Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:41, доклад
Для России проблема различий в социально-экономическом положении регионов не нова. Опасно усиление межрегиональных диспропорций, наблюдаемое практически по всем статистическим показателям. Несмотря на то, что поддержка регионального паритета (равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам) является существенной статьей государственных расходов *, при профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных потребностях.
Конкретным проявлением
такой позиции мог бы стать
один из методов, применяемых в региональной
политике развивающихся стран, суть
которого в создании «полюсов роста»
или «центров развития». Политика создания
полюсов роста в целях
Теория поляризованного
развития получила наибольшую популярность
в 60-е годы на Западе. Создание всякого
рода полюсов и центров развития
первоначально имело целью
Можно предположить, что функции аккумуляторов или полюсов роста должны выполнять отрасли и виды производств с высоким уровнем рентабельности и высокой скоростью оборачиваемости капитала. Однако это далеко не так, главная функция полюса роста – способствовать интенсивному развитию остальных элементов народнохозяйственного комплекса: полюсом роста может быть и отрасль с низким уровнем рентабельности и сравнительно невысокой скоростью оборота капитала, если она способна обеспечить высокий уровень занятости или значительное увеличение заказов для других отраслей.
Упрощенно схема
формирования полюсов роста в
регионе выглядит следующим образом:
1) определение зоны роста; 2) определение
узких мест функционирования производств,
образующих зону роста, «расшивка» которых
требует инвестиций; 3) выбор форм
и методов поддержки
Таким образом,
процесс формирования института
региональной конкуренции в России
возможен только как следствие политики
федеральной власти, обеспечивающей
сглаживание межрегиональных
Социально-экономическое
развитие регионов:
мифы и реалии выравнивани
Зубаревич Н.В.1
(Опубликовано
в журнале «SPERO» №9, осень-зима
2008, с. 7-22)
Проблема регионального
неравенства есть везде, но в России
она сильно политизирована. Следует
различать неравенство
В отличие от
экономического, снижение социального
неравенства возможно. В развитых
странах Европы важнейшим механизмом
стала не региональная, а эффективная
социальная политика государства: выравнивание
доходов населения с помощью
адресных социальных трансфертов, инвестиции
в человеческий капитал. В России
пока сокращаются только региональные
различия в легальной заработной
плате и, намного медленнее, в
душевых доходах населения. Выравнивающий
эффект социальных трансфертов неочевиден
из-за доминирования в них пенсий.
Основную роль в выравнивании играет
повышение оплаты труда в бюджетной
сфере. Для некоторых социальных
индикаторов устойчивой тенденции
нет, а региональные различия в занятости
и продолжительности жизни, отражающей
развитие человеческого капитала, растут.
Для смягчения
социального неравенства
Что нужно и
можно выравнивать?
Проблема регионального
неравенства в России не сходит с
повестки дня. Как правило, ее контуры
чрезвычайно широки и размыты, но
общий императив неизменен —
нужно выравнивать. В качестве аргумента
чаще всего приводятся огромные региональные
различия душевого валового регионального
продукта (ВРП). Максимальная из известных
автору оценок недавно представлена в
одном из готовящихся законопроектов
Госдумы, и она составляет 86 раз. Нетрудно
подсчитать, откуда взялись эти данные:
если сопоставить душевой ВРП нефтедобывающего
Ненецкого автономного округа с населением
42 тыс. жителей и слаборазвитой Республики
Ингушетия с теневой экономикой, которую
невозможно измерить статистически, то
в 2006 г. это соотношение составляло 81 раз.
Безусловно, статистика
может все, но лучше подойти к
проблеме неравенства более ответственно
— в частности, измерять корректно.
В России величина всех трех измерителей
стоимости жизни (потребительской
корзины, прожиточного минимума и фиксированного
набора товаров и услуг) по регионам
различается в 3,0–3,5 раза, поэтому
нельзя без корректировки проводить
региональные сравнения любых стоимостных
показателей. Такая корректировка
на ценовые различия сокращает разрыв
душевого ВРП Ненецкого округа и
Ингушетии вдвое — до 40–45 раз
в последние годы. Желательно также
учитывать размер и отраслевую специфику
регионов, открытость их экономик (произведенный
продукт далеко не всегда потребляется
в самом регионе), масштабы налогового
изъятия нефтяной ренты в федеральный
бюджет и т.д. При более корректных
оценках становится понятно, что
российское неравенство отнюдь не феноменально.
Схожие, а порой и более сильные
различия имеют и другие крупные
страны догоняющего развития — Китай,
Бразилия и т.д. Но сравнивать себя с
этими странами в России не принято,
мы ориентируется на развитый мир
и региональную политику Евросоюза
(ЕС), по стандартам которого финансовую
помощь получают страны и регионы
с уровнем внутреннего валового
продукта (ВВП) менее 75% от среднего по
ЕС.
Методические
погрешности в измерении
Крайне важно
различать неравенство
Экономическая
история показывает, что преимущества,
особенно «первой природы», не являются
вечными и незыблемыми. Упрощая,
можно сказать, что в раннеиндустриальную
эпоху важнейшими факторами развития
были обеспеченность природными ресурсами
и географическое положение, а в постиндустриальную
— человеческий капитал и институты. Поскольку
роль тех или иных факторов со временем
меняется (например, снижается значимость
природных ресурсов), лидерами становятся
другие территории с иным набором преимуществ.
Множество исследований — от классиков
«центропериферийной» теории Дж. Фридмана,
Ф. Броделя и П. Валлерстайна до современных
работ по региональной экономике и экономической
географии П. Кругмана, М. Фуджита, А. Трейвиша
и др. — показывают, что экономическое
неравенство остается, меняется только
его география.
Помимо смены
ведущих центров роста, происходит
и диффузия (расширение) зон роста
вокруг существующих центров, особенно
от крупных агломераций на соседние
территории. В докладе Мирового банка
показано, что этот процесс достаточно
широко идет в мире. Аналогичные, хотя
и менее очевидные результаты
для России были получены в готовящемся
к публикации исследовании ЦЭФИР, посвященном
развитию регионов, соседствующих с
регионами — экономическими лидерами.
Как показало исследование А. Трейвиша,
Т. Нефедовой и А. Махровой4, наиболее явно
эта тенденция видна на примере постепенного
расширения зоны роста Московской столичной
агломерации. В то же время влияние богатого
нефтегазодобывающего Ханты-Мансийского
автономного округа на развитие соседних
регионов минимально, разве что на «материнскую»
Тюменскую область, в которую округ перечисляет
часть налогов.
В целом в
современной России очевидно работают
три вида преимуществ — агломерационный
эффект (экономия на масштабе), обеспеченность
минеральными ресурсами, востребованными
мировым рынком, и, в меньшей степени, выгодное
положение на основных путях мировой торговли,
преимущественно приморское. Эти преимущества
проявляются в опережающем росте обладающих
ими территорий: крупнейших агломераций
федеральных городов, нефтегазовых и металлургических
регионов, а в 2000-е гг. — южных и западных
приморских регионов. Как следствие, экономическое
неравенство регионов растет.
Возникает вопрос:
если во всем мире не удается сглаживать
пространственное экономическое неравенство,
формирующееся под воздействием
объективных преимуществ, насколько
это возможно в России? Попытки
идти своим путем у нас уже
были. Эти и ускоренная индустриализация
слаборазвитых республик, которая
обернулась в 1990-е гг. катастрофическим
спадом их неконкурентоспособного промышленного
производства — в 4–6 раз по сравнению
с 1990 г. До сих пор эти республики
восстановили не более 40—50% производства
от уровня 1990 г., а некоторые (Ингушетия,
Калмыкия и др.) фактически деиндустриализировались.
Еще один пример — советское освоение
природных ресурсов севера и востока страны,
но с масштабным заселением малопригодной
для жизни территории и высокими экономическими
издержками, которые стали очевидными
при переходе к рыночной экономике. Платой
оказалась массовая миграция из северных
и восточных регионов в 1990-е гг., не прекратившаяся
до сих пор.
Судя по заявленной
недавно политике «нового освоения
Сибири и Дальнего Востока»5, этот негативный
опыт уже забыт. Возрождаются и попытки
ускорить экономический рост слаборазвитых
регионов путем значительного увеличения
государственных инвестиций в экономику
и добровольно-принудительного