Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа
История государственного долга России
1. История государственного долга России
Кредитная
история России началась в 1769 г., когда
Екатерина II сделала первый заем в
Голландии. За последующие два с
половиной столетия Российская империя
заняла на рынке примерно 15 млрд. руб.
Большая часть этих средств накануне
революции была погашена. К этому
моменту старейшими займами в
составе русского государственного
долга оставались 6%-ные займы 1817-18
гг. Их нарицательный капитал
На
протяжении всего XIX в. и в начале
XX в. расходы государства превышали
его доходы. Во второй половине XIX в.
правительство активно
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
Срок
обращения краткосрочных
Основу
государственного долга составляли
долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные
займы могли заключаться на достаточно
длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался
выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское
правительство в результате длительных
и кровопролитных усилий сумело создать
репутацию надежного заемщика, который
действует на рынке аккуратно, не
злоупотребляя своим
Заимствование
финансовых ресурсов использовалось с
разными целями, и далеко не всегда
целью для реализация какого-либо
конкретного проекта. Интересы финансовой
стабильности, пусть даже в краткосрочном
периоде, имели первостепенное значение.
Это позволяло следовать
Отказавшись
платить долги своим и
1.1
История формирования
внешнего долга
РФ
Внешний долг – общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным долгам, полученным кредитам и процентам по ним в иностранной валюте.
Для России проблема внешнего долга не является новой. До революции 1917 г. Российская империя занимала второе место в мире по величине внешнего долга и первое место по затратам на его обслуживание. В январе 1918 г. Советское правительство аннулировало внутренние и внешние долги, но кредиторы не согласились с этим решением и Российской Федерации в 90-е годы пришлось вернуться к этому вопросу.
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.
Важным
фактором обслуживания внешнего долга
России стало налаживание контактов
с известными международными организациями
кредиторов – Парижским клубом,
занимающимся межправительственными
кредитами, и Лондонским клубом, координирующим
вопросы задолженности частным
банкам по неправительственным и
негарантированным
Надо заметить,
что задолженность, доставшаяся
в наследство от СССР, не только составляет
подавляющую долю внешнего долга
России (108 млрд долл.), но и продолжает
увеличиваться. Ее обслуживание является
не только финансовым, но и моральным
бременем российского правительства
и налогоплательщиков, вынужденных
расплачиваться по долгам уже не существующего
государства. При этом продуманной
долговой политики не проводилось, оценка
экономической эффективности