Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
- разработать основные виды бюджетных дефицитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9
1.3. Принципы бюджетного планирования 13
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1. Понятие доходов, их виды 14
2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15
2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35

Работа содержит 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

- Республиканское  алмазообрабатывающее унитарное  предприятие "Гомельское ПО "Кристалл", г.Гомель

- Республиканское  унитарное предприятие "Информационно-вычислительный  центр Министерства финансов  Республики Беларусь", г.Минск

- Учреждение  образования "Государственный  учебный центр подготовки, повышения  квалификации и переподготовки  кадров Министерства финансов", г.Минск

- Департамент  государственных знаков

- Департамент  по ценным бумагам

Минфин  осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, а также организует деятельность подчиненных организаций и осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними имущества.

Минфин  возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Министр:

- руководит  деятельностью Минфина, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин задач и функций;

- действует  без доверенности от имени  Минфина, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается  средствами и распределяет обязанности  между своими заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Минфина;

- вносит  в установленном порядке в  Совет Министров Республики Беларусь  проекты актов законодательства  по вопросам, входящим в компетенцию  Минфина;

- утверждает  структуру и штатное расписание центрального аппарата Минфина и территориальных органов Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

- утверждает  положения о структурных подразделениях  Минфина, за исключением положений  о департаментах; 

- принимает на работу, в том числе на контрактной основе, в порядке, определяемом законодательством, и увольняет с работы работников Минфина, а также руководителей подчиненных ему организаций;

- управляет  подчиненными Минфину организациями  в порядке, установленном законодательством;

- в установленном  порядке образует фонд для  представительских целей и иных  мероприятий;

- осуществляет  другие права в соответствии  с законодательством.

Минфин  в пределах своей компетенции  принимает (издает) нормативные правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими органами государственного управления.

Для коллективного  обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии оформляются приказами  Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром  и коллегией, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

Минфин  является юридическим лицом, имеет  расчетный счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Основными задачами Минфина являются: [4]

- проведение  государственной политики, осуществление  регулирования и управления в  финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

- обеспечение  активного использования финансов  в целях повышения эффективности  производства, роста национального  дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

- разработка  предложений по совершенствованию  форм финансовых взаимоотношений  организаций и граждан с государством  и по обеспечению роста финансовых  ресурсов;

- эффективное  проведение бюджетно-финансовой  и налоговой политики;

- участие  в организации инвестиционного  сотрудничества республики и  регулирования внешней государственной  задолженности;

- контроль  за соблюдением финансовых интересов  государства, в том числе в  процессе интеграции Республики  Беларусь в мировое хозяйство;

- государственное  регулирование и контроль в  сфере деятельности с драгоценными  металлами и драгоценными камнями,  создание в республике запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней;

- формирование  и реализация единой государственной  политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;

- проведение  государственной политики в области  страховой деятельности, государственный  надзор за страховой деятельностью  на территории Республики Беларусь;

- осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

- государственное  регулирование бухгалтерского учета  и отчетности;

- государственное  регулирование аудиторской деятельности;

- государственное  регулирование рынка ценных бумаг,  осуществление контроля и надзора  за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.

2. Государственная  политика Республики  Беларусь в области  финансов

2.1 Роль финансовой  системы в регулировании  экономики

Наиболее  важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство.

Финансовая  система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации.

В узком  смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое  содержание, функции и структура  которых определяются политикой  государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1. Функциональное  назначение, проявляющееся в том,  что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование -- один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2. Территориальность  -- каждая область, республика  имеют соответствующий аппарат  финансовых и страховых органов.

3. Единство  финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая  система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

Поскольку финансы являются носителем распределительных  отношений, то это распределение  происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы: [9, c. 117]

Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Ў Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

Ў Государственные  финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

В настоящее  время некоторыми экономистами сфера  страхования заменяется более широкой - финансовый рынок.

Финансовый  рынок - рынок, где объектами купли-продажи  являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие.

Тремя основными составляющими финансового  рынка являются:

- рынок  банковских ссуд (кредитный рынок);

- рынок  ценных бумаг;

- валютный  рынок.

Между ними нет четкой грани, все три  сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.

Финансовая  система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной на схеме стрелок  стоит множество разнообразных  финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: "государство-предприятие" (ГП), "предприятие-государство" (ПГ), "государство-государство" (ГГ), "предприятие-население" (ПН), "население-государство" (НГ), "население-предприятие" (НП), "предприятие-предприятие" (ПП), "население-население" (НН), "государство-население" (ГН). Связь "государство-государство" характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь "предприятие-предприятие" отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь "население-население" определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь