Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Содержание

1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

комитете  по   поддержке   и   развитию   предпринимательства,   Федеральном

управлении по делам о несостоятельности  (банкротстве)  при  Госкомимуществе

РФ. Такое представительство позволит координировать усилия  разных  ведомств

по  решению  социально-экономических  задач,   объединяя   их   ограниченные

финансовые  ресурсы.

Формирование  и  эффективное  функционирование  системы  регулирования

занятости   и   безработицы   объективно    требует    наличия    адекватной

информационной базы. Для мониторинга движения рабочей  силы и  рабочих  мест

необходимо проведение статистических  группировок  предприятий  с  различной

формой  собственности.  Заказчиком  таких  разработок  могла  бы   выступить

Федеральная служба занятости. 

Заключение 

Важным  принципом  с  позиций  обеспечения  занятости  населения   при

стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими

и социальными результатами. На деле это означает,  что  все  варианты  мер,

направленных на стабилизацию,  должны  предварительно   оцениваться  по  их

влиянию  на  рынок  труда  и  корректироваться,  если  возникнет   в   этом

необходимость.

При  выборе  путей  формирования  рынка   труда   надо   исходить   из

необходимости  изучения  и  анализа  внутренних  закономерностей,  присущих

развитию  занятости  и  сохраняющихся  в   условиях   рыночной   экономики,

поскольку  многие  факторы,  влияющие  на  важнейшие  параметры  занятости,

зависят   непосредственно   от   человека   (численность   населения,   его

половозрастная структура,  расселение  населения  в  городской  и  сельской

местностях и т.д.).

Одним  из  основных  элементов   формирования   политики   эффективной

занятости является разработка  и  задействование  механизма,  регулирующего

динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке  труда.  В

этой связи следует выделить два блока проблем:

1.  оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в  стране,

создание условий для  динамичного  движения  капитала,  разработка  мер  по

развитию системы  рабочих  мест  и  увеличению  потребности  предприятий  и

организаций в рабочей силе;

2.   совершенствование  системы  оплаты   труда,   расширение   возможностей

получения населением дополнительных доходов  (дивиденды  от  ценных  бумаг,

проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий,  дотаций

и льгот, снижающих потребность в труде отдельных  социально-демографических

групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение  приобретают  методы

воздействия на  занятость  населения  в  условиях  структурных  сдвигов   в

экономике и развития новых форм собственности.

Начавшемуся  под  влиянием   рыночных   реформ   стихийному   процессу

реструктуризации производства важно придать  управляемый  характер.  Другими

словами, государство должно стимулировать создание и преобразование  рабочих

мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в  жизнеобеспечивающих

производствах, а также  в  наиболее  развитых  в  технологическом  отношении

отраслях  экономики.   Предстоит   усилить   роль   собственных   источников

финансирования  инвестиций  предприятий,  то   есть   стимулировать   проток

децентрализованных   средств   (предпринимателей,     населения,    западных

инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и

предложения  рабочей  силы  на   рынке   труда,   следует   отметить,   что

предварительное   рассмотрение   демографических   факторов,   определяющих

формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на

рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации

мер  по  регулированию  занятости   населения   в   условиях   существенных

инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам  снижения

спроса на рабочие  места  со  стороны  отдельных  социально-демографических

групп населения.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном  рынках

труда оказывает своевременное решение проблем подготовки  и  переподготовки

кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать

внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном

образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от

влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между

формальным  и  реальным  образованием.  Учебные  заведения  готовят  кадры,

практически не интересуясь ситуацией на рынке  труда,  касающейся  тех  или

иных профессий и специальностей.  В  то  же  время  работодателя  в  первую

очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом,  а  что

конкретно он умеет делать. Разрешение  указанного  противоречия  во  многом

будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает  необходимость  активизации  деятельности

федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и

анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей   предприятий,

учреждений и организаций  в  квалифицированных  рабочих  и  специалистах  и

созданию соответствующих условий для их  подготовки.  Одновременно  следует

шире  развивать  дуальную  форму  получения   образования,  основанную   на

периодической смене учебного процесса  и  производственной  практики  (опыт

Германии),  что  позволит  устранить    определенные   противоречия   между

формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса  с  учетом

потребностей производства.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать

специфические черты российской  модели  рынка  труда.  Это:  более  высокая

степень  коллективизма  как  традиционного  способа   взаимной    поддержки

работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и  коллективные  формы

найма и увольнения, социальной поддержки в сфере  труда);  разная  скорость

движения к рынку различных отраслей и секторов  экономики;  неравномерность

перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Понимая неизбежность  нарастания  масштабов  безработицы  в  России  в

условиях  углубления  экономических  реформ,  в  ближайшие  годы,   видимо,

следует ориентироваться на социально  допустимые  масштабы  безработицы   в

размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко  всей

численности экономически активного населения. С учетом специфики российской

экономики это ниже,  чем  в  других  странах,  переходящих  от  плановой  к

рыночной экономике.

Предметом  взаимной  заботы   федеральных   и   региональных   органов

исполнительной  власти   остаются   проблемы   регулирования   миграционного

движения населения по территории России с  учетом  ситуации,  складывающейся

на  региональных   рынках   труда.   Особенности   обеспечения   возвращения

русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию  должны  учитываться

при реализации мер, связанных  с  их  расселением  и  обустройством.  Вопрос

сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких  рычагов  и  стимулов

Россия  должна  воздействовать   на   создание   единого   политического   и

экономического пространства  на  территории  бывшего   СССР,   позволяющего

простому  россиянину  (а   не   беженцу   или   вынужденному   переселенцу),

проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать  свое  право

жить там, где он пожелает, в том числе и  в  Российской  Федерации.  Достичь

этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей  в  экономическом  пространстве  должно  происходить

прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается  в

том,  чтобы  создавать  на  соответствующих  территориях  такие   правовые,

экономические и социальные условия,  которые  бы  позволили  заинтересовать

часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

Рассматривая  характерные  особенности  региональных   рынков   труда,

следует прежде всего  учитывать  специфику  территориального  распределения

приростов численности  населения  трудоспособного  возраста.  В  частности,

преобладающая  часть  (примерно   3/4)   прироста   численности   населения

Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости