Автор: Андрей Иванов, 04 Декабря 2010 в 17:13, дипломная работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета дебиторской задолженности 4
1.1. Характеристика и классификация дебиторской задолженности 4
1.2. Управление дебиторской задолженностью 9
Глава 2. Учет дебиторской задолженности 14
2.1. Оценка 14
2.2. Синтетический и аналитический учет 21
2.2.1. Учет авансов выданных 24
2.2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.2.3. Расчеты по авансам полученным 34
2.2.4. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками 36
2.2.5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 38
2.3. Учет образования и использования резерва сомнительных долгов 42
2.4. Погашение и списание дебиторской задолженности 46
Заключение 53
Список литературы 55
Расходы
предприятия по оплате аудиторских
и консультационных услуг, как затраты,
связанные с управлением
Согласно новому Плану счетов суммы предварительной оплаты, перечисленные поставщикам материальных ценностей (работ, услуг), учитываются по дебету счета 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Суммы авансов, зачтенные поставщиками в оплату поставленных ценностей (работ, услуг), списываются с кредита счета 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Расходы
по оплате консультационных и аудиторских
услуг, как управленческие расходы,
учитываются на счете 26 "Общехозяйственные
расходы" .
Пример 2. Организация в соответствии с письменным соглашением перечислила поставщику денежные средства в сумме 10 000 руб. в виде задатка под предстоящую поставку товара. Товар был отгружен поставщиком, но организация из-за сложившейся ситуации (отсутствие места на складе, трудности с реализацией ранее приобретенных товаров) отказалась принять товар.
Согласно ст.381 ГК РФ в случае, если обязательство, обеспеченное задатком, не было исполнено по вине стороны, давшей задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
Поскольку задаток, так же как и аванс, является денежной суммой, выдаваемой одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, сумму выданного задатка следует учитывать на счете 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным".
—————————————————————————————
|
| Содержание
хозяйственной операции |
Сумма,|———————————————————————
|
|—————————————————————————————
|
|Перечислена предоплата по договору на|180 000|"Расчеты по| 51 |
|на оказание аудиторских услуг | |авансам вы-| |
|
|—————————————————————————————
|Списана
стоимость оказанных
|услуг | | | |
|—————————————————————————————
|Отражена сумма НДС по оказанным ауди-| 60 000| 19 | 60 |
|торским услугам | | | |
|—————————————————————————————
|
|Зачтена сумма произведенной предоплаты |180 000| 60 |"Расчеты по|
| | | |авансам вы-|
|
|—————————————————————————————
|Предъявлена к зачету сумма НДС в части| 30 000| 68 | 19 |
|внесенной предоплаты | | | |
|—————————————————————————————
|Отражена
стоимость оказанных консульта-
|ционных услуг | | | |
|—————————————————————————————
|Отражена сумма НДС по оказанным кон-| 1 000 | 19 | 60 |
|сультационным услугам | | | |
|—————————————————————————————
|Произведена
оплата стоимости оказанных|
|услуг (18 000 + 600) | | | |
|—————————————————————————————
|Зачтена
сумма НДС по оплаченным
|(3 000 + 100) | | | |
—————————————————————————————
После отказа от принятия поставленного товара (отказа от исполнения своих обязательств по договору поставки, обеспеченных задатком) сумму выданного поставщику задатка, не возвращенную организации, следует рассматривать не как выданный аванс, а как санкцию за невыполнение условий договора.
Согласно п.12 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также расходы, связанные с возмещением причиненных организацией убытков, являются внереализационными расходами, которые зачисляются на счет прибылей и убытков организации на основании п.15 ПБУ 10/99. Такие расходы включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с п.15 Положения о составе затрат (табл. 2.7).
Сальдо
по субсчету "Расчеты по авансам
выданным" счета 60 может быть только
дебетовым. В зависимости от срока
погашения оно отражается по строке
баланса 234 (если срок погашения этой
дебиторской задолженности
Таблица 2.2
—————————————————————————————
|
| Содержание
хозяйственной операции |Сумма,|——————————————————————
|
|—————————————————————————————
|Перечислены денежные средства постав-| | 60, субсч. | |
|щику в соответствии с соглашением о|10 000|"Авансы вы-| 51 |
|задатке
|—————————————————————————————
|Списана
в убыток сумма
|поставщику задатка | |литический | 60, субсч. |
|
|
|
—————————————————————————————
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.
Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций.
Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от метода учета реализации продукции. Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости:
Дебет 45 «Товары отгруженные»
Кредит 43 «Готовая продукция».
По мере отгруженной продукции (Дебет 51, 52 и других счетов, Кредит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции (Дебет 90 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету открываются субсчета. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 62 – 1 "Расчеты по авансам полученным в рублях"; 62 – 2 "Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях"; 62 – 3 "Расчеты по авансам, полученным в валюте"; 62 – 4 "Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте "; 62 – 5 "Расчеты по векселям полученным"; 62 – 6 "Расчеты по переуступке прав требования" и другие.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производится следующие бухгалтерские записи:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи».
Поскольку
отгруженная продукция
Предприятие, выполняющие работы долгосрочного характера используются для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ списывается, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 в дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 списывается в дебет счета 62.