Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.
1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение
Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в
которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская,
Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия.
Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их
программам содействия занятости статус федеральных.
Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной
политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в
соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был
рассчитана
доля средств, расходуемых по различным
направлениям.
Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем
безработицы
| |Расходы фона занятости на мероприятия, связанные с |
|Регионы |( в % к общей сумме расходов ) |
|с уровнем |пассивной |активной |активной |содержанием |
|безработицы, |политикой |политикой, |политикой, |службы |
|% | |гарантиро-ва|не |занятости |
| | |нной |вытекаю-щей | |
| | |За-коном о |из За-кона о| |
| | |заня-тости |заня-тости | |
|менее 1 |12,6 |8,6 |51,6 |19,1 |
|1,0-1,8 |23,0 |13,3 |18,9 |25,4 |
|1,9-2,8 |34,2 |8,8 |19,3 |23,0 |
|2,9-3,8 |44,0 |9,5 |9,2 |24,3 |
|3,9-4,8 |51,0 |7,4 |13,4 |20,0 |
|4,9-5,8 |58,8 |7,8 |4,7 |25,5 |
|5,9-6,8 |61,7 |4,2 |12,9 |17,0 |
|6,9-7,8 |64,5 |2,7 |7,6 |19,1 |
|более 7,9 |68,3 |5,0 |16,5 |10,3 |
|В среднем по | | | | |
|России:
|49,3 |9,4
|10,7 |22,3
|
Расчеты показывают, что с уровнем безработицы в регионах сопряжена
единственная статья расходов фонда занятости - денежные выплаты
безработным. Остальные расходы с ним прямо не связаны, они, скорее,
отражают региональные приоритеты политики в области занятости. Так,
например, в группе регионов с уровнем регистрируемой безработицы ниже 1% в
Белгородской области предпочтение отдается финансовой поддержке, а в
Оренбургской области - вложениям в ценные бумаги. В Республике Ингушетия,
где уровень регистрируемой безработицы самый высокий в стране (22,1%),
немалая часть фонда занятости используется на финансовую поддержку - 24,9%,
а на переподготовку и общественные работы - всего 2,1%. В Ивановской и
Владимирской областях, также входящих в группу регионов с самым высоким
уровнем безработицы, на финансовую поддержку используется 8% средств фонда,
а на переподготовку и общественные работы соответственно - 7,9 и 7,2%.
Предпочитают использовать значительные средства на покупку ценных бумаг
Москва (25%), Вологодская (30,3%), Читинская области (27,8%), Республика
Марий-Эл (19,4%). Уровень безработицы в них соответственно составил 0,5%,
2,4%, 2,2% и 3,9%.
Таким образом, практика показывает, что региональные власти
рассматривают фонды занятости как дополнительный источник финансирования
мероприятий по проведению региональной политики, не всегда связанных с
безработными и их социальной защитой. И чем ниже уровень безработицы в
регионе, тем больше вероятность использования средств фонда не по
назначению.
В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности
служб занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по
мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или
сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица,
прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою
конкурентоспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем, согласно
данным ФСЗ, большая часть прошедших переобучение, по всей видимости, только
"повышает свою конкурентоспособность", поскольку в среднем по России лишь
7% безработных, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются.
Самый высокий показатель трудоустройства после завершения профобучения и
переподготовки отмечен в Эвенкийском АО (49,2%), Республике Дагестан
(22,7%) и Республике Тува (24,8%). В них расходы на переподготовку
составляли соответственно 11,2%, 1,6%, 7,6%.
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам
активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными
обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Таким
образом, проведенное исследование позволяет
сделать ряд выводов.
1. Значительная часть средств региональных фондов занятости расходуется
неэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой служб
занятости.
1. Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе
направлений расходования собранных в фондах занятости средств, а
региональные особенности можно, скорее, назвать региональным произволом
при поддержке местных властей.
1. Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая
поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуют
развитию инфрастуктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа с
одним или двумя градообразующими предприятиями, закрытие которых ставит под
удар практически все население района. В этом случае, однако, должны быть
разработаны четкие критерии выделения и условия возврата средств при
жесткой финансовой ответственности и крупных штрафных санкциях за
нецелевое их использование.
1. Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовыми
органами совместно с представителями региональных служб занятости, в
ведении которых находится фонд занятости, и общественными организациями
(например, профсоюзами).
1. Приоритетом в период экономического спада должна быть не
высокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которых
она осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынке
труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает
необходимость разработки принципиально иной системы страхования от
безработицы, то есть страхование риска остаться без работы.
1. До возникновения такой системы источники финансирования активной и
пассивной политики на рынке труда следует "развести" во времени и в
пространстве. Проведение активной политики должно быть прерогативой
государства, а не фонда занятости, поскольку она требует значительно
больших затрат на создание рабочих мест, организацию институтов подготовки
и переподготовки не только безработных, но и всего экономически активного
населения. В ведении ФСЗ и фонда занятости в настоящее время целесообразно
оставить только те ее формы, которые установлены Законом о занятости, а в
перспективе перейти к частичному финансированию государством и этих форм.
Утвержденную Федеральную целевую программу содействия занятости
населения на 1996-1997 гг. по-прежнему предполагается финансировать только
за счет Государственного фонда занятости, то есть отчислений работодателей.
Установлены расходы фонда занятости на эту программу в 1997 г. - 12,9 трлн.
руб. Другой источник финансирования программы занятости - средства
федерального бюджета - только называется, а конкретные статьи и размеры
расходов бюджета не указываются. Более того, в программе отмечается, что "в
случае ухудшения ситуации на рынке труда для восполнения дефицита средств
потребуется увеличить норматив страховых взносов в Государственный фонд
занятости населения". Таким образом, по-прежнему предполагается все
мероприятия (в том числе и малоэффективные) осуществлять за счет
работодателей и, возможно, работников.
Пассивная политика могла бы опираться на систему социального
Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости