Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.
1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение
комитете по поддержке и развитию предпринимательства, Федеральном
управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе
РФ. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств
по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные
финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования
занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной
информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест
необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной
формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить
Федеральная
служба занятости.
Заключение
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при
стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими
и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,
направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их
влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом
необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из
необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих
развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,
поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,
зависят непосредственно от человека (численность населения, его
половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской
местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной
занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего
динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В
этой связи следует выделить два блока проблем:
1. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,
создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по
развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и
организаций в рабочей силе;
2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей
получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,
проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций
и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы
воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в
экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу
реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими
словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих
мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении
отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников
финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток
децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных
инвесторов и т.д.).
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что
предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих
формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на
рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации
мер по регулированию занятости населения в условиях существенных
инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения
спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических
групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках
труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки
кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать
внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном
образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от
влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между
формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,
практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или
иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую
очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что
конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом
будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности
федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и
анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,
учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и
созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует
шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на
периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт
Германии), что позволит устранить определенные противоречия между
формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом
потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать
специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая
степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки
работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы
найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость
движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность
перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в
условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,
следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в
размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей
численности экономически активного населения. С учетом специфики российской
экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к
рыночной экономике.
Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов
исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного
движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся
на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения
русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться
при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос
сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов
Россия должна воздействовать на создание единого политического и
экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего
простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу),
проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право
жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь
этого можно только путем политических и экономических решений.
Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить
прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в
том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые,
экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать
часть населения в перемещении в нужном государству направлении.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда,
следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения
приростов численности населения трудоспособного возраста. В частности,
преобладающая часть (примерно 3/4) прироста численности населения
Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости