Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.
1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение
трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский,
Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и
без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно
низким уровнем занятости населения.
Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания
новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости
от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:
инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на
договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или
новых рабочих мест;
инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по
договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан
с последующим их обязательным трудоустройством;
финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание
заниматься предпринимательской деятельностью.
В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо
учитываются территориальные особенности формирования и использования
трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России
(включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток)
основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических,
организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том
числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического
перевооружения действующих производств, более эффективного использования
основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли
малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском
хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и
вредными условиями труда.
В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения
занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской
местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства
по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению
строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья
и отходов производства, а также предприятия и организации сферы
обслуживания.
На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает
отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных
показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в
добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных)
рабочих мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где
уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72%
средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных
(вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно
43% всех свободных рабочих мест в промышленности.
При разработке прогноза социально-экономического развития России на
1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы
работников материального производства и отраслей непроизводственной сферы.
Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в
1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы
обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях
предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г.
до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет
по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет
несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и
непроизводственных отраслей.
Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов
исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости
населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной
системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы
достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и
региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных
(оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10
лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только
административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы
занятости населения и ситуацию на рынке труда.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та
или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное
перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения
кадров), тем выше вероятность использования прямого административного
воздействия.
В то же время для решения долгосрочных стратегических задач,
связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной
производственной специализации на тех или иных территориях, требуется
глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и
внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь
финансовых и внешнеэкономических мероприятий.
Одновременно с учетом близости объекта управления при одинаковом
характере решаемых задач в области занятости населения доля прямого
административного регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет
существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и
принимаемые директивные решения, связанные, например, с предоставлением
права региональным органам исполнительной власти устанавливать предельно
допустимый уровень безработицы, сдерживать высвобождено работников с
предприятий и организаций и т.д.
Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых
общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их
оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-
кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики,
решение методологических вопросов приватизации и акционирования,
разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к
специфическим отраслевым и региональным условиям.
Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г.,
показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на
занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного
дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение
нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в
том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить
высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит
социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны,
проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени
для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более
интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть
использованы для инвестиций в производство, его расширение и
реконструкцию, создание новых рабочих мест.
Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в
том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к
изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса
и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать
на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну
из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока
не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более
эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает
концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование
промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы
совершенствования государственной статистики в области занятости населения,
Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости