Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:07, дипломная работа
Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.
При сдаче грузоотправителем и при приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов.
Исходя из приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»[66], при подготовке к перевозке опасного груза требуется больше внимания к перевозимому объекту, таре, транспортному средству. Так, при подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно-разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил. Как отмечалось выше, автотранспортное предприятие должно представлять к погрузке исправный автомобиль. Точнее говоря, «только исправный автомобиль», поскольку в противном случае может пострадать большое количество людей. При этом контроль за его технической исправностью возлагается на автотранспортное предприятие.
Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с рядом прав и обязанностей договаривающихся сторон (этими сторонами являются: грузоотправитель, перевозчик или грузополучатель). При этом грузоотправитель обязан предоставить груз в определенное время и в определенном месте. Грузополучатель – принять груз в определенное время и в определенном месте. Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани), аэропорты обязаны в установленные сроки осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей, должны максимально сокращать время погрузки и разгрузки автомобилей.
На автотранспортном предприятии всегда лежит обязанность обеспечить наличие в назначенное договаривающимися сторонами время, в оговоренном месте транспортных средств, пригодных для осуществления перевозки грузов.
В последнем случае время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку – с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.
При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте.
Шофер обязан лишь
проверить соответствие укладки
и крепления груза на подвижном
составе требованиям
Автотранспортное предприятие или организация по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем может принять погрузку и разгрузку на себя.
Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе грузоотправителем (грузополучателем), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.
Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру, по объемному весу или условно.
В тех случаях, когда автотранспортные предприятия и организации осуществляют централизованный вывоз грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов, соответствующие транспортные организации обязаны сдавать грузы автотранспортным предприятиям и организациям с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. При этом тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.
Прием грузов к
перевозке от грузоотправителя удостоверяется
подписью шофера-экспедитора во всех
экземплярах товарно-
Погрузка и
разгрузка считаются
После осуществления перевозки грузов их сдача грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.
При этом грузы,
прибывшие в исправных
Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются автотранспортным предприятием или организацией с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, автотранспортное предприятие или организация обязаны произвести проверку груза в поврежденных местах по товарно-транспортным накладным со вскрытием поврежденных мест.
Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.
Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, определенном в пункте отправления, по сравнению с весом, оказавшимся в пункте назначения, не превышает норм, и норм естественной убыли веса данного груза, утвержденных в установленном порядке.
Грузополучатель
и автотранспортное предприятие
или организация обязаны
Получение груза
удостоверяется подписью и печатью
(штампом) грузополучателя в трех
экземплярах товарно-
При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном Правилами, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом)[68].
При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной[69].
Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению[70].
При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза.
В случае когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем[71].
Некоторые особенности имеет порядок принятия опасных грузов. Согласно п. 2.7.1 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производятся по весу, а затаренных – по количеству грузовых мест.
Принятие опасного
груза к перевозке
При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433–88 и ДОПОГ. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо – представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающий груз.
Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями-изготовителями. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) и – что важно – с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля. При этом водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки-разгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя (исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечивается при работающем двигателе).
Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка-разгрузка не более одного транспортного средства. Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки-разгрузки опасных грузов, строго запрещено. Также запрещается производство погрузочно-разгрузочных работ со взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала. Одной из мер обеспечения безопасности при погрузке опасных грузов является допуск операторов подъемно-транспортного оборудования со стажем работы не менее 3 лет. Кроме того, операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год. В случае временного выполнения погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами операторы подъемно-транспортного оборудования при назначении на данный вид работ должны пройти медицинский осмотр.
Информация о работе Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом