Автор: Андрей Иванов, 04 Декабря 2010 в 17:13, дипломная работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета дебиторской задолженности 4
1.1. Характеристика и классификация дебиторской задолженности 4
1.2. Управление дебиторской задолженностью 9
Глава 2. Учет дебиторской задолженности 14
2.1. Оценка 14
2.2. Синтетический и аналитический учет 21
2.2.1. Учет авансов выданных 24
2.2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.2.3. Расчеты по авансам полученным 34
2.2.4. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками 36
2.2.5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 38
2.3. Учет образования и использования резерва сомнительных долгов 42
2.4. Погашение и списание дебиторской задолженности 46
Заключение 53
Список литературы 55
Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно.
Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.
Количественная величина дебиторской задолженности определяется двумя факторами:
1) Объемом
реализации работ и услуг в
кредит - общую выручку от реализации
товаров и услуг следует
- от
продажи за наличные и
- от продажи в кредит, включая и неоплаченные товары (работы и услуги).
Это деление можно произвести по фактическим данным за предыдущие периоды времени.
2) Средним
промежутком времени между
Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.
Дебиторская задолженность является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.
В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.
Актив
дебиторской задолженности
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Фирма также должна оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление
дебиторской задолженностью связано
с двумя видами резервов времени
- на выписку счета-фактуры и
Кредитные условия
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, если компания хочет избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если компания хочет работать в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если товар является скоропортящимся, фирме следует должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.
Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.
Контроль дебиторской задолженности
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
- Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.
- Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи.
- Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
- Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Кредитная политика
При
предоставлении коммерческого кредита
следует оценить
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2)
анализ реальной стоимости
Таблица 1
Классификация кредиторов по срокам задолженности | Сумма дебиторской задолженности, млн. руб. | Удельный вес в общей сумме задолженности, % | Вероятность безнадежных долгов, отн. Ед. | Сумма безнадежных долгов,
млн. руб.
(2) * (4) |
Реальная величинна задаолженности млн. руб. (2)-(5) |
0-30 дней | 5100 | 26,7 | 0,025 | 127,5 | 4972,5 |
31-60 | 4800 | 25,1 | 0,05 | 240 | 4560 |
61-90 | 2400 | 12,6 | 0,075 | 180 | 2220 |
91-120 | 2300 | 12,0 | 0,1 | 230 | 2070 |
121-150 | 1500 | 7,8 | 0,15 | 225 | 1275 |
151-180 | 1200 | 6,3 | 0,30 | 360 | 840 |
181-360 | 800 | 4,2 | 0,50 | 400 | 400 |
360-720 | 600 | 3,1 | 0,75 | 450 | 150 |
Свыше 2 лет | 410 | 2,2 | 0,95 | 389,5 | 20,5 |
Итого | 19110 | 100 | 2602 | 16508 |
3)
контроль за соотношением
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5)
оценку и реализацию
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Пример
Оценка
реального состояния
Оценки показывают, что предприятие не получит 2602 млн. руб. дебиторской задолженности (13,6%). На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если: