Безработица в России: проблемы и пути разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, способы ее регулирования. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу безработицы
2. охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
3. выявить различные методы измерения безработицы;
4. проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
5. дать оценку состоянию рынка труда в России;
6.выявить пути решения проблем безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия «безработица»
1.1. Понятие безработицы 7
1.2.Формы безработицы и их специфика 9
1.3. Причины безработицы 12
2. Занятость населения Российской Федерации
2.1. Показатели безработицы 17
2.2. Особенности формирования российского рынка труда 22
2.3. Проблема занятости населения России на современном этапе 24
2.4. Политика России в области занятости 28
3. Пути решения проблем безработицы
3.1. Пути государственного регулирования занятости 31
и снижения безработицы
3.2.Пути решения проблем безработицы 33
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 107.22 Кб (Скачать)

В-третьих, должна быть создана региональная система  стимулирования труда для закрепления  кадров и эффективного привлечения  их из других регионов;

В-четвертых, создаваемые  биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.

Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложение, реализуемых через действующую  систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства  работников. Произведенный анализ реального  состояния российского рынка  труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с  изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

2.3. Проблема занятости  населения России  на современном  этапе

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации  противоречиями, в частности, между  научно-техническим прогрессом и  снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем  трудовой активности населения при  низких уровне жизни и эффективности  труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     С одной стороны, в ходе радикальных  экономических преобразований  в  России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о  которых часто предупреждала  пресса, пока не наблюдается. Официальная  безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного  населения.

     С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в  службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников  учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой  оцениваются в 10-15 млн. человек.

      Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

      1.     На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами,

    так и к тем, кто нанимает рабочую  силу через ЦЗ.

    2.     В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.

    3.     Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

    4.     Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

    5.     Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

    6.     Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

    7.     Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.

    8.     В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

          В соответствии с российским законодательством пособие по безработице  составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев – 60%, а в оставшиеся полгода - 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.

Осенью 1995 г. впервые возникли проблемы с  выплатами пособий  по безработице. Если в начале 1996 г. во многих российских регионах задержки с выплатой пособий  составляли 3 месяца, то к концу года они увеличились до 4-6 месяцев. Поступающие  на расчетные счета служб занятости  средства сразу же расходуются  на выплату пособий. Но поскольку поступление  денег происходит  неравномерно, службы занятости не могут выплатить  пособия всем безработным, кто их должен получать. Поэтому в ряде регионов разработаны "приоритеты" в выплате задержанных пособий.

     В современной России по закону признать человека безработным и определить размер его пособия вправе центр  занятости. Поэтому первый шаг - встать на учет в этой организации по месту  своей прописки.

     Размер  пособия по безработице  - от 850 до 4900 рублей в месяц. Пособие также  привязано к официальной зарплате (если часть ее выдавали черным налом  в конверте, эти деньги, понятно, не в счет - только сумма, за которую  расписывались в ведомости) на последнем  месте работы - оно не может быть больше ее 75%.

     Максимальное  пособие полагается не всем, а только уволенным по сокращению штатов, соглашению сторон и по собственному желанию, если в этом случае причина увольнения признана законом уважительной.  Остальным пособие полагается только полгода. Максимальное пособие должно составлять 75% средней зарплаты на последней  работе только в первые три месяца. Затем в течение четырех месяцев - 60% и 45% в оставшиеся пять.  Учат новым  профессиям по направлению центра занятости  бесплатно. Нужно только во время  очередного визита сообщить специалисту  центра занятости о желании учиться (или отметить этот пункт в анкете, которую предложат заполнить  на первичном приеме) и выбрать  подходящее направление.

           Материального улучшения безработных  можно добиться, сократив количество  безработных  и соответственно  увеличив выплаты на одного  безработного. В большинстве   стран с рыночной экономикой  пособие или страховка по безработице   не выплачивается работникам, уволившимся  по собственному желанию. В  российской экономике число подобных  увольнений (другими  словами,  вынужденных увольнений из-за  остановок производства,  невыплат заработной платы и т.п., поощряемых администрацией,  которой выгоднее такая форма выбытия занятых, чем сокращение  персонала, поскольку последнее влечет за собой выплату трехмесячного  выходного пособия) намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации. Федеральная служба занятости, отслеживая причины увольнений на своем сегменте притока в ряды безработных, показывает, что те, кто был уволен в связи с сокращением численности персонала, составили всего 30% от зарегистрированных безработных.

     Отличительной чертой России являются необычно большой  отток из рядов безработных. Сопоставляя  ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых  характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще  более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с  низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Началось увеличение притока, приведшее  к тому, что ежемесячный темп притока  в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

     Хотя  показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных  ежемесячно находят работу. Как для  притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных  различий.

      Значительная  часть притока  в ряды безработных  связана с добровольными  решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную  черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

     Еще одна особенность рынка труда  в России. отражающаяся в высоком уровне оттока безработных - высокий уровень найма. На протяжении года примерно 5% рабочей силы меняло место работы.

Значительную  долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу, переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в  экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя

реализовать. Вакансии же начинают появляться с  оживлением производства и сферы  услуг, т.е. с созданием новых рабочих  мест. Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах(это населенные пункты, которые экономически и социально существуют за счет одного-двух градообразующих предприятий) и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие от больших городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

2.4. Политика России  в области занятости

Суть  в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер  государственного регулирования, предотвращающих  рост безработицы и ее переход  в застойную форму.

     Вот наиболее важные меры такого рода:

     Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

     Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению  к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно  может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие  занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно  занятым на производстве.

     Снижение  фактического предложения рабочей  силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Информация о работе Безработица в России: проблемы и пути разрешения