Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.

Работа содержит 1 файл

Перевозка грузов автомобильным траспортом.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность  темы исследования. Интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной отрасли. Помимо развития транспортной деятельности в торговых целях потребовалось добиться совместимости национальных транспортных систем в различных государствах. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. На месте структур централизованного управления автотранспортом постепенно формируются новые системы, отвечающие рыночным требованиям и успешно развивающиеся в новых условиях. Несмотря на тот факт, что доля автомобильного транспорта по объему перевозимых грузов равна 6% от объема перевозок всеми видами транспорта, по стоимости перевозимых грузов на автомобили приходится 20% от объема перевозок всеми видами транспорта (по России). В целом, общий объем доходов от автотранспортных услуг в области международных перевозок оценивается в 4 – 5 млрд. долл. США, из них на долю российских перевозчиков приходится около 800 млн. По экспертным оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП России) с 1992 г. объемы международных автотранспортных перевозок в нашей стране увеличились более, чем в шесть раз. Экспорт услуг автотранспортных перевозок сегодня считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов.

В связи с  решением этих государственных задач  необходимо усовершенствовать правовое регулирование отношений между участниками транспортного процесса по перевозкам грузов. Недостатки правового обеспечения сдерживают развитие этого рынка. В настоящее время в России институт перевозки регулируется нормами права, которые не в полной мере согласуются с соответствующими нормами индустриально развитых стран и инициируемыми ими международными конвенциями. В то же время современный перевозчик выступает на мировом рынке транспортных услуг не только как перевозчик, но и как организатор всего процесса. Отсутствие надлежащего правового регулирования договора перевозки препятствует нормальному развитию хозяйственных связей.

Выбор темы настоящего исследования продиктован целым  рядом проблем, связанных с правовым регулированием договора грузовой автомобильной  перевозки, которые существуют в российском законодательстве в настоящее время, что во многом связано с несистематизированностью и противоречивостью имеющихся нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в правоприменительной практике. Следует отметить, что действующий до недавнего времени Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее – УАТ) принят в 1969 году и действовал с многочисленными поправками. Несмотря на это, данный акт имел ряд недоработок, и не в состоянии разрешить всех проблемных вопросов в области автомобильных грузовых перевозок. Не урегулировал в надлежащем объеме один из важнейших вопросов о возможности отказа от договора, переадресовки, отмены и прекращения договора автомобильной перевозки груза; не в полной мере урегулирована ответственность перевозчика при несохранной перевозке груза по пути ее усиления до полного возмещения убытков при умысле или грубой неосторожности перевозчика; не урегулирован вопрос о возможности применения в грузовых автомобильных перевозках принципа смешанной ответственности; подлежит решению вопрос о залоговом праве перевозчика на груз в обеспечение получения причитающейся ему провозной платы и иных платежей и не проведено разграничение с правом удержания и другие вопросы. В частности в УАТ не полно определено правовое положение автомобильного перевозчика; недостаточно четко урегулированы права и обязанности сторон договора перевозки; требует проработки порядок разрешения споров между перевозчиком и клиентом. Также остро стоит вопрос о возможности придания товарно-транспортной накладной статуса товарораспорядительного документа. Необходимость надлежащего регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом в новых экономических условиях и обусловливает актуальность исследования.

На сегодня  принят новый Федеральный закон  от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного  электрического транспорта» что  приведет к новым вопросам, так  как еще не отработанна практика его применения что делает выбранную тему еще более актуальной.

Степень научной разработанности  темы исследования. Договоры перевозки всегда были объектом пристального внимания российских ученых. Грузовыми перевозками на различного рода транспорте специально занимались Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как М.К. Александров-Дольник, М.М. Агарков, В.К. Андреев, В.А. Булов, М.И. Брагинский, А.Г. Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю. Ерпылева, В.В. Залесский, О.С. Иоффе, А.Г. Калпин, А.Д. Кейлин, О.М. Козырь, Г.Б. Леонова, А.Л. Маковский, Н.С. Малеин, В.К. Мамутов, М.М. Марголин, А.И. Масляев, Д.И. Мейер, Н.О. Нерсесов, Т.Е. Новицкая, Г.В. Отнюкова, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, А.И. Покровский, Я.И. Раппопорт, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханов, И.А. Танчук, А.А. Тиле, Н.Д. Титов, Ю.К. Толстой, Б.Е. Хаскельберг, А.И. Хаснутдинов, М.Е. Ходунов, Х.И. Шварц, Г.Ф. Шершеневич, К.К. Яичков и др.

Таким образом, научную разработанность избранной  темы нельзя признать достаточной, поскольку за пределами указанных исследований осталась масса вопросов и проблем.

Актуальность  и недостаточность исследования проблем регулирования договорных отношений в сфере автомобильных  перевозок грузов обусловили выбор  темы, постановку цели и задач исследования.

Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

– исследовать правовую природу, роль, значение и место общественных отношений, связанных с организацией грузовых перевозок автомобильным транспортом, как института гражданского права, определить элементы системы оказания транспортных услуг;

– рассмотреть действующую систему правового регулирования организации грузовых перевозок автомобильным транспортом;

– исследовать предмет договора перевозки груза автомобильным транспортом, а также других элементов содержания указанного договора;

– выявить особенности правового регулирования формы и порядка заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом;

– рассмотреть особенности применения мер гражданско-правовой ответственности по договору перевозки груза;

– разработать комплекс мер, позволяющих оптимизировать правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе, по изменению норм Гражданского кодекса РФ в части регулирования договора перевозки, а также выработать рекомендации и предложения по проекту нового Устава автомобильного транспорта.

Объектом  данного исследования являются общественные отношения по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом.

Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих перевозку грузов автомобильным транспортом.

Методы  исследования составляют частно-научные и общенаучные методы познания: нормативно-логический, исторический, сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. При проведении исследования автор стремился обеспечить системный подход к анализируемому материалу. Общее направление исследования определено с помощью диалектического метода, формирующего последующие методологические установки. Среди наиболее востребованных автором необходимо отметить нормативно-логический и сравнительный методы.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

 
1. История и понятие  договора перевозки грузов автомобильным  транспортом 1.1 История регулирования транспортных обязательств

Под транспортными  обязательствами в литературе обычно понимаются гражданско-правовые обязательства, применяемые в сфере транспортной деятельности. Исследование их правовой природы имеет важное значение как для совершенствования правового регулирования отношений, опосредуемых данными обязательствами, так и для формирования правильной правоприменительной практики.

Ядро транспортных обязательств составляют обязательства  по перевозке грузов и пассажиров. Исторически перевозка являлась разновидностью подряда. Согласно п. 3 ст. 1738 Свода гражданских законов в предмет договора подряда включалась, в частности, «перевозка людей и тяжестей сухим путем и водой». Позиция законодателя нашла отражение и в трудах дореволюционных цивилистов. Так, Д.И. Мейер включал в свое определение договора подряда «перевозку тяжести»[1]. К.П. Победоносцев также относил договор перевозки грузов и кладей (называемый им фрахтовым договором) к группе обязательств подряда и поставки[2]. На смешанный характер договора перевозки указывал и Г.Ф. Шершеневич: «Договор перевозки вообще есть сложное отношение. Здесь есть личный наем – насколько перемещение требует личных сил или услуг перевозчика; имущественный наем – насколько перемещение соединяется с пользованием чужими вещами, напр. вагонами; поклажа – насколько железнодорожный перевозчик обязывается к сохранению вверенного ему груза; поручение – насколько этот перевозчик выполняет возложенные на него отправителем задачи, напр. взыскивает наложенный платеж»[3]. Однако уже в проекте Гражданского уложения перевозке была посвящена отдельная глава, что свидетельствовало о признании договора перевозки самостоятельным договорным типом.

В литературе советского периода обязательства по перевозке  груза и пассажиров рассматривались  преимущественно в качестве самостоятельного обязательственного типа. Но при классификации гражданско-правовых обязательств, по свидетельству Е.Д. Шешенина, «одни авторы включают перевозку в группу обязательств по оказанию услуг, другие выделяют отдельную группу обязательств по перевозке»[4]. В самостоятельную группу выделял перевозки (грузовые, пассажиров и багажа, буксировку) О.С. Иоффе[5]. К обязательствам об оказании услуг относили перевозку О.А. Красавчиков[6], И.А. Танчук, А.Г. Быков[7] и др. Их позиция и возобладала в современной правовой литературе.

В качестве основания  для отнесения транспортных обязательств к обязательствам об оказании услуг  обычно указывается их объект –  транспортные услуги. Такое указание содержится в определении транспортного  обязательства Г.П. Савичева: «Обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон»[8]. По мнению В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, предмет договора перевозки составляют «услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения»[9]. Их позицию разделяет и А.Г. Калпин. Он считает, что предметом договора перевозки «служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу….Она представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа»[10].

Основным аргументом А.Г. Калпина при квалификации действий перевозчика по перемещению груза, пассажира и багажа в качестве услуг является отсутствие результата в овеществленной форме[11]. Аналогичные доводы приводит и В.В. Витрянский, критикуя отнесение ряда транспортных договоров к договорам на выполнение работ: «Данный признак подрядных договоров не имеет места ни в одном из транспортных договоров по определению, поскольку в ходе транспортировки не создаются материальные ценности либо иной результат, который мог бы быть передан заказчику (грузоотправителю). Предмет большинства транспортных договоров заключается в действиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию) этого процесса. Ни один из транспортных договоров не может быть признан договором подрядного типа»[12].

Однако критерий наличия или отсутствия овеществленного  результата сам по себе весьма ненадежен. Его использование в качестве ключевого признака услуги подвергается справедливой критике, которая основана на анализе п. 2 ст. 779 ГК РФ. А.Ю. Кабалкин отмечает, что «одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств»[13]. Т.Л. Левшина также допускает возможность наличия у некоторых видов услуг материального результата. «Более того, – пишет она, – в рамках одного вида услуги осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь»[14].

Недостатки данного  критерия проявляются и в попытках разграничить договор подряда и  договор перевозки. Удачный пример приводит Ю.А. Романец: «Погрузочно-разгрузочные работы или подъем мебели на десятый этаж жилого дома также направлены на перемещение груза. Однако этот признак не делает указанные обязательства перевозочными»[15]. Приведенный пример наглядно демонстрирует, что и при выполнении работ по договору подряда результат может иметь настолько не овеществленную форму, насколько это имеет место и в договоре перевозки.

Ю.А. Романец видит специфику договора перевозки в использовании при пространственном перемещении грузов или пассажира транспортного средства[16], и с этим трудно не согласиться. Однако он не разграничивает обязательства по выполнению работ и обязательства об оказании услуг, объединяя их в единую классификационную группу обязательств по выполнению работ (оказанию услуг).

Представляется, что в качестве критерия разграничения  работ и услуг целесообразно  использовать предмет деятельности при выполнении работ. В качестве предмета деятельности при выполнении работ могут выступать только вещественные, материальные блага, в то время как при оказании услуг воздействие оказывается на невещественные, нематериальные блага[17].

При таком подходе  к обязательствам об оказании услуг  может быть отнесено обязательство  по перевозке пассажиров, так как  только в рамках данного обязательства  в качестве объекта воздействия при совершении действий по перемещению транспортными средствами выступает нематериальное благо – свобода передвижения, которому корреспондирует личное неимущественное право – право гражданина на свободное передвижение (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Информация о работе Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом