Бизнес-план как модель инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение бизнес-плана инвестиционного проекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие и значение бизнес-плана;
Исследовать технологию бизнес планирования;
Описать состав и структуру бизнес-плана;

Содержание

Введение 3
1 Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта 5
2 Автоматизация расчетов при составлении бизнес плана 7
3 Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта 11
3.1 Резюме бизнес-плана 12
3.2 Характеристика предприятия 13
3.3 Описание продуктов, услуг 14
3.4 Анализ рынка (оценка рынков сбыта и конкурентов) 15
3.5 Производственный план 16
3.6 Инвестиционный план 18
3.7 Обзор состояния отрасли 19
3.8 Организационный план 21
3.9 План маркетинга 22
3.10 Финансовый план 25
3.11 Оценка экономической эффективности затрат 28
3.12 Анализ рисков 35
3.13 Приложения 39
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

Бизнес-план как модель инвестиционного проекта.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

    Другим  важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции а, следовательно, и расчетов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара.

    Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара (услуги) и потребности финансирования.

    3.4 Анализ рынка (оценка рынков сбыта и конкурентов)

    В бизнес-плане оценка производится в  следующей последовательности [10]:

    1. Изучение и характеристика рынка.

    2. Сегментирование рынка.

    3. Определение потенциальных покупателей.

    4. Оценка уровней продаж.

    5. Определение возможностей и путей  продвижения продукции.

    6. Определение прогрессивных форм  реализации.

    7. Определение сети дилеров и  посредников в реализации продукции.

    8. Определение сети гарантийного  и послегарантийного обслуживания.

    При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида [10]:

    1. Рынки, на которых потребители  не знают о продукции и ее  свойствах в сравнении с аналогичной  продукцией.

    2. Рынки, на которых потенциальные  покупатели знают о продукции,  но не покупают ее, а покупают  продукцию фирм-конкурентов.

    3. Рынки, на которых приобретают  намечаемую к выпуску продукцию.

    На  основе изучения и оценки состояния  указанных рынков определяются ниша предприятия-инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

    В данном разделе необходимо оценить  потенциальные возможности каждого  конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами. По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются [10]:

  • качество, технико-экономические показатели продукции;
  • цена реализации продукции;
  • форма сбыта, система доставки и складирования;
  • система продвижения продукции на рынки;
  • система продвижения продукции по каналам сбыта.

    Кроме того, раздел оценки рынков сбыта и  конкурентов содержит сведения [10]:

  • об основных потребителях намечаемой к выпуску продукции;
  • объеме и ценах продаж, перспективах сбыта продукции;
  • размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;
  • путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;
  • стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации и ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, мер по стимулированию сбыта;
  • потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.

    3.5 Производственный план

    Производственный  план составляют в том случае, если инвестиционный проект предусматривает  производство продукции. Его главная  задача – показать инвесторам, кредиторам и другим потенциальным партнерам реальность производства продукции в нужном количестве и определенного качества. При разработке производственного плана должна быть проанализирована информация представленная в таблице 2. 

    Таблица 2. Информация, содержащаяся в производственном плане [10]

Информация, содержащаяся в производственном плане Характеристика
1 2
Применяемая техника и технология Какая технология и техника планируется к применению, их доступность для использования  на данном объекте инвестирования, необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, оборудования, патентов, лицензий, ноу-хау.
Объем производства и производственная база Расчет производственной или проектной мощности по годам, перспективных объемов производства, их обеспеченности имеющимся в наличии оборудованием, определение возможности увеличения производственной базы, затрат в динамике, источников финансирования.
Сырье, материалы и энергия Конкретные  данные и связи по обеспечению  сырьем, материалами, комплектующими, топливом и энергией всех видов (по временным периодам) и общие затраты.

 

1 2
Обеспечение выпуска продукции и прогнозирование  затрат Дается принципиальная схема обеспечения ресурсами  прогнозируемого объема выпуска  продукции и прогнозирование суммарных затрат на его производство, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества, техники и технологии, организации производства.
Трудовые  ресурсы Наличие рабочих  кадров и потребность в них, квалификация, формы привлечения, затраты на обучение.
    Постоянные  и переменные производственные издержки     Уточняются  статьи, включаемые в эти издержки, приводится расчет и указывается  характер их изменения.
    Экологическая безопасность     Мероприятия по охране окружающей среды, затраты на их выполнение и эффективность.
 

    Задача  состоит в том, как организовать производство, работающее на потребителя  и заинтересованное в нововведениях, учитывающих конъюнктуру рынка  и запросы покупателей. Сегодня  инвесторы стараются вникнуть во все детали производственного процесса и при необходимости привлекают квалифицированных экспертов и консультантов. Внешние эксперты рассматривают данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она сокращение затрат времени, труда и ресурсов, возможность быстрой переналадки на выпуск новой продукции, изменение ее ассортимента.

    Производственный  план рекомендуется подразделять на подразделы представленные в таблице 3.

    Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества. При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.

    Производственный план необходим не только товаропроизводителю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эффективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологической экспертизы инвестиционных проектов. 

    Таблица 3 Элементы производственного раздела бизнес-плана [10]

Элементы  производственного  раздела бизнес-плана Характеристика
Программа производства и реализации продукции Подраздел составляется на основании маркетинговых исследований. В нем находят отражение следующие  показатели: использование производственной мощности, годовой объем производства продукции в натуральном и денежном выражении, выручка от реализации продукции, удельный вес выручки от реализации новой продукции в общей выручке по предприятию, а также удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта.
Производственные  мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование) Содержание  этого подраздела зависит от того, объектом инвестирования является действующее  или вновь создаваемое предприятие.
Материально-техническое  обеспечение Излагаются  перспективы обеспечения проекта  потребным сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.
Стоимость (издержки) производства и сбыта  продукции Даются обоснования  по каждой статье издержек производства, включаемой в состав калькуляции  себестоимости продукции, и прогнозируется их изменения в перспективе.

    3.6 Инвестиционный план

    Раздел  «Инвестиционный план» содержит план реализации важнейших этапов осуществления  инвестиционного проекта во времени  от начала его реализации до выпуска  продукции и вывода предприятия  на проектную мощность, а в необходимых случаях – до момента ликвидации производства.

    В этот раздел входят [10]:

  • перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвестиционного проекта;
  • сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных работ;
  • перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;
  • программа работ по подготовке кадров;
  • прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;
  • план вывода предприятия, производства на проектную (расчетную) мощность;
  • информация о потенциальных источниках и условиях привлечения капиталов.

    Инвестиционная  программа включает обоснование и расчет капитальных вложений, стоимость аренды (строительства) и ремонта в соответствии с проектно-сметной документацией, приобретение оборудования и других основных средств, нематериальных активов и иного капитала, общую сумму необходимых инвестиций для реализации бизнес-проекта.

    3.7 Обзор состояния отрасли

    Раздел  содержит характеристику текущего состояния  дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение предприятия-инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

    Важно, чтобы в разделе были указаны  потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны, определено, на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к производству продукция, отражена динамика продаж в отрасли, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.

    Данный  раздел содержит [10]:

  • анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;
  • данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;
  • географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворенного спроса, тенденции развития рынка).

    Обзор состояния отрасли, к которой  относится предприятие, призван  определить состояние и тенденции  развития отрасли как объекта  инвестирования, дать прогноз объема производства продукции (услуг), которую  может выпускать (оказывать) предприятие  в условиях конкуренции.

    Цель  написания раздела «Обзор состояния  отрасли» – обосновать необходимость и возможность создавать определенный продукт (услугу).

    На  основе анализа тенденций развития спроса в отрасли, определения емкости  рынка, ведущих конкурентов, возможной доли фирмы на рынке следует выйти на показатели возможных объемов продаж. Полученные данные будут использованы в последующих разделах бизнес-плана при определении объема производства продукции в плане производства и реализации.

Информация о работе Бизнес-план как модель инвестиционного проекта