Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
- разработать основные виды бюджетных дефицитов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9
1.3. Принципы бюджетного планирования 13
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1. Понятие доходов, их виды 14
2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15
2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35
Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов раз-личных уровней.
Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны-ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступле-ний доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финан-сирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополни-тельных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ-емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.
Все основные принципы организации бюджетной системы закреп-лены в законе "О бюджетной системе Республики Беларусь". В соот-ветствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.
В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: област-ные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориаль-ные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов опреде-лены Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Ре-спублике Беларусь".
Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, город-ские (без районного деления), районные в городах Советы, к базо-вому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному -- областные Со-веты. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.
Для определения финансовой политики в соответствии с задачами социально-экономического развития Беларуси исполнительные ко-митеты областных и Минского городского Советов народных депута-тов представляют в Министерство финансов республики своды утвер-жденных бюджетов и отчеты об их исполнении.
Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Кабинету Министров. Таким образом, этапы бюджетного процесса строго регламентированы зако-нодательными актами.
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное уст-ройство, образует бюджетное право. Общие основы бюджетного права закреплены Конституцией республики и законом "О бюджетной сис-теме Республики Беларусь".
Развитие
бюджетного права связано с приобретением
самостоя-тельности и
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение еди-ной бюджетной политики государства через республиканский и мест-ные бюджеты.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более полови-ны бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих обще-республиканское значение.
Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.
За счет
средств республиканского бюджета
могут выделяться мест-ным бюджетам
дотации, субсидии и субвенции при
недостаточности собственных
Республиканский бюджет является одним из главных гарантов це-лостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.
Средства республиканского бюджета направляются в основном на:
капитальные вложения по объектам, относящимся к республикан-ской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Черно-быльской АЭС;
общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие обще-республиканские целевые программы;
расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономиче-ской деятельностью;
учреждения
и организации народного
расходы по закладке и хранению государственных резервов;
содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;
финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;
погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;
образование резервного фонда Председателя Президиума Верхов-ного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Мини-стра финансов и других целевых фондов и резервов;
другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликан-ское значение.
При определении объема и направлений расходования средств ре-спубликанского бюджета учитываются экономическая ситуация в ре-спублике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конвер-сии военного производства.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затра-ты по финансированию учреждений образования, культуры, здраво-охранения, а также специальных программ и мероприятий по соци-альной защите населения.
Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, вы-полнение республиканских научно-технических программ и проектов. Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, этот объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополни-тельных источников финансирования.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет: отчисле-ний от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчислений от на-лога на добавленную; чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объе-динений, организаций, относящихся к республиканской собственно-сти; других налогов и неналоговых поступлений.
Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
Развитие
рыночных отношений сопровождается
децентрализацией системы управления
экономикой, разгосударствлением
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюд-жетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом "О местном самоуправлении и местном хо-зяйстве в Республике Беларусь" и другими законодательными акта-ми.
Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет соб-ственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общерес-публиканских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Со-ветами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.
Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчисле-ний в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на осно-ве нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.
Предполагалось
устанавливать нормативы
Средст-ва местных бюджетов расходуются в основном по следующим направ-лениям:
капитальные вложения по объектам, относящимся к коммуналь-ной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;
региональные мероприятия по социальной защите населения;
учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;
содержание
местных органов
содержание правоохранительных органов, находящихся в подчи-нении местных Советов народных депутатов;
возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;
другие мероприятия и программы регионального и межрегиональ-ного значения.
Как и
республиканский бюджет, местные
бюджеты финансируют
Следовательно,
республиканский и местные
Совокупность
бюджетов соответствующей территории
Республики Беларусь или ее соответствующей
административно-
За годы независимости в Республике Беларусь была прове-дена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классифика-цию. Тенденции изменения показа-телей консолидированного бюдже-та за прошедшие годы имели нерав-номерный характер, что характери-зуется данными, приведенными в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь (с учетом средств целевых бюджетных фондов), млрд. руб.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2007* | 2008** | ||
Доходы, млрд. руб. | 3181 | 5747 | 8636 | 12211 | 19685 | 25966 | |
Расходы, млрд. руб. | 3236 | 6023 | 8681 | 12795 | 20615 | 26876 | |
в % к ВВП | 35,4 | 35,1 | 33,2 | 35,6 | 42,8 | 46,5 | |
Дефицит, млрд. руб. | -55 | -276 | -45 | -584 | -929 | -910 | |
в % к ВВП | -0,6 | -1,6 | -0,2 | -1,6 | -1,9 | -1,5 | |