Современная государственная региональная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем и особенностей региональной политики в регионах России.
Для достижения цели курсовой работы, определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать региональную политику её элементы и особенности.
2.Проанализировать содержание региональной политики в программных документах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………………… 6
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах………………………………………………………………. 12
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной политики………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН.……….22
2.1. Региональная политика - инструмент разрешения пространствен-ного развития……………………………………………………………. 21
2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики…………… 25 2.3. Региональная политика Новгородской области...............................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Региональная политика – составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Она охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Составная часть политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации.

Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путем компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства.

Сделанный на заре реформ 90-х годов прошлого века выбор элиты в пользу преобразования государственного устройства страны федеративное подвергается ревизии, выражающейся в ослаблении федеративных шагов организации государственной власти и в усилении ее унитарного начала, следствием чего становится институциализация некоего гибридного режима, называемого «унитарным федерализмом».

В сфере собственно региональной политики это повлекло за собой определенную последовательность шагов: от установления субординационных отношений между «центром» и регионами к повышению управляемости последних, требующей их укрупнения как объектов управления, за коим (укрупнением) следует выстраивание их иерархии, что в конечном счете содействует усилению централизации власти.

Избранный федеральной властью курс на возврат к жесткой централизации государственного управления на фоне небывалого увеличения находящихся в распоряжении «центра» финансовых ресурсов оживил «механизмы наследственности» и породил попытки реанимации (пусть и субъективно «творческой») ряда характерных для советского периода подходов к территориальному развитию (в частности, — директивно-плановых схем размещения производительных сил).

Отмеченное изменение конфигурации властных полномочий зиждется на распространенном и уходящем корнями в далекое прошлое убеждении в том, что Россия всегда строилась вокруг жесткой иерархии исполнительной власти и по-иному управлять регионами нельзя. Однако достойный ответ на вызовы современному развитию страны, как представляется, связан именно с преодолением этого застарелого стереотипа.

Пора прервать траекторию бесконечного восхождения по спирали укрепления «вертикали власти» и отказаться от претензий на управление регионами, рассматриваемыми в качестве подчиненных «центру» административно-территориальных единиц; ставку необходимо сделать на развитие федеративных отношений, построенных на принципах разграничения предметов ведения и полномочий и равноправного взаимодействия федеральных и региональных властей в сферах их совместной компетенции.

Требуется вывести государственную региональную политику из ее нынешнего состояния хаотично складывающейся практики и придать ей качества целостной системы спланированных, целенаправленных, рассчитанных на перспективу, согласованных, ресурсно обеспеченных, ситуативно разнообразных, транспарентных и легитимных специальных государственных воздействий на территориально опосредованные социально-экономические процессы исходя из общегосударственных интересов.

Назрела необходимость смены модели централизованного вложения средств Федерального бюджета в отсталые экономику и социальную сферу регионов на модель их сопряженного с интересами бизнеса саморазвития, необходимые условия для которого «центр» сможет обеспечивать, осуществляя общесистемную региональную политику, направленную на создание общих предпосылок, благоприятствующих прогрессу регионов, а также проводя селективную региональную политику, сражающуюся в целенаправленном влиянии на определенные территории страны, воздействии на складывающиеся в них конкретные социально-экономические и экологические ситуации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Официальные и нормативные материалы

1.      Конституция Российской Федерации.-М.:АСТ, 2006.–64с.

2.      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 –ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 40. -Ст. 3822.

3.      Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в российской федерации» от 03.06.96 № 803.[Электронный ресурс] Режим доступа// http://bestpravo.ru/fed1996/ data 04/ tex17860.htm

4.      Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012» от 17 ноября 2008 № 1663 – р. (с изменениями на 14 декабря 2009 года) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://docs.kodeks.ru/document/902130221

5.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)[Электронный ресурс] Режим доступа // http://base.garant.ru/186247/

 

Монографическая и учебная литература

6.      Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода/ Н. В. Зубаревич- М.: УРСС, 2007. - 465 с.

Статистические материалы

7.      Чепалыга А. Л. Регионы России: справочник / Чепалыга А.Л., Чепалыга Г.И. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 100с.

 

Публикации периодической печати

8.      Климов Е. Ассиметрия пространственного развития страны и подходы к реабилитации проблемных регионов/Е. Климов// Российский экономический журнал. -2006. -№ 7 – 8.- С.93 – 97.

9.      Кукол Е. Закон Омска Герман Греф советует использовать юбилеи городов для привлечения в регионы инвесторов/Е. Кукол. // Российская газета - Федеральный выпуск №4414 2007 14 июля.

10. Лексин В. Региональная диагностика /В. Лексин // Российский экономический журнал. -2003. -№ 9-10. -С.22 – 28.

11. Назаров В, Стародубровская И. Опыт региональной экономической политики: от антикризисной политики к политике модернизационной? В. Назаров, И. Стародубровская [Электронный ресурс] Режим доступа //http:// www.ippnou. ru/print/ 008581/

12. Резников Л. К оценке грядущих изменений в политической системе страны/ Л. К. Резников// Российский экономический журнал. -2004. -№ 11-12. -С. 118 – 120.

13. Чернова Л. Методы анализа и регулирования пропорций регионального развития/ Л. Чернова// Экономист. - 2009. - № 7. - С.66-79.

14. Шапошников А. В. Модели региональной политики и их эволюция/ А. В. Шапошников// Вестник Московского университета. Серия12. Политические науки. - 2008. - № 4. - С.96-98.

15. Швецов А. Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи системной модернизации./А. Швецов. Российский экономический журнал.- 2007 - № 11 - 12. -С.20 – 61.

16. Швецов А. Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация/ А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2009. - № 7-8. - С.65-87.

17. Швецов А. Пространственные параметры муниципальных образований: постсоветские «качели» и экономические основания рационализации/ А. Швецов.// Российский экономический журнал. - 2007. - № 3. - С.36 – 63.             

18. Швецов А. Соотношение и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения/ А. Швецов // Российский экономический журнал. - 2006. - № 5-6.- С.22 - 30.

19. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения/А. Швецов// Российский экономический журнал -2006. -№ 6. - С. 14—18.

20. Швецов А., Андреева Е. Управление социально- экономическими системами: развертывание методологических и прикладных исследований (к 30-летию Института системного анализа РАН)/ А. Швецов, Е. Андреева. // Российский экономический журнал. -2006. - № 3. –С.12 – 18.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

              Таблица 1.

Антикризисные приоритеты федерального центра. [17,с. ].

 

 

Доля в совокупной помощи федерального центра регионам, %

Доля в общем объеме "антикризисной" помощи федерального центра регионам в 2009 г., %

Номинальный темп роста в 2009г., в % от уровня 2008 г.

2008

2009

1. Итого: антикризисные приоритеты

25,3

46,8

100,0

356,9

1.1. Обеспечение сбалансированности региональных бюджетов

4,9

19,3

41,3

546,0

1.1.1. Дотация на сбалансированность

3,4

10,2

21,9

416,8

1.1.2. Бюджетные кредиты

1,5

9,1

19,4

839,0

1.2. Поддержка занятости

3,0

7,0

15,0

321,1

1.2.1. Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда

0,0

1,9

4,1

-

1.2.2. Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства

0,3

1,0

2,1

524,8

1.2.3. Субвенции в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий

2,8

4,1

8,8

206,8

1.3. Поддержка ранка жилья

6,6

10,1

21,5

211,0

1.4. Поддержка отечественного машиностроения

0,0

1,1

2,2

-

1.5. Поддержка сельского хозяйства

5,4

4,8

10,3

123,2

1.6. Обеспечение выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

5,27

5,54

11,9

145,9


 

 



47

 

Показатели

Северо-западный регион

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

Калининградская область

Обеспеченность населения территорией

21

12

12

65

60

13

ВРП на одного жителя

87

103

83

67

50

64

Основные фонды экономики на одного

82

77

115

72

77

63

жителя

86

93

110

83

37

47

Продукция промышленности на одного

59

-

167

112

118

66

жителя

93

116

62

76

61

71

Продукция сельского хозяйства

103

100

159

103

32

75

на одного жителя

111

160

46

68

47

76

Розничный товарооборот на одного

91

113

62

77

57

70

жителя

130

134

182

60

37

149

Информация о работе Современная государственная региональная политика России