://books.google.com/books?id=QekYsUdl_HUC – Дата доступа: 28.11.2011.
  5. Государственный и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Мысляева И.Н. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  6. Курс экономической теории: Учебное пособие / Чепурин Н.М. – Киров: Издательство «АСА», 1995. – 622 с.
  7. Бюджетное право и процесс / Парыгина В.А, Тедеев А.А. – М.: Эксмо, 2005. – 384 с.
  8. Japan Government Budget // Trading Economics: economical indicators and historical data [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/japan/government-budget. – Дата доступа: 29.11.2011.
  9. Federal Debt Held by the Public, 1790 to 2000 // Congressional Budget Office [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.cbo.gov/ftpdocs/117xx/doc11766/2010_08_05_FederalDebt.pdf. – Дата доступа: 29.11.2011.
  10. Макроэкономика. Пер. с англ. / Мэнкью Н.Г – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 736 с.
  11. Government finance statistics // Eurostat [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ government_finance_statistics/data/main_tables. – Дата доступа: 1.12.2011.
  12. State Government Finances // U.S. Census Bureau [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.census.gov/govs/state/. – Дата доступа: 1.12.2011.
  13. Долговой кризис в Европе: открытие второго фронта // НБ Траст – инвестблок, 22 ноября 2011. – 10 с. – Режим доступа: http://trust.ru/tools/document_download.php?ID=50438. Дата доступа:  1.12.2011.
  14. Кризис евро, или потерянная парадигма // Фонд Карнеги за международный мир. – 2011. – 75с. – Режим доступа: http://carnegieendowment.org/files/Carnegie_Euro_Crisis_rus1.pdf. Дата доступа: 1.12.2011.
  15. Саммит G20 в Канне // Информационное агентство «РИА-Новости» [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.ria.ru/economy/20111104/480865041.html. Дата доступа: 5.12.2011.
  16. Introducing the Euro: convergence criteria // Europa: Summaries of EU legislation [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/other/l25014_en.htm. – Дата доступа: 2.12.2011.
  17. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [и др.]. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  18. Government budget deficit // Wikipedia, the free encyclopedia. [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Government_budget_deficit. – Дата доступа: 2.12.2011.
  19. Большой экономический словарь / А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 1472 с.
  20. Учебник по основам экономической теории (экономика) / Камаев В.Д. – М.: «изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана», 1995. – 380 с.
  21. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2000. – №106. – 2/219.
  22. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Мн.: Информационно-вычислительный центр НСК РБ, 2010. – 613 с.
  23. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2010 года // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/. Дата доступа: 5.12.2011.
  24. Закон Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год» № 294-З от 14 июля 2011 г. // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2011. – №82 – 2/1846.
  25. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2008 год // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/yandec08/. Дата доступа: 5.12.2011.
  26. Четвертый обзор выполнения договоренности о кредите «стенд-бай» // Международный Валютный Фонд. – 2010. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2010/cr1089r.pdf. Дата доступа: 5.12.2011.
  27. Беларусь разместила евробонды на $600 млн. // Информационное агентство Интерфакс-Запад [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/76528. Дата доступа: 5.12.2011.
  28. Внешний госдолг Беларуси увеличился за 2009 год более чем в два раза // Белорусская Деловая Газета [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://bdg.by/news/economics/10450.html. - Дата доступа: 5.12.2011.
  29. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» № 176-З от 15 октября 2010 г. // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2011. – №261 – 2/1728.
  30. Комментарии начальника главного управления бюджетной политики Ермоловича М.Л. и начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Кийко Д.Н. // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/bud11/coment/ermolkiko/. – Дата доступа: 7.12.2011.
  31. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы, Учет, Аудит. – 2011. – №7. – С. 13-14.
  32. Рост доходов, ограничение расходов, социальная защита населения / М. Ермолович // Финансы, Учет, Аудит. – 2011. – №9. – С. 8-11.
  33. Указ Президента Республики Беларусь №524 от 14 ноября 2011 г. «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2011 год и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов РБ. – 2011. – №129 – 1/13077.
  34. МВФ: Власти Белоруссии не представили четкий антикризисный план // Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/polit/1432008.html. Дата доступа: 8.12.2011.
  35. ЕврАзЭс одобрил Белоруссии кредит на три миллиарда // Интернет-издание Lenta.Ru [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2011/06/04/credits/. Дата доступа: 8.12.2011.
  36. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода / Туманова Е.А., Шагас Н.Л. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гранты (дары) – статья бюджета, включающая все невозмещаемые необеспеченные поступления в бюджет, не носящие принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций. Подобные поступления приравниваются к доходам, не считаются финансированием бюджета и отображаются «над чертой». Следует отметить, что прощенная задолженность не является грантом, поскольку не позволяет увеличить расходы бюджета.

2 Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

3 Рикардианский – от Рикардо, Давид (1772 - 1823)

4 Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения