Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблем и особенностей региональной политики в регионах России.
Для достижения цели курсовой работы, определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать региональную политику её элементы и особенности.
2.Проанализировать содержание региональной политики в программных документах
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………………… 6
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах………………………………………………………………. 12
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной политики………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН.……….22
2.1. Региональная политика - инструмент разрешения пространствен-ного развития……………………………………………………………. 21
2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики…………… 25 2.3. Региональная политика Новгородской области...............................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41
· для повышения объективности оценок и планирования использования земельных участков начата разработка геоинформационной системы, включающей земельный, природно-ресурсный, водный и лесной информационные слои;
· активизируется работа с потенциальными инвесторами, вводится полное освобождение банка от областной доли налога на прибыль при условии, что более 20% его активов идет на кредитование областных инвестиционных проектов, одобренных администрацией;
· активизируется поддержка малого предпринимательства (в 1996-97 гг. на эти цели из бюджета области и внебюджетных источников направлено около 40 млрд.руб.);
· Новгородской Думой принят закон “О налоговых льготах предприятиям и организациям,” по которому предприятия освобождаются от уплаты всех налогов в областной бюджет до полной окупаемости вложенных средств;3
· в случае принятия принципиального решения об осуществлении особо важных проектов Администрация области готова предпринять конкретные шаги по созданию на территории данного предприятия (существующего или вновь созданного) свободной таможенной зоны производственного типа, что позволит по аналогии с уже существующими прецедентами освободить от таможенных пошлин и других платежей ввозимые из-за границы компоненты и вывоз готовых изделий на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза);
· начинается создание сельскохозяйственных корпораций (мясное птицеводство).
Результаты такой политики уже налицо. Область занимала по своему ресурсному потенциалу 63-е место в Российской Федерации (из 89 возможных). Сегодня параллельно с существовавшей “старой” экономикой (включающей около полутора десятков предприятий ВПК, из которых нормально работают 3-4, и около 200 традиционных сельскохозяйственных предприятий на базе бывших колхозов и совхозов, из которых рентабельны 4) построена, преимущественно с нуля, “новая” экономика.
Ежегодный рост объемов иностранных инвестиций в экономику области характеризуется следующим рядом: 3,5 млн.долларов США в 1994 году, 51,3 млн. долларов в 1995 году, 148 млн.долларов в 1996 году, 95.7 млн.долларов в 1997 году и примерно столько же в 1998 году. Новгород занимает 6-е место в России по объему иностранных инвестиций и 2-е место после Москвы по объему инвестиций на душу населения. Доля иностранных инвестиций в основном капитале за счет всех источников составила 36.6% , по России она составляет 4%. Таким образом, недавно отсталая и дотационная область уверенно движется к бюджетной самодостаточности и в недалеком будущем может пополнить число “доноров” федерального бюджета.
Внешнеэкономические связи области
Конституцией Российской Федерации предусмотрен ряд вопросов, которые находятся в исключительном ведении Федерации и в совместной компетенции с субъектами Федерации.
В ст.71 Конституции РФ отражен тот факт,что внешнеэкономические отношения имеют и Федерация в целом, и ее субъекты. Естественно, что такие отношения, когда в них выступает Федерация в целом, - предмет ее ведения, а отношения, участниками которых являются субъекты Федерации, - предмет ведения каждого из них. С учетом последнего обстоятельства, как и в сфере внешнеэкономических отношений, на Федерацию возложена координация внешнеэкономических связей субъектов Федерации.
Федеральное регулирование
В развитии системы регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации можно выделить два основных этапа: этап регулирования ВЭС с помощью преимущественно ограничительных мер - нетарифных и тарифных и этап преимущественно экономических мер регулирования ВЭС .Изменение системы регулирования внешнеторговых операций в направлении либерализации сопровождается развитием системы государственного контроля за их осуществлением. Особое внимание уделяется соблюдению таможенных правил, своевременному поступлению валютной выручки при экспорте и ввозимых товаров - при импорте; усиливается роль предшествующего контроля, осуществляемого до начала проведения экспортно-импортных операций.
Региональные меры
1. Развитие регионального экспорта
В данное время в Новгородской области региональное развитие экспорта проводится по следующим направлениям:
- Предоставление экспортного потенциала области на различных международных выставках и ярмарках.
- Проведение семинаров и конференций для предприятий-экспортеров и других заинтересованных организаций с привлечением зарубежных специалистов по вопросам в области экспорта.
- Ознакомление предприятий области с коммерческими предложениями зарубежных партнеров о сотрудничестве.
2. Финансирование экспорта - политика субсидий и поддержки
Принятая Правительством РФ 8 февраля 1996 года “Федеральная программа развития экспорта” предусматривает комплекс экономических, организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта. Однако из-за отсутствия необходимых средств Программа не выполняется.
В Новгородской области аналогичная программа не принята и финансирование экспорта, политика субсидий из-за недостатка средств отсутствуют.
происходит нарушение прав субъекта Российской Федерации при регистрации организаций с иностранными инвестициями, а также изменений и дополнений в учредительные документы.
На базе Новгородского информационно-аналитического центра действует региональный центр по учету, регистрации и правовой охране информационных ресурсов и ОИС. Вопросами правовой охраны объектов промышленной собственности и авторского права занимаются Новгородская торгово-промышленная палата, Новгородский центр научно-технической информации, Новгородский научно-координационный центр, Северный филиал центра по поддержке малого предпринимательства, Новгородский бизнес парк, Новгородское представительство Российского авторского общества.
В соответствии с решением Совета главных конструкторов информатизации регионов РФ в Новгородской области проводятся опытные работы по созданию региональной инфраструктуры, нормативных правовых документов, методических материалов по введению в хозяйственный оборот ОИС и информационных ресурсов; при Администрации области создана соответствующая рабочая группа.
Совместно с Северо-Западным страховым альянсом предпринимаются шаги по развитию региональной системы страхования ОИС и информационных рисков. В договорных отношениях, в том числе с зарубежными структурами, органы управления и конкретные предприятия области используют общепринятые международные нормы по защшите прав на ОИС. Спорные вопросы обеспечения прав решаются Высшей патентной палатой Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Все эти факты подтверждают серьезное отношение Администрации области к вопросам обеспечения прав на ОИС, которые рассматриваются нами в качестве одной из основных составляющих цивилизованного рынка.
3 Региональная политика в области конкуренции конкуренции в Новгородской области.
С этой целью проекты нормативных актов органов исполнительной власти проходят экспертизу и согласование в Новгородском территориальном управлении Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (далее антимонопольном управлении). Кроме этого, осуществляются систематические проверки актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления. Так, в Новгородской области практически отсутствуют такие действия органов управления, ограничивающие конкуренцию, как:
- введение ограничений на создание новых хозяйствующих объектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливаать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров;
- необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- необоснованное препятствование отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
4. Снижение барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок
Эта цель достигается с помощью:
- создания благоприятного инвестиционного климата, основанного на областном Законе “Об инвестиционной деятельности в Новгородской области” с последующими изменениями и дополнениями;
- упорядочения и ускорения процедур регистрации хозяйствующих субъектов и лицензирования различных видов деятельности;
- размещения на протяжении последних двух лет государственных заказов на приобретение продукции и услуг за счет средств областного и местных бюджетов на конкурсной основе, что привлекает на рынки Новгородской области новых участников рынка;
- предоставления поручительств Администрации области на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.
в. Установление экономической справедливости на товарных рынках
Это достигается за счет:
- предоставления льгот и преференций не отдельным хозяйствующим субъектам, а их категориям; и
- создания в области равных экономических условий для иностранных и отечественных инвесторов.
Регулирование деятельности естественных монополий
С этой целью регулируется деятельность естественных монополий как федерального уровня, так и локальных монополий. В частности, регулирование цен и товаров на продукцию естественных монополий в Новгородской области осуществляется Региональной энергетической комиссией и Управлением ценовой политики области при участии Новгородского антимонопольного управления.
Государственный контроль за концентрацией на рынках при приобретении акций, создании и ликвидации хозяйствующих субъектов
С этой целью осуществляется контроль за:
- созданием, слиянием и присоединением крупных коммерческих организаций и их объединений;
- приобретением крупных пакетов акций (долей);
- получением в собственность или пользование значительной части основных средств и активов крупных хозяйствующих субъектов;
- приобретением прав, позволяющих определить условия ведения предпринимательской деятельности крупных хозяйствующих субъектов.
В процессе контроля проводится анализ влияния совершенных действий и сделок на конкурентную среду на товарных рынках, в случае необходимости выставляются требования, направленные на обеспечение конкуренции.
Кроме этого, ведется и систематически обновляется Государственный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на товарных рынках Новгородской области доли более 35 %.
. В результате проводимой политики в области конкуренции, в регионе возросло число зарегистрированных предприятий. Так, за 2007 год общее число предприятий увеличилось на 3,1 тысяч единиц; за 1 полугодие 2008 года общее число предприятий увеличилось на 762 единицы. Многие рынки стали конкурентными и не имеют высоких барьеров для входа. Это, в первую очередь, местные рынки розничной торговли, услуг для населения, межрегиональные рынки оптовой торговли деловой древесиной, кондитерскими изделиями и многие другие.
Анализ результатов проверок соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при издании постановлений и распоряжений показал, что еще существует практика использования в отдельных случаях органами местного самоуправления совершения действий, направленных на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Положительным фактором проводимой антимонопольным органом работы является уменьшение случаев предоставления необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам или нескольким хозяйствующим субъектам.
Территориальное управление подведомственно в своей деятельности и подотчетно Государственному антимонопольному комитету Российской Федерации, является юридическим лицом. На сегодня в штате Управления состоят 18 государственных служащих.
При осуществлении деятельности Управление сталкивается со следующими проблемами:
- Компетенция антимонопольного управления не распространяется на пресечение нарушений в нормативных актах,принимаемых Новгородской областной Думой;
- Госкомстат и областной комитет статистики не обладают информацией, необходимой для анализа товарных рынков с точки зрения развития на них конкурентной среды. К примеру, отсутствует информация по каждому производителю товаров (работ, услуг), так как в настоящее время отражается информация по группе в целом. Недостаточно информации по ввозу на территорию и вывозу с территории Новгородской области и т.п. Кроме того, нет средств на оснащение антимонопольного управления современными компьютерами и переподготовку и повышение квалификации сотрудников Управления.
Информация о работе Современная государственная региональная политика России