Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:33, реферат
Сложно и далеко неоднозначно идет процесс перехода от централизованной системы организации занятости к рыночным основам, где потребность в рабочей силе регулируется под воздействием соотношения спроса и предложения на этот специфический товар. Радикальная экономическая реформа, осуществляемая в нашей стране, ориентированная на создание хозяйственных рыночных механизмов во всех отраслях экономики России,
Анализ современного рынка труда моряков
Характеристика российского рынка труда моряков
Сложно и далеко неоднозначно
идет процесс перехода от централизованной
системы организации занятости
к рыночным основам, где потребность
в рабочей силе регулируется под
воздействием соотношения спроса и
предложения на этот специфический
товар. Радикальная экономическая
реформа, осуществляемая в нашей
стране, ориентированная на создание
хозяйственных рыночных механизмов
во всех отраслях экономики России,
поставила на повестку дня проблему
занятости населения. Самым прямым
и непосредственным образом она
затронула и сферу трудовых отношений
на морском транспорте России. Быстрое
старение и списание флота, без соответствующего
пополнения новыми современными судами,
недостаточная грузовая база в сочетании
с отсутствием государственных
мер протекционистской политики
по отношению к российским морским
перевозчикам привели к высвобождению
значительного числа моряков, перед
которыми крайне остро встал вопрос
дальнейшего трудоустройства. Одновременно
обострилась проблема повышения
конкурентоспособности нашего флота
на международном рынке
Российское морское
Политика ряда зарубежных стран ориентирована на привлечение специалистов, многих из которых можно найти на российском рынке труда моряков. Иностранные судовладельцы покупают относительно дешевую рабочую силу и экономят на инвестициях в персонал. Российский рынок труда моряков имеет ярко выраженную экспортную направленность.
Сокращение числа судов российского морского флота сопровождается уменьшением числа рабочих мест для моряков. Российские судовладельцы стремятся всячески минимизировать численность экипажей судов. При этом они ориентируются на международные стандарты. В результате на рынке труда оказались тысячи российских моряков, которые заняты поисками заработков. Одновременно идущие процессы во всех сферах жизни российского общества сопровождаются глубокими политическими изменениями, находящими свое выражение в том числе в либерализации транспортной политики, разрешении деятельности различных фирм - посредников в морском бизнесе, перерегистрации наиболее эффективной части флота под "удобным" флагом.
Среди фирм-посредников, вышедших на российский рынок труда моряков, надо отметить частные крюинговые компании (от англ. "crew" - экипаж).
Состояние и перспективы международного рынка труда моряков
Международный рынок труда
моряков формируется под
- различия в уровне
жизни в отдельных странах
и в особенности уровень
- официальный уровень
безработицы по данным
- специализация судов,
новизна используемых
- состояние мировой экономики (спад, подъем, рецессия, замедление экономического роста), состояние мировой торговли товарами и услугами;
- уровень автоматизации
и общего технического
- правовая среда: правовые
нормы, регулирующие
- морское право государства
флага, политика профсоюзов
- объем государственного
регулирования в практике
Наряду с перечисленными
основными факторами на состояние
и перспективы международного рынка
труда моряков и морских
Правовые нормы международных
конвенций содержат особые требования,
предъявляемые в отношении
Большое значение для решения вопросов трудоустройства на судно имеют правовые нормы, содержащиеся в морском праве государства флага. Например, определенный избыток предложения капитанов во многом объясняется тем, что нормы морского права ряда государств флага требуют замещения имеющихся вакансий исключительно капитанами, которые имеют гражданство государства флага. С другой стороны, ряд судовладельцев (особенно в Сингапуре и Гонконге) принимают на работу в качестве капитанов своих судов исключительно европейцев. При этом весь экипаж такого судна состоит из граждан Юго-Восточной Азии.
На международном рынке
труда моряков на протяжении длительного
времени ощущается избыток
Свои особенности имеет
ситуация на международном рынке
труда рядового морского состава. В
настоящее время из числа офицерских
должностей особый интерес судовладельцы
проявляют к морякам, способным
выполнять менеджерские функции, т.е.
обеспечивать коммерческий и технический
менеджмент судов, находящихся в
эксплуатации. Менее квалифицированные
моряки, особенно из числа рядового
состава, пользуются пониженным спросом
на международном рынке труда. Для
граждан европейских стран
В качестве общей тенденции можно отметить падение численности моряков, занятых на судах мирового морского флота, - граждан из индустриально развитых стран и одновременное увеличение численности моряков на этих судах - выходцев из азиатских стран. Азия остается главным источником пополнения кадров для мирового морского флота. Абсолютным лидером здесь выступают Филиппины. В последние годы значительно укрепились позиции в этой сфере также Китая.
Среди участников международного
рынка труда моряков можно
выделить три основные крупные группы.
Во-первых, это судовладельцы. Во-вторых,
непосредственно моряки. В-третьих,
крюинговые агентства (и другие организационные
формы крюинга), выступающие в
роли посредника между работодателем-
В России деятельность всех
крюинговых агентств, занимающихся трудоустройством
моряков за рубеж, подлежит обязательному
государственному лицензированию. В
настоящее время вопросы
Без лицензии деятельность крюингового
агентства считается
Сильной стороной и одновременно
конкурентным преимуществом для
российских моряков на международном
рынке труда традиционно
Трудоустройство моряка на судно под "удобным" флагом
Государство флага, под которым зарегистрировано судно, имеет существенное значение для моряка-иностранца. Обычно все, что происходит на судне, подпадает под нормы законодательства государства флага.
Флаг, поднятый на судне, является
внешним признаком его
ITF определяет "удобный"
флаг следующим образом: "Если
подлинный судовладелец
1) страна разрешает владеть и управлять судами гражданам других государств;
2) простота регистрации и смены флага;
3) налоги на доходы от
судоходства находятся на
4) страна регистрации
5) разрешен свободный наем рабочей силы из числа моряков из других стран;
6) страна не применяет
положений национального
По тоннажу в группу
лидеров выдвинулась целая
В настоящее время промышленно развитые страны более 83% контролируемого ими флота эксплуатируют под "удобными" флагами. Япония - 77%, США - 73%, Великобритания - 70%, Германия - 65%. Доля флота под "удобным" флагом, контролируемого Российской Федерацией, составляет 46,6% от общего тоннажа. Очевидно, что в ближайшие годы эта величина будет расти. В результате распада СССР и в ходе экономических реформ Россия во многом потеряла свои морские позиции, переместившись по тоннажу флота из первой пятерки на 13-е место.
Открытый международный реестр - это принципиально новая организационно-правовая форма, обеспечивающая эффективное функционирование морского транспорта под национальным флагом. Одной из первых эту форму на практике применила Норвегия, которая в 1987 г. создала Норвежский международный судовой регистр (Norwegian International Shipping - NIS). Тоннаж норвежского флота за четыре года после создания открытого международного регистра удвоился, достигнув 55 млн. т дедвейта. Соответственно значительно возросли поступления средств в норвежский государственный бюджет, которые ранее получали страны "удобного" флага. Доходы от деятельности морского торгового флота Норвегии в настоящее время составляет около 70% доходов государственного бюджета страны. Для сравнения: в Польше - 33%, в Японии - 40%, в Панаме - 90%.
Италия в спешном порядке занимается созданием итальянского международного регистра. Их стремление уйти под "удобный" флаг объяснимо. Так, например, годовое содержание танкера водоизмещением 85 тыс. т с экипажем в 24 человека под итальянским флагом обходится судовладельцу на один миллион долларов дороже, чем такое же судно, но под греческим флагом.
Второй (открытый) регистр (или
регистр off-shore) не всегда негативно
воспринимается со стороны международной
морской общественности, и в частности
ITF. Морская администрация