Фондовые биржи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры биржевого рынка, ее назначения; определение понятия и сущности биржи, ее видов и особенностей деятельности; операций на биржах и их функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития бирж и биржевой деятельности…………………………4
2. Товарные биржи как элементы рыночной экономики……………………. 11
2.1. Товарная биржа как часть рынка……………………………………….11
2.2. Организация работы товарных бирж…………………………………...15
3.Фондовая биржа как хозяйствующий субъект современной
рыночной экономики………………………………………………………..19
3.1.Фондовая биржа как экономическая категория…………………………19
3.2.Регулирование деятельности фондовых бирж…………………………..22
3.3. Развитие биржевого фондового рынка наряду с внебиржевым……….23
3.4. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их
совершенствования……………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………… .31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 190.98 Кб (Скачать)

Реальное содержание понятия  «фондовая биржа» в российской и международной

практике существенно  различается. Несопоставимы объемы операций (в России  -

это до 10 или чуть выше этого  количества видов ценных бумаг, обращающихся на

бирже, и до нескольких десятков операций с ними в месяц, неразвитость

материальной, информационной, кадровой, регулятивной и т.п. сторон

деятельности бирж).

К концу 1999 г. в России официально были признаны более 60 фондовых и

товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж, через год  их было 63.

Размеры капиталов данных бирж колебались от 3 до 250 млн. рублей. В Москве

существуют 5-7 наиболее крупных  фондовых бирж (в т.ч. Московская

межбанковская валютная биржа, Фондовый отдел Российской товарно-сырьевой

биржи). В уставных капиталах  бирж значительна доля банковских инвестиций. При

товарных и валютных биржах быстро развиваются фьючерсные и опционные секции.

Биржевые структуры в  России составляют более 40% мирового количества. По 7

фондовых бирж имеют США  и Франция, в Германии и Японии их по 8, в

Великобритании - 6, в Италии - 10. Выделяется в этом плане лишь Индия -

единственная страна в  мире, где функционирует 19 фондовых бирж. Ее рынок

считается рыхлым и разрозненным.

Среди российских фондовых бирж позицию монопольного лидера занимает

Московская фондовая биржа (МФБ). Объемы торгов ценными бумагами на МФБ в 4

раза больше, чем в среднем  по стране. Здесь обращаются наиболее ликвидные

акции. МФБ обладает эксклюзивными  правами на торговлю ценными бумагами

некоторых компаний, имеющих  высокий рейтинг не только у нас, но и за рубежом

(ценные бумаги ОАО  «Газпром» занимают большую долю  в операциях МФБ). Она

стала первой фондовой биржей в России, окупающей свои расходы.

Еще одной крупной биржевой структурой России является Санкт-Петербургская

биржа. Спектр фондовых услуг, представляемый на ней, во многом повторяет

московский набор, но масштабы самих операций, находящихся в  обороте, на

порядок меньше столичных.

Немаловажную роль в формировании биржевого оборота России играет

Екатеринбургская фондовая биржа (ЕФБ). Ее основу составляют областные

краткосрочные облигации  правительства Свердловской области. Ситуация на

местном рынке ценных бумаг  постепенно меняется в сторону корпоративного

сектора. Основной объем  операций приходится на акции РАО  «Газпром», но уже

есть возможность открыть  регулярные торги акциями «Свердловзнерго»,

«Уралтелеком».

В сентябре 1997 года получила лицензию на право деятельности Российская биржа

ценных бумаг (РБЦБ). РБЦБ своей главной целью считает  инвестирование всех

заработанных ею денег  в создание превосходно работающей инфраструктуры, через

которую можно торговать любыми финансовыми инструментами. Среди участников

РБЦБ находятся крупные  инвестиционные компании («РИНАКО Плюс», «Аналайз») и

банки («Инкомбанк», «Российский  кредит»).

Российский биржевой рынок  ценных бумаг не составляет единого  целого. Он

разделен на региональные замкнутые анклавы, не имеющие достаточных связей для

безопасного перемещения  ценных бумаг и денежных средств, связанных с ними.

Более 90% видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки в июне

1999г., котировались только  на одной бирже. Все эти бумаги  обращаются в

пределах собственного региона, и средства инвесторов оказываются заперты или

выкачиваются на финансовые рынки Москвы по банковской сети, минуя  РЦБ.

И это лишь одна из проблем. Финансовый кризис 1997-1998 гг. выявил основные

недостатки российского  фондового рынка: спекулятивный  характер подавляющего

числа операций, незаинтересованность российских эмитентов в выходе на рынок,

неоправданно высокую  долю крупных пакетов акций в  капиталах эмитентов,

неиспользование возможностей рынка по привлечению капиталов  под инвестиции,

слабую вовлеченность  в работу на рынке ценных бумаг  отечественных частных

инвесторов, чрезвычайно  большую долю иностранных инвестиций на российском рынке

акций.[23]

     Попытка сделать  фондовый рынок сразу высокопрофессиональным, использующим

только высокие технологии (бездокументарную форму акций), практически

вычеркнула из оборота  документарную (бумажную) форму акций. Но из-за этого от

деятельности на ФБ отстранили физическое лици, массового инвестора, который без

реальной, ликвидной ценной бумаги, которую «можно подержать  в руках», свои

кровные на фондовый рынок не принесет. Таким образом, в общей структуре рынка

ценных бумаг России практически  отсутствует необходимая составная  часть рынка -

оборот документарной  формы корпоративных акций среди  физических лиц. Выпуск

акций в документарной  форме может оказаться действенным  инструментом

привлечения средств населения  для инвестирования производства, которое  так в

нем нуждается. Выпущенные в документарной форме акции, выступая в определенных

случаях средством платежа, могут, к тому же, ослабить давление на финансовую

систему страны. [13]

В результате вхождения России в мировую экономическую и  финансовую систему

уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних воздействий  значительно

возрастет. Необходимо исследование проблем безопасности рынка, выработка

концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению  на основе

анализа зарубежного и  отечественного опыта. Причем акцент стоит  делать не на

принципе саморегулирования, а на государственном регулировании

функционирования рынка. Ведь в развитых странах он формировался десятки лет и

постепенно сложилась  стройная и надежная система его  безопасности. Так,

система регулирования и  обеспечения безопасности рынка  ценных бумаг США

начала активно создаваться  после финансового кризиса в 1933-1934 гг., когда

был принят ряд законов. В  течение длительного времени  она совершенствовалась

и в последнее время  приобрела в большей степени  саморегулируемый характер.

[21] Так что не стоит  пренебрегать всем долгим путем  развития, пытаясь сразу

добиться формирования саморегулирования, для которого почва, в частности

законодательно-правовая еще  не подготовлена.

     Рынок ценных  бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной

экономике. Сложность отношений  на рынке, его масштабность, присущие ему

повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов)

обусловливают необходимость  принятия детальных стандартов и  правил работы на

рынке. Поэтому В период становления нашего рынка необходимо повышать роль

государства и его органов  в области регулирования и  обеспечения безопасности.

Государство должно формировать  законодательную и нормативную  базу

функционирования рынка, организовывать систему правоприменения и выполнять

регулирующую функцию. Объединение  усилий в деятельности государственных  органов

и разграничение полномочий крайне важны для национальной и экономической

безопасности рынка ценных бумаг.

     Повышенное  внимание должны привлечь такие  правонарушения, как мошенничество,

манипуляции с ценными  бумагами, которые в настоящее  время составляют львиную

долю. Отечественная и  зарубежная практика накопила значительный опыт

выявления, предотвращения и пресечения различных мошеннических  схем и операций

со всеми инструментами  рынка ценных бумаг. Это требует  заключения соглашений с

регулирующими и правоохранительными  органами различных стран и организации

взаимодействия в этой сфере.

Однако значительную роль в обеспечении экономической  безопасности рынка

ценных бумаг играют и  конкретные участники: банки, акционерные  общества,

инвестиционные фонды  и компании, индивидуальные инвесторы. Цели и выполняемые

функции каждого субъекта рынка по обеспечению в первую очередь собственной

безопасности при работе с ценными бумагами различаются  по объемам и

содержанию. Созданные ими  службы безопасности разрабатывают  меры для защиты

своих интересов на этом рынке в зависимости от степени  участия и спецификации

субъекта.

Государство же должно сделать  все, что способствует легализации  доходов и

прибылей компаний, снижению доли «теневой экономики», существующей на любом

предприятии. В противном случае «теневое» перераспределение денежных средств

в экономике приведет к  такому перераспределению собственности, которому

фондовый рынок не нужен  в принципе.

     Необходима  система взаимодействия органов  государственного регулирования

фондового и срочного рынков, программа антикризисного регулирования  рынка.

Стоит уделить больше внимания рынку производных финансовых инструментов

(фьючерсы, опционы и пр.), позволяющему эффективно управлять ценовыми рисками в

экономике. Развитие данного  рынка является важным фактором стабильности и

повышения инвестиционной привлекательности  российской экономики в целом  и

фондового рынка в частности.

     За прошедшее  время на российском рынке  ценных бумаг и срочном рынке  произошли

очевидные позитивные изменения: появление основ законодательной и

нормативно-правовой базы, а  также инфраструктуры рынка ценных бумаг и срочного

рынка, создание развитого  инструментария, расширение участия  в операциях на

российском рынке отечественных и иностранных инвесторов, появление различных

категорий участников рынка, объединений профессиональных участников и т.д.

Еще одна проблема – необходимость  того, чтобы на рынке обращались акции

средних и мелких предприятий, что будет способствовать стабилизации фондового

рынка и экономики в  целом. Проблема может быть решена с созданием региональной

торговой системы: биржа, депозитарий, система раскрытия  информации и т.д.

     Эта ситуация  выявляет, видимо, основную, глубинную  проблему развития

фондового рынка и экономики  России в целом - отсутствие у политиков  и

управленцев всех уровней  представления об экономике как  о системе, в которой

должен быть полный набор  правильно организованных составляющих, и отсутствие

хотя бы одного элемента останавливает работу всей системы. Развитие рыночных

отношений в товарной сфере - только один, и далеко не самый главный  элемент

рыночной экономической  системы. Рынок ценных бумаг сам  по себе - не самый

главный элемент, но без него не будет работать вся система.

Отсутствие системы раскрытия  информации о российском эмитенте ценных бумаг,

которая могла бы быть рекомендована частным эмитентам, привлекающим

инвестиционный капитал  на международных рынках, является одной из проблем,

существенно ограничивающих возможности российских предприятий  по привлечению

зарубежного инвестиционного  капитала. Вместе с тем, компании, привлекающие

инвестиционный капитал  и затрачивающие большие средства на преодоление

«языкового барьера», приобретают  положительный имидж в глазах инвесторов и,

последовательно проходя  этапы все более полного раскрытия  информации о себе,

могут привлекать значительные ресурсы для развития своего бизнеса. Однако

такой механизм доступен лишь немногим, как правило, крупным компаниям. К

сожалению, и они не используют этот механизм в полной мере из-за отсутствия

государственных гарантий достоверности  информации о финансовой и

хозяйственной деятельности.

Первой задачей (наименее сложной), которую необходимо решить, должна стать

выработка рекомендаций и  методик раскрытия информации и  размещения ценных

бумаг как для размещения их российскими эмитентами на различных зарубежных

рынках, так и для иностранных  эмитентов ценных бумаг при их размещении в

системе национального рынка.

Законодательство РФ не содержит специальных нормативных актов, регулирующих

порядок регистрации выпусков ценных бумаг иностранных эмитентов  для

размещения и обращения  на территории РФ. Экономическая причина  состоит в том,

что законодательной и  исполнительной властью в качестве первоочередной задачи

в области регулирования  фондового рынка рассматривается  задача по привлечению

и правовой защите иностранных  инвестиций и инвесторов. Вопрос же о развитии

правовой базы для иностранных  эмитентов ценных бумаг, т.е. лиц, привлекающих

инвестиционный капитал  в Российской Федерации, в лучшем случае не

воспринимается как первоочередной. Между тем, успех программы восстановления

российской экономики  напрямую связан с процессом инвестиций в промышленные

комплексы стран СНГ, крайне желательным механизмом реализации которого было

бы построение рынка «международных» инвестиционных инструментов в рамках

фондового рынка РФ.

Российское законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, требует

существенной доработки, как минимум, в части определений  ценных бумаг и

адаптации модели акционерного общества, без чего правоотношения по ценным

бумагам иностранных юридических  лиц, учрежденных в странах, придерживающихся

или содержащих элементы англо-американской системы права, не могут быть в

полной мере описаны и  адаптированы в рамках действующей  модели.

Информация о работе Фондовые биржи