Бизнес-план как модель инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение бизнес-плана инвестиционного проекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие и значение бизнес-плана;
Исследовать технологию бизнес планирования;
Описать состав и структуру бизнес-плана;

Содержание

Введение 3
1 Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта 5
2 Автоматизация расчетов при составлении бизнес плана 7
3 Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта 11
3.1 Резюме бизнес-плана 12
3.2 Характеристика предприятия 13
3.3 Описание продуктов, услуг 14
3.4 Анализ рынка (оценка рынков сбыта и конкурентов) 15
3.5 Производственный план 16
3.6 Инвестиционный план 18
3.7 Обзор состояния отрасли 19
3.8 Организационный план 21
3.9 План маркетинга 22
3.10 Финансовый план 25
3.11 Оценка экономической эффективности затрат 28
3.12 Анализ рисков 35
3.13 Приложения 39
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

Бизнес-план как модель инвестиционного проекта.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

    Раздел  можно разделить на две части [10]:

    1. Результаты исследования рынка;

    2. Описание предлагаемой продукции.

    Результаты  исследования рынка включают сведения:

  • о клиентах;
  • о емкости рынка и возможных тенденциях ее изменения;
  • об основных конкурентах;
  • об оценке доли рынка и возможном объеме продаж;
  • о сегментах рынка.

    Анализ  данных позволит определить конкурентные преимущества предприятия или выявить  его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с другими предприятиями. По результатам анализа потенциальный  инвестор получит представление о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию.

    Исследование  рынка – одна из важнейших частей бизнес-плана, к ее подготовке нужно отнестись очень ответственно. Обобщение опыта показывает, что неудача большинства провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Емкость рынка продукта может быть определена через объем его потребления. Поэтому, готовя данный раздел, необходимо предварительно собрать и обработать большой объем исходной информации. Следует спрогнозировать и состояние рынка в будущем, т. е. найти ответы на вопросы о том, кто, почему и в каких количествах будет готов купить продукцию завтра, послезавтра, вообще на протяжении длительного периода времени.

    Важно показать, как оцениваемая емкость рынка связана с развитием самой отрасли и ростом спроса потребителей, силой и недостатками конкурентов. В этом разделе требуется доказать себе, а затем инвесторам и кредиторам, что у фирмы есть свой круг потребителей и он не исчезнет в перспективе.

    В экономике любой страны можно  выгодно обнаруживать и заполнять  тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым  ростом обязаны не тому, что их руководство  стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.

    3.8 Организационный план

    Цель  раздела «Организационный план»  состоит в том, чтобы показать, что имеется квалифицированный персонал, способный реализовать инвестиционный проект, опытные менеджеры, способные рационально распределить обязанности по реализации проекта.

    В разделе описывается организационная  структура управления проектом, описываются  функции, обязанности персонала, приводятся также данные о методах его стимулирования, режиме работы, системе контроля, предполагаемое штатное расписание. В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта.

    Раздел  «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе  бизнес-плана занимает принятая организационная  структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов, формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта, обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта. Так же отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их аттестации, организации повышения квалификации, условия премирования, участия в распределении прибыли.

    Одна  из основных задач, которая решается организационным планом – планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта. Центральное место должно отводиться обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов и т.п.

    В этом разделе рассматриваются и  вопросы создания организационной  схемы, необходимой для управления и контроля за всей деятельностью предприятия, связанные с этим расходы. В ней должно быть четко указано, кто и чем будет заниматься, как будут взаимодействовать между собой все отделы и службы, кто и как будет координировать и контролировать их деятельность. Кроме того, необходимо четко распределить обязанности и ответственность персонала, в частности, кто кому подчиняется и перед кем отчитывается, кто подготавливает варианты и принимает окончательное управленческое решение.

    Важное  место в этом разделе должны занять вопросы оплаты труда руководителей и специалистов (их не следует считать коммерческой тайной), их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального поощрения эффективной работы. Не менее важным является и разработка системы подбора, расстановки и использования кадров. Должны быть конкретно установлены специалисты (какого профиля, с каким образованием, опытом), в которых нуждается предприятие, и их заработная плата.

    3.9 План маркетинга

    План  маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как может  осуществляться распределение, устанавливаться цена и продвигаться продукты, услуги.

    Цель  раздела «План маркетинга» состоит  в показе того, что продукция фирмы  будет востребована потребителем, конкурентоспособна и имеет свой рыночный сегмент. План маркетинга опирается на данные, полученные в предыдущих разделах бизнес-плана, и показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

    Назначение  данного раздела бизнес-плана - показать, что на рынке имеется достаточное  число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

    План  маркетинга и сбыта продукции  является одним из наиболее значимых в бизнес-плане. Результаты исследования рынка – это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Ввиду важности и сложности этот раздел целесообразно готовить в первую очередь, проверив данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным альтернативным источникам.

    От  оценок сбыта в данном разделе  зависят все последующие разделы  плана. Объем реализации товаров  и услуг, планируемый в результате исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на планы производства и  маркетинга, а также на размер инвестируемого капитала. Данные анализа конкурентной обстановки в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.

    План  маркетинга составляют с целью обоснования  объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством – это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений. Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вкладываемый в проект капитал. Эта задача решается в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.

    При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

    План  маркетинга включает в себя [10]:

  • описание рынков, их основных сегментов;
  • перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;
  • анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции;
  • определение стратегии маркетинга – программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам;
  • меры по контролю маркетинговых исследований.

    В общем виде план маркетинга содержит [10]:

  • мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;
  • оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
  • данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;
  • мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;
  • перечень конкретных покупателей продукции;
  • методы стимулирования продаж;
  • мероприятия по организации предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

    Также в данном разделе подробно описываются и рекламные мероприятия по продвижению продукции.

    Маркетинговый анализ должен быть, по возможности, сконцентрирован  на правдоподобных, взаимосвязанных  и сопоставимых сведениях. На основе маркетингового анализа и разрабатывается  маркетинговый план. В нем должна быть определена маркетинговая стратегия  проекта. Маркетинговый план должен учитывать и наличие других продуктов в ассортименте предприятия, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты его деятельности, влияющие на возможность выполнения маркетингового плана.

    Потенциальные инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку успеха нового предприятия. Маркетинговое планирование будет ежегодной потребностью для компании и может рассматриваться как путеводитель при принятии оперативных решений. Грамотные маркетинговые исследования помогут уменьшить неопределенность в бизнесе, снизить риски при разработке бизнес-плана, и наиболее эффективно распределить экономический потенциал для достижения желаемого уровня компании.

    3.10 Финансовый план

    Финансовый  план – один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

    Данный  раздел инвестиционного проекта  является наиболее объемным и трудоемким. Здесь выделяют комплекс вопросов, решаемых в процессе подготовки инвестиционного проекта на этапе финансового анализа. Финансовый анализ должен сопровождать разработку проекта с самого начала. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

    Финансовое  обоснование проекта выступает  критерием принятия инвестиционного  решения, поэтому разработка финансового  плана должна вестись особо тщательно. Цели и задачи прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности инвестиционного объекта заключаются, прежде всего, в оценке затрат и результатов, выраженных в финансовых категориях.

Информация о работе Бизнес-план как модель инвестиционного проекта