Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………
Экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и
виды экономической
1.3.Преимущества
и недостатки экономической
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные
модели рынка………………………………………………
2.2.Методы конкурентной
борьбы в рыночном хозяйстве………
2.3.Основные
направления и инструменты
Выводы и
предложения…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...32
Введение
Данная тема актуальна, так как конкуренция является движущей силой экономики.
Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без нее невозможно представить прогресс в технике, а она создает в нем заинтересованность у производителей. Каждый стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.
Конкуренция незаменимый атрибут механизма выгоды.
Прежде всего, конкуренция – это соперничество, которое происходит между производителями различных товаров и услуг. Эта борьба проходит за более приемлемые и выгодные условия в сфере производственной деятельности, также в сфере сбыта услуг и товаров. Важнейшей целью является получение максимальной прибыли. Именно конкуренция активизирует производство качественных товаров, услуг и продукции.
Экономическая конкуренция (economic competition) – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
В экономической теории сложилась традиция изучения рыночных процессов, центром которых была конкуренция. В работах А. Смита, Д. Риккардо, Дж. Ст. Милля, Ж.-Б. Сэя, Й. X. фон Тюнена, Г. Шмоллера, К. Маркса, Дж. Кейнса заложен фундамент анализа процессов конкуренции. Несмотря на то, что имена этих ученых традиционно относят к экономическим школам, уровень постановки проблемы приводил к тесному переплетению системно-экономических и социологических тенденций. Модели конкуренции разрабатывались в трудах А. Маршалла, А. Курно, В. Джевонса, Ф.И. Эджуорта, К. Викселя и многих других экономистов, заложивших базу для современных инструментальных
подходов к изучению конкуренции.
Объектом исследования является экономическая конкуренция.
Предмет исследования - сущность экономической конкуренции, ее функции, признаки, преимущества и недостатки.
Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты экономической конкуренции. Во втором разделе оценивается анализ современного состояния и перспективы развития экономической конкуренции в России.
1. Теоретические основы экономической конкуренции
1.1.Сущность
и признаки экономической
Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» - сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно благодаря конкуренции «невидимая рука» рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди - они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.
Некоторые обществоведы видят
в конкуренции универсальный
механизм, объясняющий развитие общества
в целом - оно предстает как
конкуренция социально-
Рынок не мог бы функционировать, если бы в его экономике, кроме действия закона спроса и предложения, не было конкуренции.
Конкуренция - экономическое
соперничество между
Экономическое соперничество обычно приобретает такие формы, порождает такие эмоции и страсти, к которым в литературе вполне уместно применяется выражение «конкурентная борьба. Она - постоянный предмет исследования многих ученых.
Конкуренция полезна для общества так как стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают сами потребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке.
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Полл Самуэльсон отметил, что конкуренция как сложный механизм непроизвольной координации производства через систему цен и рынков объединяет знания и действия миллионов индивидов. Тем не менее, система удовлетворяет первое требование, которое ставится перед любым социальным организмом - «способность выжить».
Вместе с тем конкуренция имеет и отрицательные черты: является одной из причин безработицы, прямо или опосредствованно влияет на неравномерное распределение доходов между разными группами населения, приводит к разорению мелких товаропроизводителей, способствует концентрации производства, отсюда - значительному обогащению крупных собственников может порождать монополию со всеми ее негативными последствиями.
Роль конкуренции как движущей силы экономики особенно видна благодаря ее мощным стимулам в развитии производства. Новаторское применение передовой техники и технологии, способствующее улучшению качества продукции и уменьшению ее себестоимости, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.
Конкуренция как один из важных элементов функционирования рыночного механизма возможна лишь при условии, что основная часть товаропроизводителей - предприятий, организаций, граждан - свободна в своей хозяйственной деятельности и предпринимательстве. Они сами выбирают поставщиков и потребителей, распоряжаются прибылями, которые остаются после уплаты налогов, решают другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
В условиях конкуренции возникает коммерческая тайна, продиктованная необходимостью товаропроизводителей прятать от конкурента все то, что дает им возможность вырабатывать товары повышенного спроса и получать высокие прибыли. Коммерческая тайна - это тоже необходимое условие конкуренции, поэтому она охраняется законодательством каждой страны. С другой стороны, товаропроизводители стремятся изучать и заимствовать методы работы конкурентов, которые пользуются успехом. Такое изучение рынка называется бенчмаркингом.
Изучение успехов
конкурентов смежных
Ноу-хау становится товаром и продается прямо или опосредованно: через инвестиции, создание совместных предприятий и т.п.
Суть конкуренции
проявляется и в том, что она,
с одной стороны, создает такие
условия, за которые покупатель на рынке
имеет великое множество
Основные условия возникновения конкуренции:
1. Полная хозяйственная
(экономическая)
2. Полная зависимость
товаропроизводителя от конъюнк
3. Противостояние
всем другим
Непременным условием конкуренции является независимость субъектов рыночного отношения от определенных «высших» и «внешних» сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга.
Таким образом, конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. конкуренция является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. Также конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, и которые не могут управляться организацией.
1.2. Функции
и виды экономической
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная
функция конкуренции
Функция конкуренции,
заключающаяся в создании условий
для получения доходов и
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно [6, С.24-28].
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.