Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
- разработать основные виды бюджетных дефицитов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9
1.3. Принципы бюджетного планирования 13
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1. Понятие доходов, их виды 14
2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15
2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35

Работа содержит 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Принцип полноты бюджетов предусматривает  детальное, полное отражение всех доходов  бюджета, их источников и всех направлений  расходования средств при составлении  и исполнении бюджетов раз-личных уровней.

Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны-ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступле-ний доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финан-сирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополни-тельных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ-емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

Все основные принципы организации бюджетной системы закреп-лены в законе "О бюджетной системе Республики Беларусь". В соот-ветствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

В бюджетную  систему как самостоятельные  звенья включаются республиканский  и местные бюджеты всех видов и уровней: област-ные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориаль-ные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов опреде-лены Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Ре-спублике Беларусь".

Различают первичный, базовый и областной  территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, город-ские (без районного деления), районные в городах Советы, к базо-вому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному -- областные Со-веты. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Для определения  финансовой политики в соответствии с задачами социально-экономического развития Беларуси исполнительные ко-митеты областных и Минского городского Советов народных депута-тов представляют в Министерство финансов республики своды утвер-жденных бюджетов и отчеты об их исполнении.

Министерство  финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом  и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Кабинету Министров. Таким образом, этапы бюджетного процесса строго регламентированы зако-нодательными актами.

Совокупность  юридических норм, регулирующих бюджетное  уст-ройство, образует бюджетное право. Общие основы бюджетного права закреплены Конституцией республики и законом "О бюджетной сис-теме Республики Беларусь".

Развитие  бюджетного права связано с приобретением  самостоя-тельности и независимости  Беларуси, расширением прав местных Со-ветов народных депутатов, усилением их роли в укреплении финан-совой базы местных Советов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населе-ния.

Все названные  элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение еди-ной бюджетной политики государства через республиканский и мест-ные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский  бюджет. Он концентрирует более полови-ны бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих обще-республиканское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями  и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета  могут выделяться мест-ным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при  недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и ме-роприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных  гарантов це-лостности государственного устройства республики как суверенного  независимого государства.

Средства  республиканского бюджета направляются в основном на:

капитальные вложения по объектам, относящимся к республикан-ской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Черно-быльской АЭС;

общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие обще-республиканские целевые программы;

расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономиче-ской деятельностью;

учреждения  и организации народного образования, науки, куль-туры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспе-чения республиканского подчинения;

расходы по закладке и хранению государственных  резервов;

содержание  органов государственной власти и государственного управления, судов  и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

финансирование  обороны, пограничных войск и  таможенной службы;

погашение кредитов банка, выданных для погашения  бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

образование резервного фонда Председателя Президиума Верхов-ного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Мини-стра финансов и других целевых фондов и резервов;

другие  мероприятия и программы, имеющие  общереспубликан-ское значение.

При определении  объема и направлений расходования средств ре-спубликанского бюджета учитываются экономическая ситуация в ре-спублике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конвер-сии военного производства.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затра-ты по финансированию учреждений образования, культуры, здраво-охранения, а также специальных программ и мероприятий по соци-альной защите населения.

Средства  республиканского бюджета, предусмотренные  на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, вы-полнение республиканских научно-технических программ и проектов. Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, этот объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополни-тельных источников финансирования.

Доходы  республиканского бюджета формируются  за счет: отчисле-ний от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме  входящих в состав коммунальной собственности); отчислений от на-лога на добавленную; чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объе-динений, организаций, относящихся к республиканской собственно-сти; других налогов и неналоговых поступлений.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения  финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует  в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

Развитие  рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственно-сти, частичной ее приватизацией, расширением  прав местных Сове-тов народных депутатов, соответственно усилением роли региональ-ных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Сове-тов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйст-ва, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и соци-альных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финан-совой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, куль-турных и других программ и мероприятий местного и межрегиональ-ного значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, ут-верждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государ-ственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюд-жетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом "О местном самоуправлении и местном хо-зяйстве в Республике Беларусь" и другими законодательными акта-ми.

Финансовые  ресурсы местных бюджетов формируются за счет соб-ственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общерес-публиканских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Со-ветами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать  нормативы отчисле-ний в свои бюджеты от общереспубликанских  налогов и доходов.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на осно-ве нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Предполагалось  устанавливать нормативы бюджетной  обеспечен-ности, исходя из экономической  ситуации в республике в целом  и со-циально-экономического положения  конкретных административно-территориальных  единиц. В связи с инфляционными процессами, существенными различиями в уровне развития отдельных областей, районов нормативы бюджетной обеспеченности на практике не ис-пользуются.

Средст-ва местных бюджетов расходуются в  основном по следующим направ-лениям:

капитальные вложения по объектам, относящимся к коммуналь-ной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

региональные  мероприятия по социальной защите населения;

учреждения  социально-культурной сферы местного подчинения;

содержание  местных органов государственной  власти и государст-венного управления;

содержание  правоохранительных органов, находящихся  в подчи-нении местных Советов  народных депутатов;

возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

другие  мероприятия и программы регионального и межрегиональ-ного значения.

Как и  республиканский бюджет, местные  бюджеты финансируют мероприятия  по социальной защите населения, но на региональном уровне.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой пра-вительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

Совокупность  бюджетов соответствующей территории Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет.

За годы независимости в Республике Беларусь была прове-дена структурная перестройка  бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классифика-цию. Тенденции изменения показа-телей консолидированного бюдже-та за прошедшие годы имели нерав-номерный характер, что характери-зуется данными, приведенными в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь (с учетом средств целевых бюджетных фондов), млрд. руб.

 
  2002 2003 2004 2005 2007* 2008**  
Доходы, млрд. руб. 3181 5747 8636 12211 19685 25966  
Расходы, млрд. руб. 3236 6023 8681 12795 20615 26876  
в % к  ВВП  35,4 35,1 33,2 35,6 42,8 46,5  
Дефицит, млрд. руб. -55 -276 -45 -584 -929 -910  
в % к  ВВП  -0,6 -1,6 -0,2 -1,6 -1,9 -1,5  
               

Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь