Современная государственная региональная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем и особенностей региональной политики в регионах России.
Для достижения цели курсовой работы, определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать региональную политику её элементы и особенности.
2.Проанализировать содержание региональной политики в программных документах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………………… 6
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах………………………………………………………………. 12
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной политики………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН.……….22
2.1. Региональная политика - инструмент разрешения пространствен-ного развития……………………………………………………………. 21
2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики…………… 25 2.3. Региональная политика Новгородской области...............................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Таким образом, «миссия государства должна состоять в том, чтобы, «развязав руки» сильным регионам, активнее помогать слабым».[13,с.96].

 

2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики

 

Для России как федеративного государства основным типом объектов воздействия со стороны «федерального центра», конечно, являются субъекты России. Однако большое их число и беспрецедентная их неоднородность не позволяют федеральной власти (отнюдь не располагающей безграничными ресурсными возможностями) оказать поддержку всем им без исключения, то есть вынуждают ее проводить избирательную региональную политику, прибегая при отборе конкретных объектов поддержки к сравнительной оценке уровней (потенциалов) развития регионов. В результате контрастное их множество может быть подразделено на более или менее однородные группы, что облегчает отбор, о котором идет речь, но, разумеется, снимает проблему.

В последнее время в силу разных причин объектный состав государственной региональной политики трансформируется, что обусловило соответствующие изменения в Конституции России. Речь в данном случае идет о предпринимаемых с начала нынешнего десятилетия действиях федеральной власти по укрупнению региональных объектов госрегулирования.

Так, «все субъекты России оказались сгруппированными в семь федеральных округов, был запущен процесс слияния ряда субъектов России в новые административно-территориальные образования, последовательно сокращалось общее число федеральных целевых программ регионального развития при расширении территориальных зон охвата некоторых из них». [24, с.40].

Наконец, в полном согласии с курсом на укрупнение объектов зональной политики на самом высоком уровне стали высказываться предложения о необходимости разработки концепции «макрорегионов России».

Нынешняя государственная региональная политика тяготеет преимущественно к макрорегиональным объектам, процессам и пропорциям. Между тем территориальная действительность современной России не может быть ни объективно оценена, ни изменена к лучшему без должного внимания к муниципальному уровню, представленному различными типами поселений. Думается поэтому, что региональную политику в известной мере следовало бы обогатить «микроскопическим» взглядом на процессы территориального развития, протекающие в рамках муниципальных образований. Именно этот многочисленный класс маломасштабных (локальных) территориальных систем наиболее полно вбирает составляющие циклов воспроизводства социального, хозяйственного, финансового и других видов потенциалов жизнедеятельности страны в целом и ее отдельных частей. Вне пределов поселений оказывается только природно-ресурсный потенциал (нефть, газ, руды, лес и т.п.), составляющий основу нынешнего индустриального уклада экономики. И не случайно характерными для последнего объектами региональной политики являются крупные, превышающие поселенческий масштаб, территориальные образования, размеры которых позволяют лучшим образом организовывать и регулировать процессы, связанные с использованием различных видов природных ресурсов. Однако намечаемый властями переход к постиндустриальному укладу экономики вкупе с прогнозируемым снижением роли природно-ресурсного потенциала с неизбежностью повлечет за собой фокусирование региональной политики на локальных территориях (в первую очередь — на городских и иных поселениях), в пределах которых сосредоточен инновационный потенциал будущей «экономики, основанной на знаниях». Образно говоря, смена экономических укладов будет сопряжена в региональной политике с переходом от регулирования «по площадям» к регулированию «по точкам».

Определенные признаки подобного смещения акцентов в регулятивных воздействиях наблюдаются уже сейчас, когда в качестве объектов федеральной региональной политики выступают локальные территориальные образования муниципального уровня.

Речь идет о таких объектах, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды, «шахтерские» города и поселки, особые экономические зоны. По каждому виду этих объектов создана федеральная нормативная правовая база, вопреки общему правилу допускающая непосредственное (через «голову» региональных властей) взаимодействие «центра» и местных органов власти, принимающее различные формы — от введения на муниципальных территориях особых правовых режимов (например, в налоговой сфере) до федеральных программ прямого субсидирования. [13,с.93]

 

2.3. Региональная политика Новгородская область

 

Область расположена в северо-западной части России, на пересечении автомобильных, железнодорожных, воздушных и транспортных путей, связывающих Санкт-Петербург, Москву и страны Балтии. На территории области площадью 55.3 тыс. кв.км проживает 739.3 тыс. жителей. Горожане составляют 71% всего населения. В состав области входит 21 район и 10 городов, три из которых областного подчинения, 22 поселка городского типа и 272 сельские администрации. Административным центром области является Новгород - древнейший город, основанный в 859 году, исторический центр русской государ­ственности и культуры. Это город - музей, известный всему миру уникальными памятниками зодчества, иконописью, знаменитый фресками и археологическими находками. В 1992 году решением ЮНЕСКО памятники Новгорода отнесены к всемирному наследию. Область имеет выгодное геополитическое положение, обусловленное однородным составом населения (95 % русские), отсутствием националь­ных проблем и конфликтов, удаленностью от “горячих точек”, богатым природным потенциалом.

Более половины ее территориии занимают леса, с преобладанием лиственных пород. Комплексное использование лесных ресурсов признано одним из основных направлений структурной перестройки экономики области.

Область располагает значительными запасами глин, известняков, песчано-гравийных материалов, древесины, торфа, сапропелей, водными и рыбными ресурсами. В ходе геологического изучения региона выявлены территории, перспективные на поиск нефти, газа, алмазов. Уникальные лечебные и рекреационные ресурсы, включающие в себя озеро Ильмень, минеральные и родоновые источники, лечебные грязи (курорт в г.Старая Русса), Государственный национальный заповедник в Валдайском районе с кемпингами и зонами отдыха привлекают внимание россиян и иностранных гостей. Область располагает весомым кадровым и научным потенциалом. Численность трудоспособного населения составляет около 410 тысяч человек, средний возраст работающих - 39 лет. Из их числа более половины имеют высшее и среднее образование.

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, в средних специальных учебных заведениях преподают 100 докторов и кандидатов наук. На ряде промышленных предприятий области имеются научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения. С начала текущего года в экономике области растут объемы промышленного производства: 1 квартал – 103,5%, 2 квартал – 106,5%, первое полугодие – 105,4% (РФ – 100,2%).

За 7 месяцев текущего года промышленными предприятиями области произведено продукции и оказано услуг промышленного характера на 3,7 млрд. рублей – 105,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе по крупным и средним предприятиям – 103,2%. Выпуск продукции увеличился: в химической – 108,9%; пищевой – 128,6%; мукомольной промышленности – 130,4%; в машиностроении – 109,9%; электроэнергетике – 104,4% и полиграфии – 118,8%. Впервые за последнее время отмечен прирост валовой продукции сельского хозяйства. Всеми категориями хозяйств области за 7 месяцев т.г. произведено валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на сумму 444.9 млн.рублей - 103,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года увеличился выпуск продукции птицеводства: яиц – в 2,1 раза, мяса птицы – на 24,7%, выросла производительность крупного рогатого скота. Реализация овощей всеми категориями хозяйств увеличилась на 5 процентов.

Ведущие позиции в выпуске продукции принадлежат химической промышленности, машиностроению, электроэнергетике, лесопромышленному комплексу, пищевой промышленности. Область входит в зону российского льноводства и имеет богатые традиции его возделывания и обработки.

Основными партнерами в сфере экспорта со странами дальнего зарубежья являются: Китай - 41%, Финляндия - 19%, Латвия - 14 %, Германия - 9 %, Великобритания - 8%, США - 6 %. Экспортные поставки в страны СНГ составляют 13,2% от общего объема экспорта области. В структуре экспорта на протяжении ряда лет существенных изменений не происходит, и основной товарной направленностью в 1997 году оставалась продукция химической промышленности (67.5%), древесина и изделия из нее (16.5%), машины, оборудование и транс­портные средства (7,9%).

Что касается региональной политики, то Новгородская область характеризуется осмысленной и целенаправ­ленной региональной политикой, что неоднократно констатировалось в иностранных деловых и дипломатических кругах.

В основе этой политики понимание основной задачи социального государства - обеспечение роста качества жизни населения через создание благоприятных условий для контролируемого и управляемого развития эффективного бизнеса.

Основные черты и контуры этой политики:

- Ставка на “собственные силы”, самостоятельность экономической политики при доброжелательном отношении федерального центра.

- Отсутствие иллюзий по поводу возможностей возрождения “старой” промышленности и традиционных (на базе бывших колхозов и совхозов) сельскохозяйственных предприятий. Ставка на создание новых предприя­тий малого и среднего бизнеса.

- Четкая стратегия в последовательности подъема экономики: пищевая и перерабатывающая промышленность - легкая промышленность - машиностроение, промышленность высоких технологий. Ставка на быстро окупающиеся (4-5 лет) проекты.

- Активный поиск и привлечение инвесторов.

- Отсутствие иллюзий относительно возможности быстрого прихода отечественного капитала. Ставка на зарубежных инвесторов. (“Пусть хоть 100% инвестиций будут иностранными!”).

- Создание максимально благоприятных условий для инвестиций в реальный сектор экономики с ориентацией на выигрыш в перспективе (через 4-5 лет), даже ценой определенных потерь сегодня.

- Ориентация на программно-целевое управление и жесткое “сопровождение” администрацией перспективных (одобренных ею!) инвестиционных проектов. Наличие “портфеля инвестиционных проектов” для будущих инвесторов (сегодня в “портфеле” более 400 проектов).

- Установка на работу в рамках действующего федерального законодательства. (“Наивно сидеть и ждать появления идеальных законов”).

- Либеральный стиль работы правоохранительных органов в отно­шении нарушений, неизбежных в условиях несовершенного законодатель­ства.

- Понимание того, что целенаправленная и долговременная политика может проводиться только объединенными усилиями всех ветвей и структур областной власти (“командой”) при конструктивном взаимо­действии с федеральным центром и в условиях “социального мира” в области.

Первый этап осуществления региональной программы включил в себя формирование “команды” губернатора, накопление опыта и организацию взаимодействия с деловыми и общественными кругами. На втором этапе предпринят прорыв в плане повышения инвестиционной привлекательности региона:

-          принят ряд областных законов о налоговых льготах для перспек­тивных инвестиционых проектов;

-           проведена  (областным законом)  налоговая  амнистия (в рамках платежей в областной  и  местные  бюджеты)  для  предприятий, получивших инвестиционные кредиты под перспективные проекты;

-          создан областной бюджетный фонд для страхования инвестиционных рисков в обеспечение кредитных гарантий областной админи­страции.  (объем  в 2007 г.- 30 млн.руб.,  в 2009 г.- 100 млн.руб.);

-          введены налоговые льготы для банков по налогу на прибыль со средств, направленных на инвестиции в областную экономику;

-          принят  областной  закон  “О  консервации  основных  фондов”.

Кроме того, в области разработана политика в отношении избыточных земельных площадей и основных фондов, которые выводятся в резерв областной администрации (“Областной фонд неликвидного имущества”), в то время как  предприятия освобождаются от налогов на них. В то же время, для повышения доверия инвесторов максимально открыта инфор­мация о состоянии и ходе исполнения областного бюджета.

В области сформиро­ван и запускается механизм фактически вторичного земельного рынка для иностранных инвесторов, разрабатываются (в сотрудни­честве со шведскими правительственными организациями) земель­ный и лесной кадастры.

Более того, создана инфраструктура обеспечения и поддержки бизнеса вообще и малого  предпринимательства, в частности:  ОА “Новгородский бизнес-парк”,”Новгородский технопарк”, Новгородская лизинговая компания”, “Учебно-деловой  центр малого предпринимательства”, “Международная школа бизнеса”  и др.  Всего более 50 объектов инфраструктуры.

Регулирование иностранных инвестиций

Инвестиционная политика области нашла отражение в региональном законе “Об инвестиционной деятельности в Новгородской области,” принятом в Мае 1998 г. Закон позволил свести все “правила игры” для инвесторов воедино и в целях создания режима наибольшего благоприятствования, установления дополнительных гарантий для организаций, внедряющих инвестиционные проекты, гарантирует неухудшеине зафиксированных на начало осуществления инвестиционного проекта условий деятельности.

На  современном  этапе продолжается  и  углубляется  работа по повышению инвестиционной привлекательности региона:

·         увеличивается объем налоговых льгот предприятиям по перспек­тивным инвестиционным проектам путем возврата им из област­ного бюджета части платежей в федеральный бюджет по НДС и налогу на прибыль (сегодня объем льгот для отдельных предпри­ятий достигает 50% суммарных налоговых платежей с юриди­ческих и физических лиц предприятия. Суммарно объем льгот выше, чем в Калининградской области с ее свободной зоной “Янтарь”)2;

·         проводится  независимое  аудиторское  обследование  состояния областного бюджета, результаты которого доводятся  до сведения потенциальных инвесторов;

·         ведется работа по созданию локальных зон экономического благо­приятствования в 4-х депрессивных  районах области (здесь все коммерческие предприятия, кроме торговых, полностью освобожда­ются от налогов);

Информация о работе Современная государственная региональная политика России