Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность понятия бюджетного дефицита, классифицировать его виды и определить причины его возникновения;
• исследовать различные подходы к проблеме бюджетного дефицита;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….… 4
1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6
2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14
2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14
2.2 Методы управления дефицитом и способы его финансирования ……… 17
3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23
3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в
2006-2010 г. …………………………………………………………………....... 23
3.2 Дефицит бюджета 2011 г. и особенности его финансирования в
условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26
Заключение ………………………………………………………………..….…. 30
Список использованной литературы …………………………………….……. 32

Работа содержит 1 файл

BudgDef.docx

— 133.08 Кб (Скачать)

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных  дефицитов и излишков, а также  степень встроенной стабильности экономики  оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение  между изменением суммы государственных  трансфертов и изменением величины национального дохода.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических  колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости  ресурсов, а может иметь место  при любом уровне выпуска. Поэтому  встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной  фискальной политики [6, c. 415].

Структурный бюджетный дефицит в большей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики. Принято считать, что величина структурного бюджетного дефицита равна разности между расходами и доходами бюджета в условиях естественного уровня безработицы и естественного темпа роста ВВП. Его возникновение связано с мерами государства, направленными на стимулирование экономической активности и совокупного спроса в период спада производства. Эти решения могут быть направлены на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенное снижение налогового бремени. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Однако следует еще раз отметить, что этот дефицит сознательно создается государством [5, c. 206].

Выделяют также  активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами и чаще всего соотносится со структурным дефицитом по предыдущей классификации. Пассивный дефицит возникает в результате снижения налоговых ставок или объема налоговых поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и прочих негативных тенденций.

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер [5, c. 208].

По характеру  возникновения, бюджетный дефицит  может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета [7, c. 200].

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течении не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению  к плану бюджетный дефицит  может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов [7, c. 201].

Отдельно выделяется категория скрытого дефицита, иначе именуемого квазифискальным или квазибюджетным, поскольку он обусловливается квазифискальной деятельностью государства. В частности, квазифискальные операции включают:

    • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
    • накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд - "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.)
    • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов».

В результате проведения подобных операций растут убытки Центрального Банка и увеличиваются темпы инфляции, а бюджетный дефицит не растет [2, c. 374-375].

Наличие скрытого дефицита искусственно занижает показатели дефицита бюджета. Власти могут намеренно  переводить бюджетный дефицит в  область скрытого в определенные фазы политического цикла (например, перед выборами) или с целью выполнения «жестких» плановых (или прогнозных, которые в некоторых государствах, по сути, являются плановыми) показателей.

Существуют и  другие инструменты, позволяющие осуществлять искусственное занижение дефицита. Такими, в частности, являются:

    • «налоговая амнистия», то есть законодательно установленная возможность налогоплательщиков, ранее уклонявшихся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную части общего налогового сбора;
    • мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;
    • введение временных или добавленных налогов;
    • отсрочки выплат заработной платы работникам государственного сектора;
    • отсрочки обязательной индексации заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;
    • распродажи государственных активов [5, c. 208].

На итоговых значениях  дефицита также могут сказываться  методологические особенности, значительно  усложняющие точную количественную оценку дефицита. Перечислим наиболее значимые факторы:

  1. обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;
  2. завышение государственных расходов связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный дефицит госбюджета (как и номинальный долг) растет, а реальный дефицит снижается, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики государства;
  3. при оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в бюджет высшего уровня, в результате чего происходит завышение дефицита бюджета;
  4. занижающий фактор – скрытый дефицит, о котором шла речь выше [2, c. 373-374].

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут  служить надежными макроэкономическими  показателями и даже при условии  их методологически правильного  расчета требуют нетривиальной  трактовки.

Как мы уже отметили, причиной возникновения бюджетного дефицита могут являться циклические  колебания в экономике, когда  в периоды спада государственные  расходы должны быть увеличены (в идеале), а поступления в казну снижаются. То есть сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса является одной из самых частых причин образования как краткосрочного, так и долгосрочного бюджетного дефицита, как, например, это происходило и происходит в современной Японии [8].

Сокращение доходов  может являться и волевым решением властей, целью которого является стимулирование экономики. При условии, что расходы  бюджета не корректируются, подобная политика приводит к увеличению дефицита [2, c. 376].

Другой частой причиной возникновения дефицита, характерной, в том числе, и для стран  с переходной экономикой, является рост государственных расходов в  связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. Такая ситуация не обязательно может быть охарактеризована как кризисная, однако она требует  значительных средств от государства, которое, в свою очередь, еще не обладает достаточной налоговой базой  [7, c. 223].

Еще одной частой причиной возникновения дефицита бюджета  являются чрезвычайные обстоятельства, как войны, массовые беспорядки, крупные  катастрофы или стихийные бедствия. На примере США это можно проследить на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Динамика задолженности государственных  органов в 1790-2000 гг.

Примечание –  Источник: [9].

В периоды кризисов самого разного происхождение долговое финансирование позволяет в краткосрочном  периоде ослабить инфляционное напряжение, избежать увеличения денежной массы  и не допустить ужесточения налогообложения  [2, c. 376].

Неэффективность финансовой системы государства в общем  и налоговой политики в частности  может также привести к образованию  дефицита, в том числе и по причине  перехода части экономики в теневой  сектор.

Наконец, политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми  ресурсами, в преддверии выборной части  политического цикла также является весьма распространенной причиной возникновения  краткосрочного бюджетного дефицита [5, c. 208].

Таким образом, бюджетный  дефицит – весьма многостороннее понятие, отражающее сущность сложного экономического явления. Дальнейшее исследование сущности дефицита, различий между  различными его видами, а главное  – причин его возникновения, является важной задачей экономической науки  хотя бы потому, что с острой проблемой  бюджетного дефицита на современном  этапе сталкиваются очень многие страны, в числе которых есть и  развитые страны, составляющие стержень мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения

 

2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление

Охарактеризовать общее  отношение экономической науки  к бюджетному дефициту можно как  «условно-негативное». Несмотря на то, что интуитивно превышение расходов над доходами и последующее заимствование  (или эмиссия) кажется абсолютно тупиковой стратегией, маневрирование бюджетным дефицитом на сегодняшний день стало одним из главных инструментов, обеспечивающих проведение политики «меньшего зла». То есть, хотя большинство экономистов признают, что растущий бюджетный дефицит – это в любом случае ухудшение экономической позиции государства, они также добавляют, что в некоторых случаях иные альтернативы могли бы носить для экономики куда более губительный характер.

Экономисты признают и  важность автоматических стабилизаторов, о которых мы говорили в гл. 1, рассматривая временное увеличение бюджетного дефицита в рамках экономического цикла как  абсолютно оправданную меру [1,  c. 525-526].

Поведение потребителей в  условиях роста бюджетного дефицита весьма противоречиво, что находит  свое отражение в дискуссии между  сторонниками традиционной и рикардианской  точек зрения на государственный  долг.

Согласно традиционной точке  зрения, снижение налогов, финансируемое  за счет государственных займов и  влекущее увеличение бюджетного дефицита, стимулирует рост потребительских  расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления  увеличивает совокупный спрос и  доход в краткосрочном периоде, что может послужить толчком  к замедлению или остановке спада  в экономике.

Согласно рикардианской3 точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и влекущее увеличение бюджетного дефицита, не вызывает роста потребительских расходов, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.

Каждая из этих концепций  не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие  на формирование конкретных моделей  бюджетно-налоговой политики, хотя и имеют разные подходы к бюджетному дефициту [10, гл. 16].

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения